Расчет прочности зубьев по контактным напряжениям.
Для косозубых передач удельная нагрузка
.
По аналогии с прямозубым колесом получаем
.
Сравнивая отношение
в формуле для прямозубых и косозубых колес, а также учитывая, что у последних отсутствует зона однопарного зацепления, находим

или
.
Обозначим

- коэффициент повышения прочности косозубых передач по контактным напряжениям. В соответствии с формулой для косозубых передач получаем

При проектном расчете
и
неизвестны. Поэтому величину
в формуле предварительно оценивают приближенно. При некоторых средних значениях
=12°,
=1,5 получаем
~0,8. Тогда для косозубых передач
,
.
Расчет конических прямозубых передач на контактную прочность
В основу данного расчета берется формула в параметрах эквивалентной цилиндрической прямозубой передачи по среднему дополнительному конусу

Используем связь тригонометрических функций для определения передаточного числа и делительного диаметра эквивалентного колеса
.
После подстановки в исходную формулу значений
и
и несложных преобразований получим формулу проверочного расчета для стальных прямозубых конических колес

или, заменив
;
, получим:

Z=ZH
ZM=462
103Па1/2 (для стальных колес), (4)
где
— возникающее нормальное контактное напряжение, МПа; d1 — средний делительный диаметр шестерни, мм; T2 — вращающий момент на колесе, Нмм; ZH— коэффициент, учитывающий форму сопряжения поверхности зубьев; ZM — коэффициент, учитывающий механические свойства материала; Ψbd— коэффициент ширины (длины) зуба; u — передаточное число; KHθ = 0,85 — коэффициент, учитывающий снижение контактной прочности конической передачи по сравнению с прямозубой;
— допускаемое контактное напряжение. Из двух значений
выбирается меньшее.
Проектировочный расчет.
Решая уравнение относительно d1 запишем


где
— вспомогательный коэффициент (для стальных прямозубых конических колес Kd = 78 МПа1/3).
Краткие теоретические и справочно-информационные материалы по теме:
У косозубых колес зубья располагаются не по образующей делительного цилиндра, а составляют с ней некоторый угол
. Оси колес при этом остаются параллельными. Для нарезания косых зубьев используют инструмент такого же исходного контура, как и для нарезания прямых. Поэтому профиль косого зуба в нормальном сечении
совпадает с профилем прямого зуба. Модуль в этом сечении должен быть также стандартным.
В торцовом сечении
параметры косого зуба изменяются в зависимости от угла
:

Рисунок 11 - Геометрические параметры косозубой цилиндрической передачи
окружной шаг
,
окружной модуль
,
делительный диаметр
.
Индексы n и t приписывают параметрам в нормальном и торцовом сечениях соответственно.
Прочность зуба определяют его размеры и форма в нормальном сечении. Форму косого зуба в нормальном сечении принято определять через параметры эквивалентного прямозубого колеса.

Рисунок 12 – Определение эквивалентных параметров
Нормальное к зубу сечение образует эллипс с полуосями
и
, где
. В зацеплении участвуют зубья, расположенные на малой оси эллипса, так как второе колесо находится на расстоянии
. Радиус кривизны эллипса на малой оси:
.
В соответствии с этим, форма косого зуба в нормальном сечении определяется эквивалентным прямозубым колесом, диаметр которого:

и число зубьев: 

Последовательность проектировочного расчета конической зубчатой передачи