Статья 7. Полномочия Счетной палаты




Статья 6. Функции Счетной палаты

Счетная палата в соответствии с задачами, предусмотренными статьей 2 настоящего Закона:

1) осуществляет контроль за исполнением законов Украины и принятых Верховной Радой Украины постановлений, исполнением Государственного бюджета Украины, финансированием общегосударственных программ в части, касающейся использования средств Государственного бюджета Украины;

2) осуществляет по поручению Верховной Рады Украины контроль за исполнением Государственного бюджета Украины по поквартальному распределению доходов и расходов в соответствии с показателями этого бюджета, в том числе расходов по обслуживанию внутреннего и внешнего долга Украины, расходованием средств целевых фондов;

3) проверяет по поручению комитетов Верховной Рады Украины использование по назначению органами исполнительной власти средств общегосударственных целевых фондов и средств внебюджетных фондов и представляет по результатам проверки Верховной Раде Украины заключения о возможностях сокращения расходов по каждому фонду отдельно и целесообразности направления изъятых средств на финансирование других расходов Государственного бюджета Украины;

4) контролирует эффективность управления средствами Государственного бюджета Украины Государственным казначейством Украины, законность и своевременность движения средств Государственного бюджета Украины, в том числе средств общегосударственных целевых фондов в Национальном банке Украины, уполномоченных банках и кредитных учреждениях Украины;

5) дает консультации органам и должностным лицам, избираемым, утверждаемым или назначаемым Верховной Радой Украины, по вопросам расходования средств Государственного бюджета Украины. В ходе проведения проверок и анализа состояния экономики разрабатывает мероприятия по изысканию возможностей и новых источников привлечения дополнительных поступлений в Государственный бюджет Украины и вносит соответствующие предложения Министерству финансов Украины;

6) осуществляет по поручению Верховной Рады Украины, комитетов Верховной Рады Украины контрольные функции по финансированию общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды и других программ, утверждаемых Верховной Радой Украины;

7) контролирует инвестиционную деятельность органов исполнительной власти, проверяет законность и эффективность использования финансовых ресурсов, выделяемых из Государственного бюджета Украины на выполнение общегосударственных программ;

8) проводит предварительный анализ до рассмотрения на заседаниях комитетов и Верховной Рады Украины отчетов Антимонопольного комитета Украины об осуществлении им государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также отчетов Фонда государственного имущества Украины и должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Верховной Радой Украины, об эффективном управлении имуществом, являющимся основным национальным богатством, собственностью украинского народа;

9) осуществляет контроль за выполнением решений Верховной Рады Украины о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, за кассовым исполнением Государственного бюджета Украины Национальным банком Украины и уполномоченными банками;

10) проверяет по поручению Верховной Рады Украины в соответствии со своим статусом смету расходов, связанных с деятельностью Верховной Рады Украины и ее аппарата, вспомогательных органов и служб Президента Украины и аппарата Кабинета Министров Украины, а также расходование средств государственными учреждениями и организациями, действующими за границей и финансируемыми за счет Государственного бюджета Украины;

11) готовит и дает заключения и ответы на обращения органов исполнительной власти, органов прокуратуры и суда по вопросам, относящимся к ее ведению;

12) осуществляет связи с контрольными органами иностранных государств и соответствующими международными организациями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.

Статья 7. Полномочия Счетной палаты

Счетная палата имеет следующие полномочия:

1) осуществлять экспертно-аналитические, информационные и иные виды деятельности, обеспечивающие контроль за использованием средств общегосударственных целевых фондов, средств внебюджетных фондов, за целевым использованием финансово-кредитных и валютных ресурсов при осуществлении общегосударственных программ;

2) проводить финансовые проверки, ревизии в аппарате Верховной Рады Украины, органах исполнительной власти, Национальном банке Украины, Фонде государственного имущества Украины, других подотчетных Верховной Раде Украины органах, а также на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности в пределах, определенных статьей 16 настоящего Закона;

3) проверять в органах и на объектах, указанных в пункте 2 настоящей статьи, денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы расходов и иную документацию о финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществлять проверку кассовых операций с наличностью и ценными бумагами, материальных ценностей, их учета, хранения и расходования;

4) получать от руководителей проверяемых учреждений и организаций всю необходимую документацию и иную информацию о финансово-хозяйственной деятельности;

5) получать от Национального банка Украины, уполномоченных банков и других кредитных учреждений необходимые сведения об осуществляемых ими операциях и состоянии счетов проверяемых учреждений и организаций, от других предприятий и организаций - справки, копии документов по операциям и счетам этих предприятий и организаций;

6) организовывать и проводить оперативный контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины за отчетный период;

7) проводить комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям Государственного бюджета Украины, в том числе бюджетов общегосударственных целевых фондов;

