О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации




ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

РАЗДЕЛ I.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль

1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается осуществляемая в пределах установленных полномочий деятельность соответственно органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (далее – контрольно-надзорные органы), направленная на предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям, путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также – риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований.

2. В Российской Федерации осуществляются:

в рамках предметов ведения Российской Федерации, полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации – федеральный государственный контроль (надзор);

в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации – региональный государственный контроль (надзор);

в рамках полномочий по решению вопросов местного значения – муниципальный контроль.

3. Виды федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также – вид контроля) могут быть установлены только федеральными законами.

Вид контроля считается установленным, если федеральным законом (далее также – федеральный закон о виде контроля) определен предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также указанный вид контроля отнесен к федеральному государственному контролю (надзору), региональному государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

4. Информация о видах контроля и осуществляющих их контрольно-надзорных органах подлежит внесению в реестр видов федерального контроля (надзора), регионального контроля (надзора), муниципального контроля, формирование и ведение которого, в том числе с использованием информационных ресурсов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проведение контрольно-надзорных мероприятий по видам контроля, не внесенных в установленном порядке в реестр видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не допускается.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям по организации и осуществлению:

1) оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, мероприятий по проверке заявлений и сообщений о преступлениях, мероприятий по проверке заявлений и сообщений о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции и иных органов дознания;

2) производства по делам об административных правонарушениях, в том числе с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

3) мероприятий при исполнении уголовных наказаний и применении иных мер уголовно-правового характера;

4) расследования причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

5) мероприятий, проводимых должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях;

6) проводимых федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами установленных в соответствии с федеральными законами процедур:

а) рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

б) рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, при осуществлении федерального государственного надзора в области рекламы;

в) рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

г) рассмотрения жалоб на нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, при осуществлении федерального государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

7) контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в соответствии с федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (санитарно-карантинный контроль), федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора, федерального государственного транспортного надзора;

8) видов федерального государственного контроля (надзора), проводимых федеральным органом исполнительной власти в области обороны, и непосредственно связанных с обеспечением обороны страны;

9) проводимых органами федеральной службы безопасности:

а) пограничного контроля;

б) федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в части морских биоресурсов;

в) контроля за соблюдением режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу;

г) государственного контроля за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу информации с использованием шифров, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории Российской Федерации и в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также в пределах компетенции федеральной службы безопасности контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;

д) контроля и надзора за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в государственных информационных системах персональных данных в пределах полномочий федеральной службы безопасности;

10) организации и осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации:

а) контроля деятельности по противодействию иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

б) государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

в) контроля и надзора за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в государственных информационных системах персональных данных в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия иностранным техническим разведкам и технической защиты информации;

11) контроля, проводимого федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны;

12) организации и осуществления Банком России:

а) надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

б) контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций;

в) контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

г) контроля и надзора в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

д) контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

13) налогового контроля;

14) валютного контроля;

15) таможенного контроля;

16) контроля за использованием гражданами, организациями государственного и муниципального имущества, регулируемого законодательством об управлении государственным и муниципальным имуществом, бюджетным законодательством;

17) государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством;

18) контроля за использованием средств государственными корпорациями в соответствии с федеральными законами;

19) контроля за деятельностью региональных операторов в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;

20) контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

21) контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

22) контроля за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;

23) контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

24) федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части деятельности полиции по обеспечению соблюдения – участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Статья 3. Система нормативного правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется настоящим Федеральным законом, а в случаях и пределах, установленных настоящим Федеральным законом, также иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается:

1) для вида федерального государственного контроля (надзора), в том числе при передаче полномочий по его осуществлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:

а) положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Правительством Российской Федерации;

б) административным регламентом осуществления вида федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым соответствующим контрольно-надзорным органом;

2) для вида регионального государственного контроля (надзора):

а) положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

б) административным регламентом осуществления вида регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым соответствующим контрольно-надзорным органом;

3) для вида муниципального контроля:

а) положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования;

б) административным регламентом осуществления вида муниципального контроля, утверждаемым соответствующим контрольно-надзорным органом.

3. Положением о виде контроля определяются:

1) предмет и объекты вида контроля;

2) контрольно-надзорные органы, уполномоченные на осуществление вида контроля;

3) критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках вида контроля;

4) перечень профилактических мероприятий в рамках вида контроля;

5) виды контрольно-надзорных мероприятий, проведение которых возможно в рамках вида контроля, и перечень допустимых контрольно-надзорных действий в составе каждого контрольно-надзорного мероприятия;

6) виды и периодичность проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий для каждой категории риска причинения вреда (ущерба), за исключением категории низкого риска причинения вреда (ущерба);

7) требования, которым должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления в отношении него мониторинга, в случаях, когда он предусмотрен в рамках вида контроля, форма заявления контролируемого лица о применении в отношении него добровольного мониторинга, перечень документов, которые предоставляются одновременно с указанным заявлением;

8) перечень полномочий инспектора;

9) порядок участия организаций в отборе проб (образцов), проведении инструментального обследования, испытания, экспертизы в рамках контрольно-надзорного производства;

10) особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию;

11) иные положения, регулирование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами о видах контроля осуществляется положением о виде контроля.

4. Административный регламент осуществления вида контроля должен определять состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, порядок и формы внутреннего контроля за выполнением административных процедур, иные положения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Административным регламентом осуществления вида контроля может быть определен порядок проведения профилактических мероприятий.

6. Осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отсутствие утвержденных в установленном порядке положения о виде контроля и административного регламента осуществления вида контроля не допускается.

7. Нормативными правовыми актами органов управления государственных корпораций, публично-правовых компаний может осуществляться нормативное правовое регулирование в отношении соответствующего вида федерального государственного контроля (надзора) в случаях и в пределах, установленных настоящим Федеральным законом для федеральных органов исполнительной власти, если они наделены в соответствии с федеральными законами полномочиями по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

8. При осуществлении контрольно-надзорного производства применяется нормативное правовое регулирование, действующее во время совершения контрольно-надзорного действия или принятия решения.

9. Положения настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля не распространяются на отношения в сфере инноваций, если иное правовое регулирование установлено программами экспериментальных правовых режимов в сфере инноваций, утверждаемыми в порядке, предусмотренном федеральным законом, регулирующим порядок инициирования, установления, реализации, оценки результативности экспериментальных правовых режимов в сфере инноваций.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля относятся:

1) формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе устанавливающих:

а) принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

б) виды контроля, осуществляемые в соответствующей сфере деятельности;

в) предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

г) порядок учета объектов государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

д) права, обязанности и ответственность контрольно-надзорных органов и их должностных лиц;

е) права, обязанности и ответственность контролируемых лиц и иных участников отношений государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

ж) гарантии и защиту прав контролируемых лиц;

з) порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов, их должностных лиц;

и) порядок организации государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

к) требования к использованию информационных ресурсов при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

л) основы организации и применения системы управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора);

м) основы организации профилактики рисков причинения вреда (ущерба);

н) условия применения независимой оценки соблюдения обязательных требований;

о) порядок осуществления контрольно-надзорного производства;

п) специальные режимы государственного контроля (надзора);

3) организация и осуществление видов федерального государственного контроля (надзора);

4) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с другими федеральными законами.

2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации по осуществлению отдельных видов федерального государственного контроля (надзора) могут быть полностью или в части переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в порядке, установленном соответственно федеральным законом, определяющим общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральным законом, определяющим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления указанных полномочий не допускается до утверждения в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о виде контроля положения о виде федерального государственного контроля (надзора) и административного регламента осуществления вида федерального государственного контроля (надзора), за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора)

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного контроля (надзора) относятся:

1) реализация на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), в том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);

2) организация и осуществление видов регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

3) организация и осуществление на территории соответствующего субъекта Российской Федерации видов федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) принятие законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), в случае и порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации;

5) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с иными федеральными законами.

2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению отдельных видов регионального государственного контроля (надзора) полностью или в части могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, определяющим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Передача и осуществление органами местного самоуправления указанных полномочий не допускаются до принятия положения о виде регионального государственного контроля (надзора) и административного регламента осуществления вида регионального государственного контроля (надзора).

3. При отсутствии утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке положений о видах федерального государственного контроля (надзора), административных регламентов осуществления видов федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные положения и административные регламенты утверждаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Указанные положения и административные регламенты не должны противоречить законодательству Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, в том числе не должны содержать не предусмотренных законодательством Российской Федерации дополнительных требований и ограничений в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

4. Если законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения осуществление вида муниципального контроля не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, соответствующие полномочия осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора).

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля относятся:

1) участие в реализации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля;

2) организация и осуществление муниципального контроля в пределах территории муниципального образования;

3) реализация полномочий по осуществлению видов федерального государственного контроля (надзора), видов регионального государственного контроля (надзора), переданных органам местного самоуправления;

4) принятие муниципальных нормативных правовых актов по вопросам организации и осуществления муниципального контроля, в случае и порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

5) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Отнесение осуществления соответствующих видов муниципального контроля к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов осуществляется в соответствии с федеральным законом, определяющим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Отнесение осуществления соответствующих видов муниципального контроля к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения в соответствии с федеральным законом, определяющим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Глава 2. Принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Статья 7. Законность при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Деятельность по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля ведется на основании и в точном соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Контрольно-надзорное производство осуществляется в строгом соответствии с настоящим Федеральным законом. Действия и решения контрольно-надзорного органа и должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорное производство, должны быть законными и обоснованными.

3. Открытие контрольно-надзорного производства, проведение контрольно-надзорных мероприятий, совершение контрольно-надзорных действий, собирание доказательств, принятие решений по результатам контрольно-надзорных мероприятий, исполнение решений контрольно-надзорных органов осуществляются уполномоченными на то органом, должностным лицом в пределах их компетенции, установленной в соответствии с законом.

4. Если отдельные отношения, возникающие в контрольно-надзорном производстве, прямо не урегулированы настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, должностные лица контрольно-надзорного органа действуют исходя из принципов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленного настоящей главой.

Статья 8. Стимулирование добросовестности

1. При осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.

2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизации потенциальной выгоды от нарушения обязательных требований.

Статья 9. Соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц

1. Выбор контрольно-надзорного мероприятия, профилактического мероприятия, применение мер по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований, должны быть соразмерны вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям.

2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны ограничиваться только теми контрольно-надзорными мероприятиями и контрольно-надзорными действиями, которые достаточны для обеспечения соблюдения обязательных требований.

3. При организации и осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается причинение неправомерного вреда (ущерба) контролируемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

Убытки, понесенные контролируемым лицом в результате неправомерного решения контрольно-надзорного органа или неправомерного действия должностного лица контрольно-надзорного органа при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, подлежат возмещению.

Статья 10. Охрана прав и законных интересов контролируемых лиц

1. При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля контрольно-надзорный орган обязан признавать, соблюдать и защищать права и свободы контролируемых и иных лиц.

2. Должностные лица контрольно-надзорного органа при проведении контрольно-надзорных мероприятий обязаны разъяснять контролируемому лицу (его представителю), а также другим участникам контрольно-надзорного производства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

3. Решения контрольно-надзорного органа, действия (бездействие) должностных лиц контрольно-надзорного органа могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке.

Статья 11. Недопустимость злоупотребления правом

Не допускается использование обращений контролируемых и иных лиц, а равно иной информации и (или) совершение действий должностными лицами контрольно-надзорного органа в целях ограничения конкуренции и (или) воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, затягивания и (или) воспрепятствования нормальному ходу контрольно-надзорного производства.

Статья 12. Уважение достоинства личности, деловой репутации организации

При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля запрещается принятие решений и совершение действий (бездействие), унижающих достоинство личности либо необоснованно умаляющих деловую репутацию организации.

Статья 13. Сохранение коммерческой и служебной тайны

1. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная должностными лицами контрольно-надзорного органа при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

2. За разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, должностные лица контрольно-надзорного органа несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

3. Вред (ущерб), причиненный контролируемому или иному лицу в результате разглашения должностными лицами контрольно-надзорного органа информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, подлежит возмещению.

Статья 14. Недопустимость множественного государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля с целью оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же контролируемого лица не допускается.

Статья 15. Результативность и эффективность государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба).

2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должен осуществляться в случае недостаточности и (или) неэффективности негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований.

3. Контрольно-надзорные органы должны исходить из необходимости достижения максимального уровня общественно значимого результата своей деятельности с использованием наименьшего объема трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов.

4. Не допускается установление ключевых показателей видов контроля, основанных на количестве проведенных контрольно-надзорных и профилактических мероприятий, количестве выявленных нарушений и количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности.

Статья 16. Объективность государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Решения контрольно-надзорного органа, действия должностных лиц контрольно-надзорного органа должны быть объективны и подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию.

2. Должностные лица контрольно-надзорного органа оценивают доказательства, основываясь на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств в их совокупности, руководствуясь законодательством. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Все сомнения в нарушении обязательных требований, в том числе причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, толкуются в пользу контролируемого лица.

3. При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускается необоснованное принятие решений контрольно-надзорным органом и (или) необоснованное совершение действий (бездействия) должностными лицами контрольно-надзорного органа.

Статья 17. Открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Деятельность контрольно-надзорного органа по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является открытой, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения прав и законных интересов и безопасности контролируемых и иных лиц, защиты их чести, до



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: