Ярмарки классифицируют по различным признакам.
По организационной цели они бывают:
§ проводимые в целях закупок на предстоящий год;
§ по реализации излишне закупленных товаров.
По масштабу деятельности ярмарки бывают:
§ международные оптовые - в них принимают участие зарубежные компании и фирмы — поставщики товаров из ближнего и дальнего зарубежья;
§ общегосударственные оптовые федерального значения — в них участвуют отечественные товаропроизводители, а также оптовые продавцы и покупатели товаров. На них представляют товары, вырабатываемые производителями в различных районах страны;
§ региональные оптовые местного масштаба (местные) — на них совершаются сделки по купле-продаже товаров, вырабатываемых местами товаропроизводителями.
Обычно сначала проводят местные, а затем уже общегосударственные оптовые ярмарки.
По продолжительности работы они могут быть:
§ постоянно действующими - помогают производителям и покупателям быстрее найти друг друга и ознакомиться с условиями поставки и с ассортиментом. Производитель может опробовать товар-новинку, провести продажу небольших партий товара для изучения рынка. Такие ярмарки имеют универсальный характер;
§ периодически организованными — сводят в одном месте продавцов и покупателей определенной группы товаров для закупки на очередной хозяйственный год.
На таких ярмарках предприятия-изготовители могут заранее ознакомиться с требованиями рынка и учесть их при формировании портфеля заказов. Они проводятся один или два раза в год, или по сезонам. Как правило, они специализируются по товарам какой-либо группы (хозяйственные товары) или по отрасли (текстильная).
|
По товарному признаку:
§ специализированные ярмарки — на них реализуется один вид товаров (например, ярмарки изделий легкой промышленности);
§ универсальные ярмарки — на них реализуются различные виды товаров.
Ярмарки проводят для того, чтобы:
§ поставщики выставили образцы своего производства, показали новые достижения научно-технического прогресса;
§ предоставить возможность оптовым покупателям свободно закупать товары, ознакомившись с реальными образцами товаров;
§ получить необходимую коммерческую информацию и заключить торговые сделки.
Отличительными чертами ярмарочной торговли являются:
§ оптовая закупка и реализация товаров по представленным образцам;
§ периодичность торгов;
§ массовое участие продавцов и покупателей;
§ предварительное установление сроков и места продажи;
§ расширение потребительского рынка за счет установления взаимосвязей между различными регионами.
На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых предприятий на производство товаров в отношении их ассортимента и качества. Поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте друг с другом, поэтому ускоряется процесс заключения договоров.
В процессе закупок товаров на ярмарках оптовые покупатели имеют возможность сравнить товары нескольких оптовых продавцов, выбрать из них те, которые в большей мере отвечают спросу населения итого поставщика, который предложит более выгодные условия поставок.
Участие в ярмарках помогает товаропроизводителям лучше изучить рыночную конъюнктуру, скорректировать планы выпуска товаров, найти покупателей своего товара.
|
Посетителями торговых ярмарок являются в основном коммерческие работники как оптовых, так и розничных предприятий. Они имеют возможность познакомиться с образцами товаров, неизвестных им ранее, провести переговоры по вопросам закупок товаров с потенциальными партнерами и заключить договоры.
Предметом деятельности торговой ярмарки является:
§ оказание комплекса услуг участникам ярмарки по заключению торговых сделок;
§ налаживание деловых контактов, укрепление деловых контактов между поставщиками товаров и оптовыми покупателями;
§ упорядочение процесса оптовой торговли;
§ анализ и подготовка конъюнкту рной информации;
§ организация рекламы.
При организации ярмарок выделяют три важных этапа проведения: предварительный, организационный, заключительный.
На предварительном этапе принимается решение о подготовке к проведению ярмарки. В качестве организаторов ярмарок могут выступать государственные и общественные организации, а также предприятия любых форм собственности.
Открытие и проведение ярмарок осуществляется на основе решения учредителей совместно с органами власти. В принятом решении оговариваются сроки проведения, порядок и условия участия, а также назначаются ответственные лица за проведение ярмарки.
На этом этапе создается ярмарочный комитет (ярмарком) и формируются рабочие органы (дирекция, арбитраж, бюро по учету договоров). Рабочая группа разрабатывает рекламные материалы, рассылает информационные письма для участников, готовит пригласительные билеты, рекламные буклеты, карточки гостя.
|
Участники ярмарки за 15 дней до открытия должны внести регистрационный взнос и оформить заявку на участие.
Плата за участие, аренда под экспозиции, транспорт, аренда складских площадей, бронирование билетов, проведение консультаций являются источниками доходов.
Организационный этап включает в себя подготовку рекламного каталога, в который включают всех участников ярмарки, которые подали заявки. Здесь же дается научно-техническая информация о других фирмах, о передовом опыте. На этом этапе проводится работа по размещению гостей, организации их досуга, проведению презентаций.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов и выделение как положительных, так и отрицательных сторон в работе ярмарки. Обобщаются результаты анализа конъюнктуры, предложения по производству товаров. Это дает возможность принять стратегическое решение по дальнейшей перспективе ярмарки.
Кроме основной деятельности по заключению сделок купли-продажи товаров на длительный срок на ярмарках оказывают набор услуг участникам по заключению торговых сделок, налаживанию деловых контактов, анализу и подготовке конъюнктурных обзоров, организации рекламы.
Главная цель ярмарочных торгов — оптовая продажа и закупка товаров, заключение прямых договоров между продавцами и покупателями.
Выставки-продажи
Основным методом оптовой реализации товаров на ярмарках является организация торговли в форме выставок-продаж, представленных в образцах товаров, поэтому очень часто оптовые ярмарки называют оптовыми выставками-продажами.
Предметом деятельности выставки-продажи является оказание услуг по ознакомлению с новыми видами продукции и заключению торговых сделок по ним, а также предоставление коммерческой и научно-технической информации с привлечением ведущих специалистов.
В отличие от ярмарок выставки-продажи, как правило, систематизируются по научным тематикам и направлениям. Ежегодно в мире проводится множество тематических выставок (по проблемам авиасамолстостроения — во Франции, в Ле-Бурже, экологии — в Ганновере, Нижнем Новгороде, машиностроения — в Дюссельдорфе, Париже, Риме и Москве).
Цель выставки-продажи — публичная демонстрация, показ и представление с последующей реализацией новых видов продукции, товаров, подготовка новейшей информации и создание условий для установления деловых контактов с потенциальными покупателями.
Выставочная продажа является целесообразной формой апробирования рынка новейших товаров, реализация которых только начинается, т.е. они находятся на начальной стадии своего жизненного цикла и еще не произведены массовыми партиями.
Выставка - это периодически действующий рынок и публичная демонстрация достижений тех или иных отраслей, основная цель которых — обмен идеями, теориями, знаниями при одновременном проведении коммерческой работы.
Основные задачи выставок:
§ довести информацию до целевой группы;
§ продать товар, услугу;
§ установить отношения (связи);
§ провести маркетинговые исследования;
§ сформировать имидж.