8) проводить экспертизу проектов Государственного бюджета Украины, а также проектов законов и иных нормативных актов, международных договоров Украины, общегосударственных программ и других документов, касающихся вопросов государственного бюджета и финансов Украины;

9) осуществлять анализ и исследование нарушений и отклонений бюджетного процесса, подготовку и внесение в Верховную Раду Украины предложений по их устранению, а также совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

10) готовить и представлять заключения в Верховную Раду Украины и ее комитеты об исполнении Государственного бюджета Украины, в том числе доходов и расходов общегосударственных целевых фондов, финансировании общегосударственных программ за отчетный год;

11) направлять материалы проверок, ревизий и обследований Кабинету Министров Украины, соответствующим центральным органам исполнительной власти, Национальному банку Украины, Фонду государственного имущества Украины, предприятиям, учреждениям и организациям для рассмотрения и принятия необходимых мер;

12) возбуждать перед Верховной Радой Украины, Президентом Украины, а также органами исполнительной власти ходатайство о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований действующего законодательства Украины, вследствие чего причинен материальный ущерб государству;

13) привлекать к проведению проверок, ревизий и обследований на договорных началах квалифицированных специалистов и специалистов-экспертов из других учреждений и организаций, а также работников других государственных контрольных, налоговых и правоохранительных органов с оплатой их труда в необходимых случаях за счет собственных средств;

14) в случае выявления во время проверок, ревизий и обследований фактов присвоения денег и материальных ценностей, иных злоупотреблений передавать материалы проверок, ревизий и обследований в правоохранительные органы с информированием об этом Верховной Рады Украины.

 

5. Консолидированный бюджет РФ, его назначение и особенности.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, которые входят в состав субъекта РФ, и образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ также образуют консолидированный бюджет РФ.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

Термин «консолидированный бюджет» был включен также в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г в связи с упразднением Государственного бюджета РФ, в который входили все звенья бюджетной системы России. Вышеуказанный закон в настоящее время не действует.

В бюджетном планировании используются показатели консолидированных бюджетов. Объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных преобразований принимаются в расчет при определении размеров дотаций и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ.

Роль консолидированных показателей важна при проведении анализа формирования и использования централизованного финансового фонда страны.

Сводное финансовое планирование невозможно без расчета показателей консолидированных бюджетов. Из консолидированных бюджетов берутся показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов. В доходной части баланса используются данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на имущество, подоходный налог, налоги на внешнюю торговлю, средства бюджетных целевых фондов и т. д.

Расходная часть включает: расходы на социально-культурные мероприятия, которые финансируются за счет бюджета, затраты на государственные инвестиции, государственные дотации, расходы на науку из бюджета, на оборону, расходы на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры и др.

Показатели консолидированного бюджета играют большую роль в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. Финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий.

Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, которые характеризуют различные виды обеспеченности жителей страны и ее территорий.

 

6. Сущность и функции денег.

Экономическая сущность денег заключается в том, что в результате развития товарного обмена из общей массы всех прочих товаров выделяется специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента.

Сущность денег выражается в единстве трех свойств:

– всеобщей непосредственной обмениваемости;

– самостоятельной форме меновой стоимости;

– внешней вещной меры труда.

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннюю основу, содержание денег, выполняются при участии людей. Деньги выполняют пять основных функций: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и сбережения, мировых денег.

Как мера стоимости деньги выступают в качестве меры затрат общественного труда на производство товаров, что делает товары соизмеримыми. Стоимость товаров, выраженная в деньгах, называется ценой. В основе цен и их движения – закон стоимости. Для сравнения цен разных по стоимости товаров их необходимо свести к единому масштабу, т. е. выразить в одинаковых денежных единицах.

Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником в обмене товаров. В отличие от функции меры стоимости, где товары идеально оцениваются в деньгах до начала их обращения, деньги при обращении товаров должны присутствовать реально, но участвуют они в процессе обмена мимолетно. В этой функции используются наличные денежные знаки.

Функцию средства платежа деньги выполняют при погашении долгового обязательства, когда появляется разрыв во времени между оказанием услуги и оплатой за нее, т. е. отсутствует встречное движение товаров, услуг и денег и появляются кредитные отношения. Эту функцию могут выполнять как наличные, так и безналичные деньги.

Средство накопления, сбережения и образования сокровищ выполняют деньги, временно находящиеся без движения у их владельцев (накопления – у юридических и физических лиц в виде остатков на счетах в банках, приносящих доход в виде процентов, когда банки превращают их в активный денежный капитал в другом процессе обращения, сбережения – у физических лиц в виде наличных денег, образования сокровищ – относится только к действительным золотым и серебряным деньгам).

Функцию мировых деньги выполняют, обслуживая экономические связи между субъектами различных государств. При этом деньги могут быть средством платежа (при расчетах по платежному балансу, погашению внешних займов и т. п.), покупательным средством (при прямой покупке товаров за границей), всеобщим средством перемещения богатства.

Результаты применения и воздействия денег на различные стороны деятельности и развития общества характеризуют их роль.

1. С помощью денег осуществляются различные виды общественных отношений: финансовые – распределительные и перераспределительные (расширенное воспроизводство, формирование и расходование бюджетов различных уровней и т. п.); кредитные отношения; государственные (уплата и обслуживание внешнего долга и т. п.).

2. Происходит распределение валового национального продукта, когда деньги участвуют в приобретении недвижимости, земли.

3. С помощью денег определяются цены, выражающие стоимость товара, включая недвижимость, драгоценности, интеллектуальную собственность, нематериальные активы и т. п.

4. Деньги улучшают условия сохранения стоимости. В различных социально-экономических условиях роль денег меняется. Если при административно-командной модели экономики возможности непосредственной обмениваемости денег на товары были ограничены, то при переходе к рыночной экономике такие возможности значительно расширяются, роль денег в обменных операциях повышается.

 

7. Виды денег.

В своей эволюции деньги прошли следующие этапы: металлические деньги; бумажные деньги; кредитные деньги; электронные деньги.

Исторически бумажные деньги возникли из металлического обращения и выступали в качестве заместителей ранее находившихся в обращении серебряных и золотых монет.

Сущность бумажных денег заключается в том, что они являются денежными знаками, выпускаемыми государством для покрытия своего бюджетного дефицита и наделенными принудительным курсом. Эмитентом бумажных денег выступает казначейство.

Расширение сферы коммерческого и банковского кредита в условиях приобретения товарными отношениями всеобщего характера привело к появлению кредитных денег.

Кредитные деньги в своем развитии прошли следующие этапы: вексель, банкнота, чек, электронные деньги и их последняя разновидность – кредитная карточка.

Вексель – документ, составленный по установленной законом форме, и безусловное, абстрактное денежное обязательство об уплате обозначенной в нем суммы в указанный срок и в указанном месте. Особенностями векселя являются:

– абстрактность;

– бесспорность;

– обращаемость (относится к переводному векселю). Банкнотное обращение – следующий этап развития кредитных денег, возникший на базе вексельного обращения.

Банкнота – это обязательство банка. Банкнота отличается от векселя по двум важным моментам: во-первых, по срочности; во-вторых, по обеспеченности.

Следующим кредитным орудием является чек, который появился позже, чем вексель и банкнота, с созданием коммерческих банков и сосредоточением денежных средств на текущих счетах.

Чек – это денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодателя (владельца счета) кредитному учреждению о выплате чекодержателю указанной в нем суммы. Чек – это разновидность переводного векселя, который владелец счета выписывает на коммерческий банк. Чек как денежный документ краткосрочного действия не имеет статуса законного платежного средства, выпуск чеков в обращение не регулируется законодательством, а целиком определяется потребностями коммерческого оборота.

Во внутреннем обороте чеки используются:

– для получения в банках наличных денег (именные чеки);

– для расчетов за товары и услуги (ордерные и предъявительские);

– в качестве инструмента, опосредующего безналичные расчеты (расчетные и акцептованные чеки). На основе чеков возникла система безналичных расчетов, когда большая часть взаимных претензий между юридическими лицами погашается без участия наличных денег и платеж производится лишь по сальдо, причем по большей части также в безналичном порядке.

Механизация и автоматизация банковских операций, переход к широкому использованию ЭВМ в практике банковских расчетов способствовали возникновению новых методов погашения или передачи долга с применением электронных денег.

Наивысшим достижением современной банковской практики на базе внедрения ЭВМ является возможность замены чеков электронными кредитными карточками, не только замещающими наличные деньги и чеки в расчетах, но и дающими их владельцу право получить в банке краткосрочную ссуду. В настоящее время используется четыре вида кредитных карточек, из которых наибольшее распространение получили банковские и торговые.

 

8. Задачи и функции Федерального казначейства РФ.

Главные задачи органов Казначейства:

1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы;

2) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;

4) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

5) управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

6) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:

• организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;

• руководство работой территориальных органов Федерального казначейства;

• доведение до территориальных органов Федерального казначейства размеров ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям;

• ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

• организация распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, передача в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

• управление доходами и расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, распоряжение средствами на соответствующих счетах в банках, кроме средств государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств, осуществление операций с этими средствами;

• организация осуществления взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

• регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами, организация контроля за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

• организация и осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета, других централизованных финансовых ресурсов и направлений их использования; учета операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах казначейства; сбора, обработки и анализа информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

• осуществление по поручениям Правительства РФ и Минфина РФ других операций со средствами федерального бюджета, другими средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;

• организация работы территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

• управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга совместно с Банком России и другими уполномоченными банками, организация и осуществление размещения на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ итд

9, Инфляция: виды, причины, последствия.

Инфляция – феномен, присущий исключительно бумажно-денежному обращению, означающий переполнение сферы обращений избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение и как результат повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег. То есть инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.

Сущность инфляции экономисты трактуют по-разному:

– как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени;

– как любое обесценение бумажных денег;

– как повышение общего уровня цен;

– как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране (нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, особенностями политики государства, эмиссионных и коммерческих банков).

В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер. Это вызвано не только денежными, но и неденежными факторами, часто политическими.

Различают следующие виды и формы проявления инфляции.

1. По степени проявления:

ползучая инфляция – инфляция, выражающаяся в постепенном длительном росте цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет 5-10 %;

галопирующая инфляция – инфляция в виде скачкообразного роста цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет от 10 до 50 %;

гиперинфляция – инфляция с очень высоким темпом роста цен, когда рост цен превышает 100 % в год (МВФ за гиперинфляцию принимает 50 %-ный рост цен в месяц).

2. По способам возникновения:

административная инфляция – инфляция, порождаемая «административно» управляемыми ценами;

инфляция издержек – инфляция, проявляющаяся в росте цен на факторы производства (в частности, ресурсы), вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на производимую продукцию;

инфляция спроса – инфляция, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что, безусловно, ведет к росту цен;

инфляция предложения – инфляция, проявляющаяся в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;

импортируемая инфляция – инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

кредитная инфляция – инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией.

3. По формам проявлений инфляция бывает:

открытой – инфляция за счет свободного (открытого) роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;

скрытой (подавленной) – когда инфляция возникает вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государства удержать цены на прежнем уровне. В этом случае происходит «вымывание» товаров на открытых и переток их на теневые, «черные» рынки, где цены, безусловно, растут.

 

10. Государственные внебюджетные социальные фонды.

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

·Пенсионный фонд Российской Федерации;

·Фонд социального страхования Российской Федерации;

·Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).

К экономическим относятся:

·Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;

·финансовые фонды поддержки отраслей;

·инвестиционные фонды и др.

 

11. Денежное обращение: сущность, виды.

 

Денежное обращение — это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. *

Денежное обращение отражает направленные потоки денег между центральным банком и коммерческими банками (кредитными организациями); между коммерческими банками; коммерческими банками и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; между коммерческими банками и физическими лицами; финансовыми институтами различного назначения; между финансовыми институтами и физическими лицами.

Налично-денежное обращение.

Налично-денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения).

Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения.

1. Расчеты платежными поручениями – это самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов.

Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы со своего счета.

Аккредитивная форма расчетов. Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.

Расчеты чеками. При расчетах чеками владелец счета (чекодержатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю).

Расчеты платежными требованиями-поручениями представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета. Оно выписывается поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляется в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта. Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.

5. Инкассо – это операция по получению банками для клиентов денег по их поручению и за их счет по различным документам. На инкассо принимаются чеки, векселя, ценные бумаги и т.д.

 

12. Резервный фонд РФ: источники формирования и направления расходования.

Резе́рвный фонд Росси́йской Федера́ции сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд иФонд национального благосостояния России. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России. Резервный фонд формируется за счет:

·нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

·доходов от управления средствами Резервного фонда.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

 

13. Особенности финансов некоммерческих организаций.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность (т. е. не ставящие целью своей деятельности извлечение прибыли), оказывают разнообразные услуги, в том числе социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т. д. В условиях рыночной экономики учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, перешли на новые условия хозяйствования, что привело к значительному расширению состава их финансовых источников.

Под финансовыми ресурсами учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, понимаются денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов формируются в зависимости от вида и характера оказываемых услуг. Услуги могут предоставляться потребителям на платной, бесплатной или смешанной основе.

Источники формирования финансовых ресурсов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность:

1) бюджетные средства, выделяемые на основе установленных нормативов;

2) денежные средства, поступающие за предоставленные платные услуги;

3) выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

4) добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности;

5) прочие денежные поступления.

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, могут привлекать кратко– и долгосрочные кредиты для своей деятельности.

Мобилизация и использование финансовых ресурсов в некоммерческих учреждениях и организациях осуществляются на основе сметного финансирования и самофинансирования. Функционирование некоммерческих учреждений и организаций на началах самоокупаемости и самофинансирования означает полное возмещение затрат за счет выручки от предоставления платных услуг. Формирование и использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов и расходов.

На некоммерческих началах функционируют общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольности создания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы. Использование общественными об



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: