Переформирование систем пары, семьи, организации




Сущностью переформирования является понимание того, что поведение и

результат, который с помощью данного поведения достигается, можно отделить

друг от друга. Психологи осознали это много лет назад и изобрели для этого

термин "функциональная автономия". С помощью этого-термина описывалось

поведение, которое продолжается после того, как его результат достигнут и

его полезная функция для личности исчерпывается. Психологи не знали, что же

с этим можно поделать, но все-таки обосновали это. Они не знали, что они

могут непосредственно определить результаты, а затем выбрать или собрать

поведенческие реакции, которые позволяли бы достигнуть того же самого

результата.

И другим свойством переформирования, которое обуславливает то, что оно

работает так легко и эффективно, является его экологичность. Мы убедились в

том, что новое поведение не будет мешать осуществлению других объектов

функционирования данной личности. Каждая возражающая часть является

союзником в процессе выбора новых поведенческих реакций, и, таким образом,

новое поведение гармонически вписывается во всю систему поведения данной

личности. Тут мы имеем дело с внутренней экологией личности, но совершенно

не учитываем экологию интерперсональной системы, в которой данная личность

нуждается. Иногда, когда вы изменяете личность человека, он прекрасно

функционирует, но другие члены семьи обнаруживают, что у них появилась масса

проблем. Когда вы производите переформирование, части часто возражают,

потому что осознают, что определенные новые поведенческие реакции будут

отрицательно влиять на лю-

Глава5. Переформирование систем _________________________181

дей, близких этому человеку. Однако тут предполагается, что у

человека, с которым вы производите переформи-рова-ние, есть такие части

личности, которые могут заметить, как на него реагируют другие люди, а ведь

таких частей у человека может и не быть.

Убедиться в том, что вы действуете в соответствии с экологией той

системы, в которой находится данный человек, можно только тогда, когда у вас

есть возможность наблюдать эту систему непосредственно. В этом состоит одно

из преимуществ семейной терапии над индивидуальной терапией. А сейчас мы

хотим продемонстрировать применение переформирования в тех ситуациях, в

которых у вас есть возможность наблюдать систему, в которой находится

человек в непосредственном с ней контакте. Изменения,. которые являются

крайне полезными для индивидуума, иногда могут быть разрушительными по

отношению к семье или организации, в которой человек работает.

Уф обучал метамодели медсестер, одной государственной больницы.

Непосредственным результатом этого было уменьшение срока лечения пациента.

Они стали выздоравливать быстрее и выписываться.

Но задачей администрации было поддержание заполненности больницы. А у

них стали появляться пустые койки, а затем и пустые палаты.

Когда администрация в ответ на все это начала увольнять медсестер и они

увидели соответствующие приказы на стенках, то постепенно средний срок

пребывания больного в больнице снова увеличился и все потекло по-прежнему.

Изменения, позитивные для каждого отдельного пациента, оказались невыгодными

всей больнице в целом. Чтобы сделать такое нововведение экологичным для

больницы, следовало бы найти способ поддержания и сохранения экономического

статуса больницы: нужно было, например, позаботиться о новых пациентах,

которые заполнили бы пустые койки, или сделать что-либо еще.

Многие, приходя на психотерапию, начинают изменяться, а кончают тем,

что разводятся. Это происходит потому, что нс учитываются реакции жены или

мужа на изменение пациента. Конечно, впоследствии вы можете сказать, что

"пациент перерос свой брак" и что его супруг или супруга "не хотели

изменений" -- это вы можете говорить, если хотите скрыть свою

некомпетентность. Но если вы примените переформирование ко всей семье, как

kjiic-

182 Р.Бэндлср,.Д.Грин{ер "Рефречмччг"

теме, то вы можете сделать действительно чистую работу. Работа с семьей

будет более легкой, а результаты более устойчивыми, потому что другие члены

семьи не будут сводить на нет то, что вам уже удалось достичь.

Чтобы успешно переформировать систему, вы должны учесть потребность в

желании всех членов семьи. Это база для того, что мы часто называем

"терапией результатов". Я считаю, что вы сможете сделать все, что вам надо в

семейной терапии или на семинаре, используя всего лишь один стереотип.

Первое, что вы должны сделать, -- это. заметить сообщение, которое вызывает

у других членов семьи или группы негативную реакцию, будь то взаимодействие

членов семьи или сотрудников в организации. Затем вы просто узнаете у того,

кто посылал сообщение, соответствует ли реакция тому, что он намеревается

передать. Другими словами, тут мы применяем старую формулу: "Посылаемое

сообщение вовсе не обязательно совпадает с полученным сообщением".

Разрешите мне продемонстрировать пример "терапии результатов". Сейчас

мы покажем вам, как мы делаем переформирование в супружеских парах. Бэт и

Том, поднимитесь, пожалуйста, сюда. Я хочу, чтобы вы сейчас изобразили из

себя пару. Я вас попрошу взаимодействовать следующим образом: Бэт, вы что-то

делаете или говорите, а вы, Том, реагируете депрессивно.

Бэт: Привет, Том, как поживаешь? (Он начинает медленно опускаться на

стул и говорит монотонно).

Хорошо, я нс знаю в точности, какой именно фрагмент поведения Бэт

заставил Тома разговаривать именно так, но, что бы там ни было, я могу

видеть, что она получает в ответ такую реакцию, которая нс является

полезной, и я прерываю взаимодействие и беру на якорь реакцию Тома. Если бы

Бэт задала мне такой вопрос, я попросту ответил бы на него, но этот же

вопрос произвел на Тома глубокое и однозначное впечатление, что позволило

мне узнать от Тома, что происходит что-то важное.

Мой следующий шаг заключается в том, чтобы повернуться к Тому и

спросить: "Знакомы ли вам эти чувства?" И при этом нажать на якорь, который

я установил минуту назад. Том: О, да.

Глава 5. Переформирование систем 183

Каково было значение сообщения, которое вы получили от Бэт, когда она

сказала: "Привет, Том, как поживаешь?" Именно она это сказала? Том: "Уходи

прочь".

Уходи прочь. Так. Задержимся здесь на минуту. Бэт, входило ли в ваши

намерения передать ему сообщение "уходи прочь"? Бэт: Нет. Что вы хотели

передать?

Я просто хотела узнать, как он себя чувствует. Хорошо. Итак, это был

просто прямой вопрос, вы хотели узнать, как он поживает?

Теперь поворачиваюсь к Тому и спрашиваю: "Вы слышали, что сейчас

спросила Бэт?" Том: Да.

Сейчас я понял, что вы получили другое сообщение, нежели то, которое

хотела передать Бэт. Понимаете ли вы, что она нс хотела передать то, что вы

получили?

А сейчас, Бэт, вы действительно берете на себя обязательство четко

передать именно то сообщение, которое вы хотите передать? Бэт: Да.

Этот шаг, касающийся обязательства, совершенно необходим..Здесь я

устанавливаю рычаг, в котором я позже буду нужд-аться, если она будет

возражать против изменения своего поведения, необходимого для того, чтобы

получить реакцию ту, которую она хочет.

А сейчас я спрашиваю Бэт: "Было ли когда-нибудь так, что вы

приблизились к этому человеку, спросили его, как он себя чувствует, и он при

этом не проявлял таких глубоких депрессивных реакций?" -Да. ~

-- Вернитесь в свое прошлое и вспомните, что вы тогда делали для того,

чтобы получить от него ту реакцию, которая вам необходима.

Если Бэт может найти пример того, как она эффективно действовала,

передавая свое задуманное сообщение в. прошлом, тогда я попрошу сделать то

же самое здесь и определю, будет это работать или нет.

Бэт приближается к Тому, легко прикасается к нему и тихим голосом

спрашивает: "Как дела". Том реагирует позитивно.

184 {'.Нэндлер, Д.Гринйкр "f'^'ф[^c'Чмчнl'"

В этом случае исе прошло прекрасно. Если бы она не могла найти примера

в своем собственном прошлом) я бы попросил ее подумать о женщине, которую

она уважает, и спросил бы, как поступила бы эта женщина. Она могла бы

использовать эту женщину как модель и попытаться вести себя так же.

Если бы нельзя было найти новой реакции в опыте с Бэт, тогда я получил

бы эту реакцию от Тома. Я бы повернулся к Тому и спросил бы: "Случалось ли

вам получать сообщение "ЭЙ, как поживаешь?" и при этом понять, что этот

вопрос является просто проявлением интереса и заботы?" Том: Да.

Не могли бы продемонстрировать сейчас для Бэт, как это сообщение было

бы передано, для того чтобы она точно знала сейчас, как передавать новое

сообщение, которое она намерена передать.

Том:" Ну, она подошла бы тогда поближе и положила бы руку мне на плечо

вот так, и...."

Спасибо, хорошо. Сейчас можно было бы попытаться заставить Бэт

попробовать сделать так и смотреть, сработает ли это. Если это не сработало

бы, я мог бы спросить Тома, что в ее действиях еще должно измениться, или бы

я спросил его, что она могла еще сделать такого, что ей удавалось раньше.

Хорошо.

Мужчина: Мне не кажется, что это очень реалистичный 'пример. Я не

представляю, чтобы так было на самом деле, что Бэт зашла бы и сказала:

"Привет, как поживаешь?", а Том бы впал в депрессию.

Однако такое встречается крайне редко в супружеских парах: то, что

кажется весьма невинным, вызывает очень сильную реакцию. Стимул может быть

совершенно неочевидным, незаметным, но реакция Тома весьма заметна, и она

дала мне возможность узнать, что происходит что-то важное. Может быть,

интонация Бэт или же ее взгляд на Тома связываются у него с какими-либо

крайне неприятными переживаниями из прошлого, о котором я ничего не знаю.

Стимул, который вызывает неприятную реакцию у кого-либо, может быть

обнаружен вами с большим трудом именно потому, что выглядит он тривиальным и

безобидным. Однажды я работал с подростком -- шизофреником и его матерью.

Все, что я наблюдал, заключалось в следую-

Глава S. Пер^фицмпроаание систем 185

щем: каждый раз. когда женщина указывала пальцем на свою другую

руку, ее сын впадал в неистовство. Оказалось, что эта женщина во время войны

была в нацистском концлагере. Каждый раз, когда мать хотела получить от сына

определенную реакцию, она показывала пальцем на свою руку, где был

вытатуирован лагерный номер. Я не знаю, как именно она построила якорь, что

он имел такое огромное влияние на ее сына, но каждый раз, когда она так

делала, он реагировал быстрее, чем возникает рефлекс. Сын начинал вести себя

совершенно неистово, а стимулом к этому служило ее совершенно незначительное

движение, которое большинство людей не заметило бы.

Когда вы используете эту схему, вы предполагаете, что люди хотят

вступать в коммуникацию так, чтобы получать результаты, к которым они

стремятся, и при этом они хотят уважать интегрированность и интерес людей, с

которыми они взаимодействуют. Это предположение может быть и неверным, но

оно' очень полезно, потому что даст вам возможность сделать нечто очень

эффективное. Если вы сделаете такое предположение, вы всегда сможете найти

новое решение (но не компромисс) котброе удовлетворяет обе стороны.

Каждый раз, когда вы обнаруживаете различие между сообщением, которое

человек хотел передать, и той реакцией, которую он получил, вам надо сначала

научить человека, посылающего сообщение, осознавать, что он не получил

•ответа, на который рассчитывал. В-ы объясняете человеку, что намерение, с

которым он передал сообщение, отличается от полученной реакции. "Что за

реакцию вы вызвали? Опишите ее. Заметили ли вы, что вы ее вызвали? Хорошо."

Это позволяет выстроить койцептуальную стратегию, которая позволит

человеку быть более сенситивным к реакциям, которые он вызывает. Следующий

вопрос таков: "Этой ли реакции вы добивались?" "Входило ли это в ваше

намерение?" При неэффективной коммуникации я никогда не видел, чтобы имело

место соответствие намерения и реакции. Затем вы учите человека, посылающего

сообщение, собирать информацию, полезную для того, чтобы варьировать свое

поведение с целью получить желательную для него реакцию.

Это простейшая схема переформирования в супружеских парах и парах

вообще. Сейчас я хочу, чтобы вы про-

ISfi Р.Няндлер, Д.Гриндер "РефреЧминг."

верили, как работает эта схема, и для этого разделитесь на группы по 4

человека. Двое будут изображать пару с проблемным взаимодействием. Третий

будет программистом, а четвертый -- метакомментатором, который будет следить

за всем, что происходит, и за тем, на каком._шаге вы находитесь, и давать

обратную связь -- программу.

ПЛАН

1. Идентифицируйте и прервите ловушку "стимул Х -- реакция Y".

2. Спросите реагирующего человека: а) "знакомили вам эти чувства?" (Y);

б) "что за сообщение вы получили, когда он делал X?" 3. Спросите человека,

чье поведение является стимулом:

а) "является ли это тем, что вы 'намеревались получить, делая X?" б)

"что вы.намеревались передать?" 4. Спросите человека, чье поведение является

стимулом: "Действительно ли вы берете на себя обязательство передать именно

то сообщение, которое вы задумали?"

5. Найдите способ сделать сообщение, переданное соответствующее

сообщению полученному:

а) найдите этот способ в опыте человека, чье поведение является

стимулом: "Получали ли вы когда-либо такую реакцию, какую хотели? Что вы

тогда делали?";

б)- найдите этот способ в опыте реагирующего человека: "Как он(она)

должен себя вести, чтобы вызвать у вас эту реакцию?":

в) выберите модель или представьте, что вы знаете, как вызвать эту

реакцию.

6. Заставьте человека, чье поведение является стимулом, попробовать

новую поведенческую реакцию, чтобы определить, достаточно ли хорошо она

работает.

А сейчас, когда вы уже определились для себя, как действовать по этой

схеме, внесем некоторые вариации, Давайте опять поиграем в ролевую игру.

Рита и Джо,.сыг-райте, пожалуйста, для меня. Это начинается так: Рита, я

хочу, чтобы вы вербально нападали на Джо, а Джо пусть реагирует так, как

будто он чувствует себя плохо. Рита: Ты пресмыкающееся! (Джо напрягается).

Глава 5. Переформирование систем ___187

Я прерываю это и беру на якорь реакцию Джо. Я спрашиваю: "Знакомы ли

тебе эти чувства, Джо? (-- Да). Хорошо, какое сообщение вы получили?" Джо:

Она сердитая на меня.

Рита, намеревались ли вы дать ему знать, что вы на него сердитесь?

Рита: Черт побери, вы правы!

И1ак, на этот раз посланное сообщение совпадает с полученным

сообщением. Я говорю: "Хорошо. Я вас позд-. равляю. Вы общаетесь очень

эффективно." Это валидизи-рует их коммуникацию и их намерения по меньшей

мере на том уровне, на каком они мне это описывают. Однако оба они находятся

в состоянии, которое для них неприятно, и скорее всего это состояние не

помогает им прийти к удовлетворительному решению их трудностей.

Поскольку в данном случае полученное и отправлен--ное сообщения

совпадают, но не являются удовлетвори-.. тельными, я должен внести вариации

в нашу схему. Я могу определить "метасообщение",соответствуемое сообщению

Риты, и достичь при этом большей гибкости.

Рита, что вам дает то, что вы можете дать ему знать, что вы на него

злитесь? Чего вы стараетесь этим достигнуть?

Рита: Я хочу, чтобы он действительно слушал меня, обращал на меня

внимание.

Хорошо. Что он будет делать для вас, если он будет. обращать на вас

внимание?

Рита: Тогда я буду знать, что он обо мне заботится. Хорошо. Итак, когда

вы повышаете голос и начинаете кричать, этим вы говорите: "Проклятье, я

здесь, потому что ты не обращаешь на меня внимание. Если мы находимся в

таких отношениях, я хочу, чтобы ты обращал на меня внимание, потому что я

хочу зздать, что ты обо мне заботишься".

Итак, Джо, хотя вам может показаться это противоречивым, потому что вы

находитесь сейчас в таком неприятном для вас состоянии, но она пытается

сказать: "Продемонстрируй мне, пожалуйста, что ты ко мне внимателен, что ты

обо мне заботишься, потому что для меня это очень важно". Заинтересованы ли

вы в таком сообщении?.Джо: Да.

Рита, а вы готовы принять на себя обязательство передать такое

сообщение, вы готовы, не так.in?

188 Р.Бэндлер, Д.Гриндер "Рефрейминг"

Рита: Да.

А сейчас я просто заставлю его и ее искать альтернативные формы

поведения, которые являются подходящими и приемлемыми для них обоих.

Вы можете использовать такие вариации каждый раз, когда посылаемое

сообщение не ведет к позитивному результату. Итак, что будет, если Джо

узнает, что Рита на него сердится? Он узнал, но это, по всей видимости, не

завершает взаимодействия таким образом, чтобы обе стороны остались

удовлетворенными. Я спрашиваю: "Что это вам даст, если Джо узнает, что вы на

него злитесь?" "Что вы хотите этим достичь?" "Согласны ли вы остановиться

здесь и оставить все так, как есть в данный момент, или же вы стремитесь к

чему-либо другому?" И Рита найдет другую цель. Если у нее ее еще нет, то она

найдет сейчас, она сделает это для нас, и эта цель будет ей более полезна.

Заметьте, что, когда я задаю эти вопросы, я получаю, так сказать, результат

результата, или намерение намерения. Я могу задать подобные вопросы

несколько раз, 4 или 5 раз, пока я не найду такой результат, который

удовлетворяет обе стороны. В сущности я ищу такое сообщение или такой

результат, в котором заинтересованы обе стороны. Когда я его нахожу, то я

знаю, что 75% всей работы уже сделано. Когда найден результат, с которым

конгруэнтно соглашаются обе стороны, все остальное уже является вопросом

варьирования их поведения, пока они не найдут конкретный способ достижения

этого результата.

Хорошо. Итак, Рита хочет передать сообщение: "Я хочу, •чтобы ты

показал, что ты обо мне заботишься", и Джо заинтересован в том, чтобы

получить такое сообщение! Сейчас я нахожусь в точке выбора. Я могу начать

получать альтернативные поведенческие реакции либо от нее, либо от него. Я

использую Риту для того, чтобы создать новое поведение, я могу спросить е.е:

"Рита, вы провели вместе много времени, вспомните, пожалуйста, тот период

вашей совместной жизни, когда вам удавалось сделать так, чтобы Джо проявлял

к вам внимание и заботу, чего сейчас он по отношению к вам не проявляет.

Помните ли вы, когда вы были способны на это?" Это то же самое, что и

четвертый шаг шестишагового переформирования, создание альтернативных

поведенческих реакций. Сейчас она исследует свою личностную историю и найдет

такой эпизод, когдч у нее это успешно получалось. Я должен заставить се

в(.:пом

Глава 5. переформирование систем 18^

^ нить' это конкретно и детально. "Вы должны увидеть себя очень ясно в

тот момент когда вы это делаете, послушайте, как вы при этом говорите и т.д.

Когда вы увидите и услышите то, что вы' тогда делали, попытайтесь то же

самое сделать и сейчас, и мы проверим, сработает ли это здесь и сейчас?

Если Рита скажет: "Мне никогда это не удавалось так хорошо, как я бы

этого хотела, то я попрошу ее выбрать модель. Кто получает внимание и заботу

от Джо? Что они для этого делают? А сейчас попробуйте сделать это сами".

Я могу сказать: "Ну, а сейчас придумайте или же просто соврите.

Попробуйте действовать так, как если бы вы. знали, что надо делать" Если у

меня самого возникает какая-либо идея, я могу ее проинструктировать. "Почему

бы 'вам не сделать X,Y и Z, и сделать это именно вот так?" Тут применимы все

методы, которые позволяют создать новые поведенческие реакции, а затем надо

проверить их прямо здесь. Надо определить, что теперь посылаемое сообщение

соответствует сообщению принятому. Одно из преимуществ того, чтобы заставить

Риту искать новые способы поведения в своем прошлом, заключается в том, что

она знает, что в прошлом эти способы она использовала успешно, и они к тому

же конгруэнтны ее личностному стилю. Если вы ей предлагаете что-либо, это

будет конгруэнтно вашему личностному^ стилю, но это может не соответствовать

ее или его личностному стилю.

Джаннет: Когда Рита думает о новых поведенческих реакциях, закрепляете

ли вы ее состояние с помощью якоря?

Нет, я не обязательно должен это делать, но на семинарах я,

перестраховывая себя, делаю это. Каждый раз, когда я могу поставить якорь, я

делаю это. Джаннет предложила, чтобы я использовал якорь именно в этот

момент, и она абсолютно права. Пока Рита ищет и находит пример, я могу

закрепить ее состояние с помощью якоря, а затем сказать: "Хорошо. А сейчас

попробуй сделать это". И я держу якорь, чтобы стабилизировать то состояние,

с которого она получила доступ к поведению, которое раньше вело к успеху.

Другая возможность заключается в том, чтобы использовать Джо как

реактивный ресурс для того, чтобы найти альтернативные глособы поведения,

которые Рита может использовать дли того, чтобы реализовать свои намерения.

190 Р.Бэндлер, Д.Гриндер "Рефреймчнг"

В любом случае важно сначала сделать так, чтобы она взяла на себя

обязательство варьировать свое поведение для достижения результата, потому

что этот результат ей достаточно важен.

"Рита, вы серьезно настроены но отношению к тому, чтобы передать четко

свое сообщение? Вы действительно хотите, чтобы он был к вам внимателен? Это

важно для вас? (да). Очень важно заметить, конгруэнтны ли при этом ее

высказывания.всем невербальным аналогам. В данный момент мы видим, что она

берет на себя это обязательство совершенно конгруэнтно.

Рита, я знаю, что вы настроены весьма серьезно. Это действительно нечто

такое, что очень важно для вас как женщины. А сейчас, Рита, ответьте на

вопрос: " Достаточно ли для вас это важно, чтобы вы помнили свое поведение

для того, чтобы достичь того результата, который вам нужен?" (Да).

А сейчас я поворачиваюсь к Джо и говорю: "Я считаю, что это большой

комплимент вам, Джо. Она хочет вашего внимания, Сейчас вы знаете, чего она

от вас хочет." Она говорит: "Джо, я хочу твоего внимания!" Вы это понимаете?

До этого вы получили не такое сообщение, но сейчас-то вы понимаете, что она

хотела сообщить. Вопрос состоит в том, можете ли вы сейчас

проинструктировать ее, что конкретно она должна сделать такого, чтобы вы

поняли ее намерение и отреагировали на него соответственно? Что она должна

сделать, чтобы вы проявили к ней внимание, причем позитивное внимание?

Подумайте о том, как она себя вела тогда, когда вам действительно хотелось

уделить ей внимание? Что она тогда делала?

А сейчас я должен сделать так, чтобы он специфицировал ее поведение для

того, чтобы он мог отреагировать на него положительно. Рита уже готова

менять свое поведение, Она взяла на себя обязательство принимать от него

инструкции о том, как вести себя, чтобы добиться его вни-. мания.

Действительно, кто лучше знает, чем он сам, как добиться его внимания?

Я хочу подчеркнуть, что здесь чрезвычайно важна последовательность.

Сначала она должна взять йа себя обязательства. Если я этого не сделаю, у

нее появится множество возражений против любых изменений: "Он меня

контролирует. Он хочет много командовать". Сначала я должен закрепить то,

что ее желание для нее важно, и

Глава 5. Переформирование систем ______________________ 191

настолько важно, что она хочет изменить свое поведение,

чтобы его удовлетворить. Формулируя необходимость изменений в терминах ее

желаний, я добиваюсь того, что она не сопротивляется изменениям. Для него я

сформулирую по-другому. Я скажу ему, что его реакции важны для нее, и

настолько важны, что она согласна приспособить свое поведение и изменить его

таким образом,.чтобы ему было легко реагировать так, как она хочет.

Женщина: Не могли бы вы поподробнее остановиться на вопросе о

последовательности? Я считаю, что это очень важ-но, я хочу знать об этом

больше.

Мы сйнтатики. Если бы вы сказали, что мы в этом просто академичны, то

были бы правы. Синтаксис означает:. "Что происходит, где происходит и в

каком порядке". Визуально-кинестетическая диссоциация эффективна при работе

с фобиями прежде всего потому, что там существует определенный порядок ваших

действий. Один человек, пройдя наш семинар, решил использовать этот м(.'тод

"творчески", потому что он не хотел быть роботом. И сначала он заставил

клиента переживать травму, а потом он проводил диссоциацию. Если вы будете

делать это в таком порядке, то человек будет вынужден испытать очень

неприятное переживание, и все остальное станет очень трудным. Если вы

сначала делаете диссоциацию, а потом проводите его через неприятные

переживания, то клиент не должен испытывать дискомфорта. Это делает весь

процесс очень легким и элегантным. Методы НЛП позволяют достигать результата

так быстро прежде всего потому, что мы, будучи очень практичными,

определили, что и в каком порядке надо делать, а не просто говорили: "Ах, я

не могу сделать X!", бросались и делали это.

В каждой книге, которую мы когда-то издавали, говорится: "Собирайте

информацию! Выделяйте систему... Закрепляйте изменения". Это общая модель.

Но мы подчеркиваем: "Собирайте информацию", потому что это почти все

пропускают. Большинство коммуникаторов гипнотизируют то, что они делают, и

когда появляется что-то новое, они просто забрасывают свою технику. Но часто

та же самая техника будет работать, если прежде, чем ее применить, вы

сделаете что-либо еще.

Женщина: Именно поэтому я задала вопрос. Допустим, у меня уже есть

информация, а как вы решаете, что

192. Р.-Кэндлер, Д.Гриндер "Рефреимипг

делать и в какой последовательности? Что происходит у вас в голове,

прежде чем вы начнете что-либо делать?

Ну, я задаю себе вопрос. Я обращаюсь внутрь себя и говорю: "Привет, я.

Какого же результата я хочу достичь, и как я его могу достичь?" Я работаю,

так сказать, с конца, начиная с результата.

Например, я работал с семьей, с матерью и дочерью, а мать была

профессиональным социальным работником. Она знала, что будет хорошо для ее

дочери, а что -- нет, поскольку она была экспертом. Дочь говорила матери:

"Нс лезь в мои дела!" Мать отвечала: "Но посмотри же, я действительно

единственный человек во всей семье, который в этих вещах разбирается.

Несмотря на то, что моя дочь не хочет меня слушать и отмахивается от меня, я

знаю, что для нее будет самым лучшим."

Для начала вы могли бы поколебать ее убеждение в том, что она знает

лучше. Но это было бы очень трудно сделать. Если бы вы начали поступать так,

вы бы начали с ней 6'ороться.

Результатом, к которому я стремился, было восстановление коммуникации

между ней и дочерью. Я сказал матери: "Действительно ли вы убеждены в этом?

Я говорю серьезно, сарказма в моих словах нет совершенно. Действительно ли

вы убеждены в том, что у вас есть хорошая информация о том, что может помочь

вашей дочери?" Мать сказала: "Абсолютно".

"Да, я вам верю, потому что вы говорите серьезно, и не просто говорите.

Я знаю, что вы можете сделать очень много полезного. Действительно ли вы

серьезно настроены?"

"Абсолютно! Я говорю буквально то, что думаю. Я очень честный человек".

.

Хорошо. Значит, если я найду способ, чтобы вы могли передать эту

информацию вашей дочери так, чтобы она от нее не отмахивалась, то у нее

тогда будет эта информация. Но готовы ли вы использовать другие способы

коммуникации, которые могут отличаться от всего, что вы делали до сих пор?

Достаточно ли важно для вас передать эту информацию вашей дочери, чтобы вы

сделали что-то подобное? "Абсолютно!"

И в этот момент она оказалась в моих руках, потому что она не могла уже

вернуться назад: реальность, которую я построил, была конгруэнтна системе

убеждений матери.

Глава 5. Переформирование систем 193

Затем я повернулся к дочери и спросил: "Как ваша мать должна обращаться

к вам, чтобы вы действительно ее слушали и учитывали то, что она говорит?"

"Вы можете целЯ-ь или не делать то, что хочет ваша мать, но по край-. ней

мере вы способны выслушать, что она говорит?" У до-. чери на лице заиграла

улыбка чеширского кота, и она ответила: "Ну, она должна обращаться ко мне

как к личности".

"А как она обращалась с тобой, как с карандашом?" Это один из способов

заставить ее конкретизировать что значит "обращаться как с личностью". Если

вы скажете что-то совершенно неверное, она уточнит свое высказывание.

