Инструментарий и процедура проведения интервью




ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ

 

 

ЭССЕ

Инструментарий и процедура проведения интервью

по дисциплине «Современные социологические теории»

040100.62 Социология

 

 

Выполнил студент гр. Б10302 ___________ А. В. Иванова  
Проверил доцент, к.ф.н ____________ В. А. Томилов ____________________________ (зачтено/незачтено)  

 

г. Уссурийск

 

Для начала, скажем, о том что, интервью – это беседа, которая проводиться по определенному плану, предполагает прямой контакт респондента с интервьюером, запись проводиться либо самим интервьюером или механическим путем.

Также сразу можно сказать о достоинствах данного метода. Во первых это беседа, которая по форме близка к обыденному разговору, возникает легкая не принужденная обстановка, что в последствии повышает искренность ответов. Во вторых, есть возможность наблюдать реакцию человека, корректировать беседу и изменять последовательность или форму вопросов. В третьих, личное взаимодействие способствует доверительности, а так же серьезному отношению информанта к беседе. И еще, устный характер вопросов позволяет исключить недопонимание в вопросах[1].

Интервью, позволяет сочетать в себе метода опроса и наблюдения. Стандартизированные интервью, отличается тем, что респондентам, задают одни и те же вопросы в одной и то же последовательности; в свободном интервью, состояться беседа на заданную тему. В интервью социология проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские категории и понятия на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, используемых и отраженных уже непосредственно в беседе.

Чтобы интервью прошло успешно обязательным условием является соблюдение его процедуры. Для начала это точный выбор респондентов, как объекта исследования. Определение времени и места проведения интервью; полная и верная запись ответов и хода беседы; правильное оформление.

Успех проведения интервью зависит от степени контакта и качества общения между интервьюером и респондентом. Вопросы уже объективно должны выражать концептуальное знание, это как этап перехода от возможно истинного знания уже к действительно истинному. Респондент в таком интервью равноправный собеседник. Так же хочется отметить что у интервью есть свои успешные области применения, это качественные исследования, опросы экспертов, телефонные опросы[4].

В отечественной социологической практике интервью применяется реже анкетного опроса. Для интервью характерно изучение общественного мнения, опрос экспертов.

Интервью – это особый вид исследовательского общения, выступает в качестве метода сбора информации. Интервью применяется во многих дисциплинах. Можно выделить начальный период применения интервью, когда оно использовалось в основном в психиатрии, в качестве беседы с пациентами. В этом случи оно использовалось как для получение необходимой информации о больном, так и в качестве терапевтической помощи. А вот с развитием эмпирических социологических исследований интервью постепенно переходит в один из основных методов сбора информации наряд с анкетным опросом. Интервью проводиться при помощи специального лица или самим социологом [5].

В основе интервью заложена беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, а цели заданы программой исследования. Интервью можно охарактеризовать как исследовательское общение, при котором возникает межличностная мотивация. От характера и тесноты общения напрямую зависит успех данного метода.

То обстоятельство, что полученная в интервью информация формируется, уточняется в процессе общения сторон, выдвигает, особые требования к методологии анализа и общения данных интервью.

С другой стороны эмоциональный контакт создает особые условия для более глубокого понимания объекта. Этого не может дать не одна даже очень хорошая анкета. К преимуществам интервью можно смело отнести возможность сочетания метода опроса и наблюдения, чего не может гарантировать не одна анкета.

Для успешного проведения интервью требуется тщательный подбор и специальное обучение интервьюера. От его профессиональных и личностных качеств так же во многом зависит успех. Как правило социологи за ранее разрабатывают подробный план своей работы. Он служит ориентиром в беседе.

Процедура использования интервью требует осуществить действия в двух направлениях:

Для начала: создать бланк интервью на базе программы социологического исследования. Опросный лист – социологический инструментарий предназначенный для сбора эмпирической информации в виде устных ответов. В этом листе формулируются вопросы на основе гипотез, целей и задач. Типы и композиции вопросов в принципе такие же как в анкетном опросе. Бланк интервью содержит введение, где кратко говориться о цели, возможность использования результатов, кто проводит, основную часть вопросов. В конце опросного листа вопросы, которые позволят оценить качество проведенного интервью респондентом, а также имеется информация о времени начала и окончания интервью, самом интервьюере и подтверждение интервьюером точно использования всех требований инструкции при проведении интервью.

Далее: Организация и проведение интервью, определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, интервьюера - с другой.

Учитывая статус интервьюера, который проводит беседу по определенному плану, стоит иметь ввиду, что именно от качества его работы терпимости и профессионализма зависит достоверность полученной информации. Так же внимания заслуживает сам интервьюер, когда речь идет о правилах проведения интервью в самом широком смысле.

На интервью значительно влияют место и время, тактика и стратегия а так же состав участников. Если вести речь об опросе по месту жительства, то смело можно сказать, что его достоинство заключается в том что человек в домашних условиях более открыт и не принужден, охотно отвечает на вопросы, даже если их много. У него больше возможности подумать и ответить как можно точнее. Однако надо не забывать, что при опросе на дому, значительно увеличивается время потраченное на каждое интервью. Кроме того, следует отметить что при домашнем опросе на ответ респондента могут повлиять какие-то трети лица, а это негативно сказывается на полученной информации.

Специальное место для опроса куда респондента вызывают заранее, является наиболее удачным. Так как в этот случаи отсутствуют перечисленные выше недостатки.

Такими местами могут быть какие-нибудь комнаты отдыха и различного рода помещения. Главным преимуществом тут будет, уменьшение сроков процедуры, это непосредственно положительно сказывается на результате.

Главное что исключение третьих лиц дает возможность создать неофициальную обстановку при проведении опроса.

Большое влияние на достоверность информации и ее полноту несомненно играет фактор времени. Его действие проявляется в том, сколько времени может выделить респондент для беседы и главное чтобы это было удачное для него время. Так же важно информировать о целях и значимости опроса. Если респондент видит что интервьюер не торопиться, а внимательно и вдумчиво его слушает, сразу можно заметить его готовность серьезно ко всему отнестись и очень активно поучаствовать.

Качество интервью заметно понизиться, если респондент во время всего этого будет заниматься какими-нибудь посторонними делами или решать какие-то проблемы. Если он хочет уйти, то принуждать ни к чему не нужно, а лучше договориться о встречи позже, на удобное для него время.

Следовательно, для проведения опроса необходимо выбирать время, наиболее удобное для респондента[2].

Подводя итог хочется сказать о том что интервью являеться достаточно распространенной формой социологического опроса, оно представляет собой своеобразную целенаправленную беседу. В начале оно применялось в основном в медицине. Впоследствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетным опросом стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.

Интервью характеризируется как заранее запрограммированная беседа. Характер общения, степень контакта, и взаимопонимание, во многом определяют качество и глубенну полученной информации. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, котораую не получил бы в случае осуществления анкетного опроса.

Различают множество видов интервью: от полной свободы в беседы, до полностью формализованной процедуры. Виды данного метода выделяют по особым критериям; по форме и технике, по целям, по типу опрашиваемых, по количеству опрашиваемых, по процедуре, по способу общения респондента и социолога, по месту проведения интервью по способу регистрации ответов.

Существует два вида процедуры исследования интервью 1) создание опросного листа на базе программы социологического исследования; 2) организация и проведение собственно интервью, что предполагает определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера - с другой.

В отличии от анкетного опроса интервью проводиться специально подготовленным интервьюером. Функции интервьюера зависят от вида интервью, характера исследования, и в полном объеме включают следующие процедуры: 1) отбор единиц наблюдения; 2) обеспечение необходимой ситуации интервью; 3) проведение беседы с опрашиваемым; 4) регистрация ответов; 5) запись своих общих впечатлений от интервью или специальных замечаний; 6) приведение в порядок опросных материалов для передачи их социологу.

К обыденным функциям интервьюера в последнее время стало добавляться еще экспертное наблюдение в процессе интервью за поведением опрашиваемого.результаты и оценки поведения опрашиваемого, различных характеристик его ответов, всей ситуации интервью в целом представляют собой важную информацию методического характера[ 3].

Разработаны и применяются на практике разные способы контроля за качеством работы интервьюера: периодически прослушивать социологом интервью,выборочные проверки качества заполненных опросных листов, последующие проверочные интервью, которые проводит социолог. Как уже говорилось что в социологии интервью представляется как «искусство задавать вопросы», умение качественно проводить исследование, умение переводить понятия и категории на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже в вопросах беседы.

Недостатки, которые можно отнести к данному методу, будут заключаться в следующем: это больше количество времени на опрос; дополнительные временные затраты на обучение интервьюеров и финансовые вложения; проблема обеспечения анонимности и другие недостатки.

Отмечены так же сложности, возникающие при проведении и организации интервью. Но они являются не столько непреодолимыми, сколько ориентируют на совершенствование самой процедуры. А так же требуют более серьезного отношения к ее организации с целью использования всех преимуществ.

 

Список использованной литературы

1. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2003. – 296 с.

2. Кухарчук, Д.В. Социология. Краткий курс лекций / Д.В. Кухарчук. –М.: Наука, 2004. – 16 с.

3. Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов // Социологические исследования. – 2004. – №2. – С.120– 123.

4. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Омега Л, 2007. 56 с.

5. Ядов, В.А. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / В. А. Ядов. – М.: Флинта, 2005. –27с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: