Расчет прочности зубьев по контактным напряжениям.
Для косозубых передач удельная нагрузка
.
По аналогии с прямозубым колесом получаем
.
Сравнивая отношение в формуле для прямозубых и косозубых колес, а также учитывая, что у последних отсутствует зона однопарного зацепления, находим
или
.
Обозначим
- коэффициент повышения прочности косозубых передач по контактным напряжениям. В соответствии с формулой для косозубых передач получаем
При проектном расчете и неизвестны. Поэтому величину в формуле предварительно оценивают приближенно. При некоторых средних значениях =12°, =1,5 получаем ~0,8. Тогда для косозубых передач
,
.
Расчет конических прямозубых передач на контактную прочность
В основу данного расчета берется формула в параметрах эквивалентной цилиндрической прямозубой передачи по среднему дополнительному конусу
Используем связь тригонометрических функций для определения передаточного числа и делительного диаметра эквивалентного колеса .
После подстановки в исходную формулу значений и и несложных преобразований получим формулу проверочного расчета для стальных прямозубых конических колес
или, заменив ; , получим:
Z=ZH ZM=462 103Па1/2 (для стальных колес), (4)
где — возникающее нормальное контактное напряжение, МПа; d1 — средний делительный диаметр шестерни, мм; T2 — вращающий момент на колесе, Нмм; ZH— коэффициент, учитывающий форму сопряжения поверхности зубьев; ZM — коэффициент, учитывающий механические свойства материала; Ψbd— коэффициент ширины (длины) зуба; u — передаточное число; KHθ = 0,85 — коэффициент, учитывающий снижение контактной прочности конической передачи по сравнению с прямозубой; — допускаемое контактное напряжение. Из двух значений выбирается меньшее.
Проектировочный расчет.
Решая уравнение относительно d1 запишем
где — вспомогательный коэффициент (для стальных прямозубых конических колес Kd = 78 МПа1/3).
Краткие теоретические и справочно-информационные материалы по теме:
У косозубых колес зубья располагаются не по образующей делительного цилиндра, а составляют с ней некоторый угол . Оси колес при этом остаются параллельными. Для нарезания косых зубьев используют инструмент такого же исходного контура, как и для нарезания прямых. Поэтому профиль косого зуба в нормальном сечении совпадает с профилем прямого зуба. Модуль в этом сечении должен быть также стандартным.
В торцовом сечении параметры косого зуба изменяются в зависимости от угла :
Рисунок 11 - Геометрические параметры косозубой цилиндрической передачи
окружной шаг ,
окружной модуль ,
делительный диаметр .
Индексы n и t приписывают параметрам в нормальном и торцовом сечениях соответственно.
Прочность зуба определяют его размеры и форма в нормальном сечении. Форму косого зуба в нормальном сечении принято определять через параметры эквивалентного прямозубого колеса.
Рисунок 12 – Определение эквивалентных параметров
Нормальное к зубу сечение образует эллипс с полуосями и , где . В зацеплении участвуют зубья, расположенные на малой оси эллипса, так как второе колесо находится на расстоянии . Радиус кривизны эллипса на малой оси:
.
В соответствии с этим, форма косого зуба в нормальном сечении определяется эквивалентным прямозубым колесом, диаметр которого:
и число зубьев:
Последовательность проектировочного расчета конической зубчатой передачи