"Ну, она не должна кричать, не должна быть..." "Нет, нет. Я не хочу,

чтобы вы говорили, что она не должна делать. Скажите, что она должна делать?

На что это должно быть похоже? На что должен быть похож ее голос?",

Затем дочь продемонстрировала, как бы она хотела, чтобы мать с ней

говорила, каким именно голосом. И я сказал: "Хорошо. Давайте попробуем это.

И если это не. сработает, знаешь ли ты, что это будет означать? Это будет

означать, что ты лгунья, а твоя мать совершенно права, когда говорит, что ты

не будешь ее слушать".

Затем я повернулся к матери и сказал: "Выберите что-то такое, что, как

вы считаете, ваша дочь должна знать, и постарайтесь сказать ей это так, как

она вам это показала". После того, как она сказала несколько предложений, я

прервал ее и спросил дочь: "Так ли она говорит, как ты просила?"

"Ну, ее голос все-таки немного хнычущий". Затем мы помогли матери

выбрать тон голоса и начали все снова. Дочь сидела, слушала, а потом

сказала: "Я сделаю это". Мать была в шоке! "Ты сделаешь?" До этого момента

дочь в основном не только не делала того, о чем просила ее мать, но даже и

не слушала, что она говорит, потому что реагировала на тон ее голоса.

Очень важным признаком контекста, который я создал, является то, что

каждая из них не могла отвечать мне по-другому. Дочь не могла обвинять мать

и не слушать ее. А мать соверш'енно определенно не могла сказать: "Да, это

все очень важно, но недостаточно важно для того, чтобы я изменила свой

голос". Она не могла так сказать, потому

7.1'ефреймннг

194_________________________________Р.Бэндлер, Д.Гриндер

"Рефрейминг"

что уже поклялась на Библии, что передать эту информацию дочери для нее

важнее всего на свете. Выделяя и фиксируя их готовность к коммуникации до

того, как я начал реконструировать коммуникацию, я совершил важнейший

синтаксический выбор. Если я буду делать все в другом порядке, то это

окончится конфликтом. То же самое вы делаете, применяя шестишаговую модель.

Вы спрашиваете часть, ответственную за нежелательное поведение, готова ли

она к коммуникации, а затем определяете ее позитивное намерение еще до того,

как начнете вводить изменения в поведение.

Ключевой вопрос заключается в следующем: "Что даст мне возможность

произвести изменение, которое мне нужно?" "Какова предпосылка изменения,

которое я хочу произвести?" Если вы прямо и непосредственно начнете

стремиться к изменению, то' это' будет иметь два отрицательных последствия.

Первое: ваша работа станет похожей на копание канав. Этс) будет очень

тяжело, потому что вы собираетесь бороться с частями личности. И во-вторых,

если вы будете слишком прямо и непосредственно. стремитбся к изменению, вы

можете нарушить систему стратегий клиента.

Терри дала нам хороший пример того, каким образом может произойти

нарушение системы стратегий.

Е-сли бы я был благонамеренным психотерапевтом, система убеждений была

бы примерно такой: "Каждый должен быть способен генерировать переживания". И

когда я сказал: "А сейчас пришло время, чтобы каждый конгруэнтно солгал",

вместо того чтобы разрешить Терри выйти из комнаты, я должен был бы сказать:

"Вы должны остаться и научиться этому". Если бы я сделал это, я бы разрушил

ее стратегию и сделал бы ее сумасшедшей. Она сидела здесь и говорила: "Если

я это сделаю, то я сойду с ума!" И это ее утверждение было совершенно

точным. При данных стратегиях, которые у нее имелись, это было абсолютно

истинным. Таким образом, я должен был найти те предпосылки, которые

позволяли бы ей сделать то, что я от нее хотел.

То же самое верно относительно той ригидной матери, о которой я

рассказывал, или относительно парня, который считал, что женщины его

контролируют. То же самое верно относительно любого изменения, которое вы

производите. Мне нужно знать адекватную последовательнасть действий, которые

я собираюсь предпринять или просто

' Глава!. Переформирование систем 19.)

решить, что я знаю все и мне известен путь, как эти знания применять.

Люди предъявляют возражения очень элегантно. На-. сколько мне известно,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: