А сейчас, когда у вас уже есть некоторая практика использования других
моделей рефрейминга, давайте вернемся к базовой схеме шестишагового
рефрейминга (переформирования) для того, чтобы вы могли использовать эту
модель более утонченно.
Кргда вы делаете переформирование со своими клиентами, происходит очень
много вещей, и мы хотим, чтобы у вас было много бихевиоральных выборов для
ответа на широкий круг реакций клиента. Сейчас я хочу, чтобы вы сделали
следующее: я буду ваш клиент, а вы будете делать со мной переформирование.
Я^уду играть роль водителя грузовика, которого зовут Кэн. Женщина: Чего вы
хотите?
Кэн: Я не уверен в том, что я чего-то хочу, но я могу сказать вам, чего
я не хочу: я не хочу Y. Y -- это сущее несчастье, могу я вам сказать.
Мужчина: Что вам нужно для того, чтобы у вас не стало Y? Кэн: Хотел бы
я то знать! Мужчина: У кого то есть?
Кэн: Y? У меня. И я не хочу, чтобы то у меня было. Женщина: У кого есть
то, в чем вы нуждаетесь? Кэн^ Но я действительно не знаю. Мужчина: Бывает ли
иногда Y полезно вам? (Кэн отрицательно качает головой) Никогда в жизни?
Кэн: Никогда. Но я совершенно уверен в том. что это ужасно беспокоит
меня. Женщина: Что бы хотели иметь вместо Y? Кэн: Ну я пытался делать массу
вещей, других вещей, но каждый раз, когда я пытаюсь сделать что-то другое-:,
5*
l.)2 ___ ^•'^)JнcLl^.•p, Д.Гриндер "Рефрейминг
опять происходит Y. Похоже на то, что тогда я даже не в состоянии
контолироватьсвое поведение. Я знаю, что это глупо звучит.
Женщина: Если бы у вас был выбор, что бы вы хотели сделать вместо^?
Кэн: Ну, вы знаете, что у меня появляется чувство, что я выразился так,
чтобы все ясно вам объяснить. Я здесь потому, что у меня есть нечто, что я
|
бы хотел перестать делать.
Женщина: Хорошо. Выберите что-нибудь одно, что бы вы хотели делать
вместо Y. Придумайте это. Кэн: Хорошо. Я бы хотел скорее делать Z. Женщина:
Вы думаете, Z было бы полезно для вас в этих ситуациях?
Кэн: О, да. Это было бы дьявольски хорошо, гораздо лучше, нежели Y.
Мужчина: Доводилось ли вам когда-либо делать Z? Кэн: Нет.
Мужчина: Знаете ли вы кого-нибудь, кто бы умел делать то? '
Кэн: Мне кажется Дон Хуан. Я не знаю в действительности делает ли он
это, но я читал некоторые книги Карло-са Кастаньеды.
Мужчина: Что в поведении Дона Хуана заставляет вас думать, что он
способен на Z.
Кэн: Я никогда его не видел, я просто говорю это. Я читал о нем в
книге, и мне показалось, что он может совершить то действие, которое он
выбрал. Я уверен в том, что если б у меня была такая сила (в книге она
называется личностная сила), я был бы способен делать все. Но я не говорю о
моей жизни вообще. Я думаю, с этим у меня все хорошо. Не поймите меня
неправильно. Я говорю просто только об одной области.
Дик: Итак, Дон Хуан делает это? А как бы вы.могли узнать о том, что вы
уже делаете это? (В процессе ответа на этот вопрос Кэн получает доступ к
переживанию, которое дало бы ему знать, что у него есть "личностная сила";,
у него меняется поза, дыхание и т.д.)
Разрешите мне на некоторое время выйти из роли. Я надеюсь, что вы
оценили, что Дик получил доступ к желаемому моему состоянию. В этот момент
вы могли бы закрепить с помощью якоря мою реакцию для того, чтобы смочь ее
использовать позже. То,' что он сейчас делает -- (юлуча-
|
1'лшо. 4. Расширенное изложение схемы ' 13^
ет доступ к желаемому состоянию, -- является действительно полезным. Вы
можете попытаться закрепить с помощью якоря состояние, которое вы у меня
вызвали, заставить меня использовать Дона Хуана как модель и теперь можете
провести меня через процедуру построения новой части, 0днако'вы еще не
получили достаточно информации для того, чтобы узнать, будет ли адекватной
эта процедура.
Вместо того, чтобы продвигаться по этим направлениям, я хочу попросить
вас придерживаться шестишаговой модели переформирования. Это означает, что
вы даже не должны знать, каким является жела.емое состояние. Вы знаете, что
я не хочу иметь Y, и эта все, что вам нужно знать, чтобы начать работать.
Это первый шаг шестишагового рефрейминга. Вы идентифицировали поведенческий
стереотип, который подлежит изменению.
Я собираюсь предоставить вам возможность получить опыт преодоления тех
трудностей, которые могут возникнуть в процессе применения шестишагового
рефрейминга. Я сделаю это с позиций клиента, чтобы вы могли попробовать
различные способы преодоления этих трудностей. Сейчас я снова вхожу в роль.
Женщина: Не могли бы вы обратиться внутрь себя и спросить, не хочет ли
та часть, ответственная за поведение Y, поговорить с вами?
Кэн: "Часть, ответственная за Y?" Видите ли, я просто шофер грузовика.
И вы знаете...
Джордж: На что это похоже, когда вы делаете Y? (Кэн получает доступ к
части Y бихевиоральным путем, чтобы ответить на тот вопрос).
Кэн: Ну, я не могу... Вы знаете, я чувствую, что я теряю над собой
|
контроль...
Джордж: Где именно вы это ощущаете в своем теле? Кэн: Ух... Здесь (Кэн
касается своего живота). Джордж: Вы чувствуете что-то в своем желудке? Кэн;
Да.
Джордж: А сейчас я могу закрепить это с помощью якоря и использовать
как специфический путь доступа к. части, ответственной за Y.,
Правильно. Джордж посто применил один из тех приемов, которые вы можете
использовать, чтобы получить доступ к части, ответственной за нежелательный
стереотип поведения. Это второй шаг шестишаговой модели ре-
134 P. Кэнд. if/i, / Гринйер "Рефрейминг"
фрейминга -- установление коммуникации с частью, ответственной за Y.
Когда он получил доступ к этой части, он может закрепить этот канал доступа
с помощью якоря. Ес-л'и я психотерапевт, я могу одновременно закрепить это с
помощью якоря кинестетичсски, визуально и аудиально, с тем чтобы получить
доступ к этой части тогда, когда мне это будет нужно с некоторой
пространственной дистанции. Это дает мне возможность получить доступ к той
части, вне зависимости от того, способен ли сам клиент или нет достигнуть
соответствующего состояния намеренно.
Вы можете также заставить меня самому себе поставить якорь, сказав: "И
когда вы это почувствуете, прикоснитесь к той части вашего тела, где это
ощущение находится". Я спонтанно прикоснулся к моему желудку минутку назад.
Не объясняя мне ничего, вы можете заметить, как я прикоснулся к себе, а
затем снова заставить меня сделать движение, использовать его в качестве
якоря. Кроме того, моя no:ia, тип дыхания и выражение на лице сами по себе
являются якорями.
Все эти невербальные аналоги, которые вы только что видели,
представляют собой визуальные знаки, по кото-. рым вы можете точно узнать,
что я имею доступ к части, ответственной за Y. Джордж спросил меня, на что
то было бы похоже, если б я сделал Y. Начиная с этой точки, вы должны знать,
имею ли я доступ к той части или нет.
Это был лишь один из хороших приемов. А сейчас давайте вернемся назад и
сделаем это снова. Давайте вернемся к тому моменту, когда я сказал: "Ну, я
просто водитель грузовика. Что вы имеете в виду когда говорите: обратитесь
внутрь себя и спросите ту часть своей личности и т.д.?" Каким иным способом
вы могли бы получить доступ к части Y? У вас должно быть несколько выборов
на каждом шаге модели,
Джо: Смотрели ли вы футбол в воскресенье? Кэн: О, да, была прекрасная
игра!
Джо: Я тоже смотрел, и мне было совершенно ясно: проигравшая команда
хотела победить. У них была удиви-* тельная решимость, но им не хватало
свободы маневрирования,
Кэн: О, да. Мне показалось, что победившая команда обладала гораздо
большим разнообразием приемов. Джо: Конечно.
Глава 4. Расширенное изложение схемы }35
Кэн: Ну, да. Это была чудесная игра. Часто ли вы смотрите футбол? В
школе я часто играл в команде...
Хорошо. Тот прием не привел к тому, что я получил доступ к части игрек.
Попробуйте что-нибудь еще.
Билл: Знаете, я давно интересуюсь вождением грузовика, и одна из
интересующих меня вещей -- это переключение скоростей.
Кэн: О! Понимание этого отличает профессионала от любителя.
Билл: Не могли бы вы сейчас рассказать мне об этом? Вроде бы здесь надо
делать "двойное переключение" или что-то такое?
Кэн: Да, видите ли, у нас есть свой язык. Я не знаю, поймете ли вы, но
"двойное зажимание" и все это...
Билл: Попытайтесь, пожалуйста, рассказать мне об том сейчас.
Кэн: Ну, нет, но я могу показать вам. Билл: Хорошо, хорошо, покажите.
. Хорошо. Сейчас я покажу ему. Но когда окончу это делать, Билл, что вы
будете делать затем?... Я думаю, что Билл хочет получить доступ к части Y
тем же.самым способом, что и Джо, но и он не использовал то, что он получил.
Метафора, заключающая определенный актуализированный опыт, должна быть
использована для того, чтобы ответить на вопрос водителя: "Что вы имеете
ввиду, когда говорите о части моей личности?" Билл, как вы могли продолжить,
используя то, что вы получили?
Билл: Ну, я спрашиваю потому, что иногда, когда я веду свою машину, у
меня что-то скрипит в коробке передач, и хотел бы знать...
Кэн: Ну, вы имеете дело максимум с четырьмя или пятью скоростями. Если
б вы были водителем грузовика, вы должны были бы знать, как и-меть дело с
тринадцатью передачами. Вам совершенно не надо этого знать. Я бы хотел
сказать вам такую вещь, что когда вы имеете д?ло с коробкой передач, вы
должны всегда помнить о согласованности ваших движений. Если вы будете их
согласовывать, все будет хорошо. Фактически это сбережет вам горючее. Когда
вы готовы снизить скорость, вы должны убедиться, что вы скоординировали свои
движения так, что вы нажимаете на сцепление, затем на газ, затем отпускаете
сцепление, делаете "двойной нажим", вот и вы готовы ехать.
13( ______________________________ Р.Бэндлер, Д.Гриндер
"Рефрейминг"
Роза: Однажды я долго ехала в кабине с водителем грузовика и
вдруг осознала, что в одно и то же время он прислушивается к шуму колес, к
звукам, которые издает груз в кузове, к музыке, которая звучит в кабине, и
вместо с тем он еще беседует со мной.
Кэт: О, да, когда вы водите грузовик, то через некоторое время
начинаете делать это совершенно автоматически. Когда проходит некоторое
время, вам уже совсем не надо думать об этом.
А сейчас я снова отменяю кавычки. Роза подошла к той части метафоры,
которая вам всем была нужна. Давайте нс пройдем мимо этой возможности. Роза
теперь может сказать мне: "А сейчас я хочу, чтобы вы заметили, что у вас
есть все эти части, которые все это делают автоматических. Когда я говорю
"части", это просто такой способ выражения. Конечно, это ничего не означает.
У вас есть такие части, которые знают, как обращаться с коробкой передач,
как прислушиваться к звукам, которые подаст груз, и к звукам мотора, и все
это для того, чтобы вы сами не уделяли внимания всем этим вещам. Дело
обстоит так, как будто некоторые части вашей личности ведут грузовик
автоматически, представляя всем остальным частям вашей личности свободу,
например, наслаждаться разговором с вашим пассажиром или партнером. Дело
обстоит так, как будто у вас есть части, каждая из которых отвечает за
'что-то определенное, но сейчас мы рмеем дело с такой частью вашей личности,
которая заставляет вас делать Y против вашего желания. Мы хотим, чтобы вы
снова восстановили контакт с той частью, поскольку она делает что-то, что
вам не нравится.
Если вы сделаете это, то это будет означать, что вы приспособили вашу
модель таким образом, что она вписалась в модель мира этого водителя
грузовика. И вам не понадобилось для этого двадцать четыре дня обучать его
нейролингвистичсскому программированию. Вы просто получили доступ к таким
его переживаниям, которые соответствуют понятиям "частей личности". Я нс
говорю, что этот прием представляет собой нечто, что вы "должны" сделать на
следующем шаге. Это всего лишь один способ использования того, что сделала
Роза для преодоления той трудности, которую я вам организовал.
Оживление переживания успешного и автоматического действия весьма
полезно еще и в другом аспекте. Вы
Глава 4. Расширенное изложение схемы _______________________ 137
получаете доступ к состоянию, в котором я использую свои ресурсы, и
вы можете впоследствии использовать то состояние. Кроме того, данный
конкретный аудиальный ресурс переводит все из кинестатической
репрезентативной системы, в которой^ описал проблемное состояние Y, в
ауди-альную.
Женщина:.А как мы будем это закреплять с помощью якоря?
Тогда, когда я сказал: "Да, через некоторое время это становится
автоматическим", вы говорите: "Хорошо", или громко хлопаете в ладоши, или же
используете какой-то другой якорь.
Женщина. Что мы сейчас закрепляем с помощью якоря?
Вы закрепляете мое понимание того, что существуют в моем подсознании
такие части, которые являются для меня весьма полезными, и что я немного об
этом знаю.
Мужчина: Мне кажется, что было бы более элегантным поставить аудиальный
якорь, поскольку мы говорим об аудиальных ресурсах.
Я ставлю якоря во всех системах. Когда мы ставим тактильные якоря, мы
делаем это потому, что тактильные якоря весьма очевидны и им трудно
сопротивляться. В действительности же мы учим вас использовать тактильные
якоря потому, что, если вы используете прикосновение, вы скорее всего
используете вместе с тем и все остальные репрезентативные системы. Когда я
беру на якорь что-либо, я меняю свою позу, чтобы прикоснуться к клиенту.
Если его глаза открыты, то мое действие представляет собой и визуальный
якорь. Вместе с тем я при этом и говорю с определенной интонацией, и это
становится аудиальным якорем. Я рекомендую вам ставить во всех системах
одновременно, если вы хотите быть-уверенным в том, что ваше действие
останется вне сознания клиента.
Другое преимущество тактильного якоря состоит в том, что ему невозможно
сопротивляться. У человека существуют программы, направленные на выживание
организма, которые блокируют любой сенсорный входа пользу тактильного. Если
вы находитесь внутри себя и говорите себе что-либо, а я при этом использую
изменение тона своего голоса, вы можете этого даже не зарегистрировать и не
прореагировать на это.
13Н Р.Бэндлер, Д.Грнидер "Рефреймит"
Если ваши зрачки расширены, а и при этом использую визуальный якорь',
вы можете на это не т реагировать.
Но если я к вам прикоснусь, вы обязательно отреагируете.
Строго говоря, вам необходим якорь лишь в одной системе. Вообще говоря,
постановка якоря в системе, К которой имеется доступ, будет более
целесообразной. В нашем случае Это аудиальная система. Однако, если у вас
нет каких-либо специальных соображений, почему бы не использовать все
системы?
А сейчас давайте вернемся к нашему переформирова-. нию, ^достижению
понимания того, что такое части подсознания. Если кто-то не считает, что у
него есть "части, то вы можете в ответ на это повести себя по-разному.
Однажды я работал с женщиной, которая была убеждена в том, что у нее
вообще нет подсознания. Она пришла ко мне с прической, уложенной волосок к
волоску, и думала, что все ее действия находятся под контролем сознания.
Идея "частей" для нее не имела никакого смысла. Сначала я добился с ней
раппорта на подсознательном уровне, используя отражение, перекрестное
отражение, скрытые команды, метафоры и другие приемы. Она была озадачена
тем, что я делаю, но я продолжал, пока не начал от нее получать вполне
хорошие подсознательные реакции. Затем я сказал: "А сейчас я собираюсь
продемонстрировать вам, что вы дура". Это привлекло ее внимание "У вас есть
части, которые могут быть весьма могущественными союзниками, и, пока аы не
оцените их по достоинству, у вас будет много трудностей. Я хочу
продемонстрировать вам их присутствие. Вы конгруэтно утверждаете, что вы не
верите в то, что у вас есть подсознание. Вы думаете, что вы контролируете
все свое поведение. Для меня очевидно, что вы не контролируете ваше
проблемное поведение, но я предполагаю, что вы можете управлять собственным
телом. То есть я предполагаю, что вы знаете, какова температура вашего тела,
и в какой-то степени можете управлять этой температурой". Она ответила:
"Конечно". Она не могла ответить по-другому, потому что считала, что у нее
нет подсознания.
Итак, я сказал: "Через некоторое время я протяну руку и коснусь вашей
руки, проводя по ней от плеча к локтю; и, когда я это буду делать, рука
станет такой холодной, что просто ледяной, Я требую, чтобы вы сопротивлялись
мне
1 лава 4. Расширенное изложение схемы
_______________________ /^
изо всех сил, которые у вас сеть". Я подождал, пока не получил
подсознательный сигнал: "Хорошо, я готова." Затем я протянул руку и коснулся
ее руки, и она задрожала. Тогда я сказал: "Но посмотрите, какая теплая ваша
другая рука".Другая рука действительно стала теплее.
Я продемонстрировал ей, что я действительно могу изменить температуру
ее тела, и она не может этому сопротивляться. В сущности, чем более она
сопротивлялась, тем более драматическими были изменения. Я в этот момент ее
убедил в том, что у нес есть еще хоть одна подсознательная часть.
Мужчина: А почему надо было обязательно делать что-то с тем, что ее
подсознание считало правдой?
Это не было необходимостью. Единственная польза от того, что время от
времени вы бросаете сознанию жирный кусок, состоит в том, что тем самым вы
избегаете возражений со стороны клиента. Это не дает ему сказать: "Это не
работает. Вы сами нс понимаете, что делаете."
А теперь снова вернемся к переформированию. Предположим, что вы
получили доступ к части, которая управляет поведением Y. А сейчас
продолжайте.
Билл: Знаете, вот когда вы проезжаете по развязке, перед вами масса
показаний приборов, и эти показания говорят вам о множестве вещей. Например,
один из измерительных приборов дает возможность мотору сказать вам: "Эй, мне
нужна вода", когда уровень воды слишком низок и температура поднимается
слишком высоко.
Кэн: Мне становится смешно, когда вы так говорите об этом!
Билл: Да, я понимаю, но просто представьте себе это. У вас есть прибор,
который показывает давление масла и позволяет вам узнавать, когда мотор
нуждается в масле.
Кэн: Да,да. Я знаю, что глупо так говорить об этом, но я хотел бы
знать: вот если бы часть вашей личности, которая отвечает за Y, была бы
частью мотора, в каком типе измерительного прибора вы бы нуждались для того,
чтобы узнать, что эта часть вашей личности хочет? Это был бы визуальный
измерительный прибор? Или это-было бы чувство?
Кэн: Ну. видеть я ничего не могу, я предполагаю, что это было бы
чувство.
Билл: Я совершенно уверен в том, что вы можете сказать, когда шины
вашего грузовика нуждаются в воздухе,
140 _________________________ Р.Бэндлер, Д.Гриндер "Рефрейминг'
ощущая это по движению грузовика. Вы ведь знаете, каким образом вы
узнаете, когда шины вашего грузовика полны воздуха, а когда нет, просто по
способу движения грузовика, не так ли?
К.ЭН: Да, да, я знаю, о чем вы говорите. (Я надеюсь, вы все поняли, что
делает Билл, Он использует мою перцеп-туальную реальность, чтобы поставить
все точки над 1, которые он хочет поставить. Если у вас есть такой тип
гибкости, который позволит вам варьировать ваши слова и примеры так, чтобы
они имели смысл в моей реальности, то вы умеете общаться артистически.
Билл: Не думаете ли вы, что после многолетней практики вождения
грузовика вы можете определить минимальные различия в давлении воздуха в
шине? Кэн: Да, я думаю, я делаю это хорошо. Билл: Можете ли вы так же хорошо
различать интенсивность того чувства, которо'е вы получаете от части,
управляющей поведением Y. (Билл показывает на желудок Кэна).
Кэн: О, да! Я знаю, что здесь происходит..Без всякого сомнения я об
этом знаю.
Бил: А сейчас я хочу, чтобы вы мне сказали, что вы ощущаете, когда это
чувство Y меняется?
Кэн: Ну, когда я делаю Y... не хотите ли вы, чтобы я сказал вам прямо
об этом, или же вы хотите, чтобы я продолжал использовать эти обозначения: Y
и? Билл: Вы можете прямо сказать мне об этом. Кэн: Да, хорошо. Когда я
возвращаюсь домой из поездки, я действительно чувствую себя усталым (его
плечи поникают), я провожу в дороге от 14 до 16 часов. И первое, что
происходит, когда я вхожу в дверь дома, моя жена подходит ко мне и начинает:
"Привет, дорогой, расскажи же мне о своей поездке" (он напрягается). Но все,
что я хочу сделать прямо в этот момент -- это упасть в кровать и отдохнуть.
И чем больше я стараюсь это сделать, тем больше она хочет говорить... вы
знаете... потому что ей интересно, если вы понимаете, что я имею в виду... И
вы знаете, что происходит? Она возвращается в школу. Я считаю образование,
конечно, очень важной вещью...
Билл: Задержитесь, пожалуйста, на секунду: я действительно очень хочу
узнать, что она делает, но... Кэн: Да, я скажу вам. Я не... Билл: Но перед
этим я хочу задать вам один вопрос.
l:iciea4. Расширенное изложение схемы - 141
К.ЭН: Да? Что это за вопрос?
Билл: Когда она подходит к вам и говорит: "Привет, дорогой... что она
старается сделать? Что она от вас хочет? Не считаете ли вы, что она хочет
вашего внимания, хочет проявления вашей любви?
Кэн: Да, да, она хочет моего внимания, моей любви. Да, меня ведь не
было 16 часов (он снова принимает позу гордости и самоудовлетворения).
Билл: Как вы считаете, есть ли у вас способность проявлять любовь до
того момента, как она об этом попросит? Достаточно ли вы мужественны, чтобы
принять такой вызов?
Кэн: О, конечно! (он выпрямляется и принимает еще более "уверенную"
позу).
Хорошо. Это переформирование содержания. Билл не очень беспокоился о
том, чтобы следовать стандартной мо-\ дели шестишагового переформирования.
Он просто использовал мои убеждения и мое представление о себе как рычаг для
вызывания изменений. Элегантность всей той последовательности событий,
которая сейчас произошла, заключается в том, что у Билла имелась достаточная
гибкость, чтобы найти в моей реальности такие вещи, которые он мог бы
использовать в качестве рычага для того, чтобы я проявил какие-то новые
поведенческие реакции. Я дал ему некоторые намеки, и вербальные, и
невербальные: "Ну, ведь меня не было 16 часов" -- на то, что я горжусь тем,
что я -- "настоящий му^кчина". Итак, затем о~н говорит: "Достаточно ли вы
мужественны, чтобы взять на себя контроль над ситуацией? И это будет
работать. Билл поступил также весьма утонченно,- оказавшись в состоянии
удержать меня от того, чтобы я рассказывал о своей жене и о том, как она
возвращается в школу, что совершенно не имело отношения к тому, что Билл
собирался сделать.
Мужчина: Я понял так, что этот гипотетический водитель грузовика просил
о том, чтобы изменили поведение его жены, не так ли?
Как у терапевта, перцептуальная рамка, которую вы можете использовать,
может быть такова: "Конечно, вы хотите, чтобы она была другой. Но способ, с
помощью которого вы можете это получить, -- это самому стать другим. Если
изменитесь вы, то изменится и она". Конечно. вы можете не говорить клиенту
прямо это, вы можете ис-пользова,г1, рыча), как ")то тг.чько что сделал-
Билл, чтобы f
142 ' Р.Кэч()лер,Д.1'рин()е[)'1'('ф1)1.'йминг"
помочь этому чслонеку проянить новые понеденческие реакции... Конечно,
это бы имело влияние и на ее поведение.
Хорошо. Если есть у вас какие-либо комментарии относительно нашей
ролевой игры... Заметьте, что это небыло стандартным шестишаговым
переформированием. Тем не менее большинство из шагов было в наличии, они
были просто экстернали:^ирова и ы.
После того, как Билл сделал переформирование содержания, я стал частью,
которая представляла собой новое поведение. Я больше не выглядел так, как я
выглядел раньше, говоря об Y. Когда я стал этой частью, я в действительности
сделал себе доступной ситуацию во всех системах. Я увидел мою жену, услышал
звук ее голоса и кинестетически ощущал себя так же, как дома. Это имеет
отношение к присоединению к будущему. И Билл совершено не нуждался в том,
чтобы спрашивать: "Возьмет ли 'эта часть на себя ответственность за новое
поведение, возникающее в том же самом контексте?" Экологической проверки еще
нс было, но я предполагаю, что Билл сделал бы это на следующем шаге.
Альтернативный путь заключается в том, что он мог использовать вторую
встречу со мной как экологическую проверку. Вы не должны делать все шаги на
одном и том же сеансе, хотя гораздо лучше, если вы все-таки это сделаете.
Женщина: А как насчет проверки? Это хороший вопрос. Как бы вы могли
проверить? Женщина: Сейчас вы пойдете домой или поедете в очередную поездку?
Кэн: Нет, я сейчас пойду прямо домой (Кэн невербально демонстрирует
новое поведение). Женщина: Что вы собираетесь делать дома? Кэн: Никаких дел!
В сущности мы ведь с вами уже закончили? Я уже готов идти.
Фред: Но перед этим давайте-сделаем одну очень небольшую вещь. Кэн: Что
именно?
Фред: Сейчас ваша жена дома, и v вас есть дети, не так ли?
Кэн: Да, но они сейчас в школе.
Фред: Сейчас сделаем проверку из экологических соображений.
Глава 4.-Расширенное изложение схемы
_____________________143
Упражнения
А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас записал 3 ситуации, с которыми вы
часто сталкиваетесь, когда делаете шестишаговое переформирование. Это надо
для того, чтобы в конце концов у вас появилось бы больше выборов в этих
ключевых ситуациях. Может быть, что вы не в состоянии получить доступ к
сигнальной системе. Может быть также, что вы не знаете, что делать, когда
клиент запутался в середине процесса переформирования и говорит: "Я не знаю,
что я делаю".
Может быть также, что человек считает, что не может получить доступ к
своей творческой части. Или же возможно, что часть, ответственная за
нежелательный стереотип поведения, не хочет брать на себя ответственность за
реализацию новых выборов, потому что она н;е уверена в том, что новые
стерсОТЯПЫсработают. Сейчас я дам вам план шестишагового переформирования,
чтобы помочь вам идентифицировать те точки, в которых вынуждаетесь в большем
количестве выборов.
План шестишагового переформирования
1. Идентифицируйте стереотип X, который вы хотите изменить. "Я хочу
приступать делать X, но не могу". Или "Я хочу делать Y, но меня что-то
останавливает".
2. Установите коммуникацию, с частью, ответственной за стереотип X.
а) "Будет ли та часть моей личности, которая отвечает за стереотип X,
коммуницировать со мной в сознании?" Обратите внимание на любые чувства или
звуки, которые возникают внутри вас после того, как вы зададите себе этот
вопрос внутри себя.
б) Установите значение сигнала: "да" и "нет". Пусть яркость, громкость
или интенсивность сигнала возрастает, если имеет место ответ "да", и
уменьшается, если вы получаете ответ "нет".
3. Отделите поведение стереотипа Х от позитивного намерения той части,
которая отвечает за X. Положительное поведение является всего лишь способом
достижения какой-либо позитивной цели.
144 • Р.Кэндлер, Д.Гриндер "Рефречмичг"
а) Спросите часть, которая отвечает за стереотип X: "Не хочешь ли ты
дать м^е возможность осознать, что ты стараешься делать для меня с помощью
стереотипа х?"
•б) Если вы получите ответ "да", попросите эту часть пойти дальше и
сказать открыто об этом намерении. Если вы получите ответ "нет", оставьте
это намерение бессознательным, предполагая, что это существует.
в) Приемлемо ли это намерение для сознания?: Хотели бы вы иметь' часть,
которая бы выполняла эту функцию?
г) Спросите часть, которая отвечает за стереотип X: "Если бы вам. были
известны способы достижения той же самой цели, которые были бы настолько
надежны или даже более надежны, чем X, были бы вы заинтересованы в том,
чтобы реализовать их?"
4. Получите доступ к творческой части, и попросите ее о том, чтобы она
генерировала новые поведенческие реакции для достижения данной позитивной
функции.
а) Получите доступ к преживаниям креактивности и закрепите их с помощью
якоря или же спросите: "Осознаете ли вы, что у вас есть творческая часть?"
б) Попросите часть, ответственную за стереотип X, сообщить свою
позитивную функцию творческой части и разрешите творческой части
генерировать новые выборы для достижения той самой позитивной цели.
Заставьте часть, ответственную за х, выдать 3 варианта, которые являются по
меньшей мере, настолько же хорошими или лучшими, чем х. Пусть часть Х дает
сигнал "да" каждый раз, если она примет какой-либо вариант как
альтернативный X.
5. Спросите часть X: "Не хочешь ли ты взять на себя ответственность за
то, чтобы использовать 3 новых варианта поведения в соответствующем
контексте?" Это обеспечит присоединение к будущему. Коме того, вы можете
просить часть Х на подсознательном уровне идентифицировать сенсорные
сигналы, которые будут запускать функционирование новых вариантов поведения
и полностью переживать то состояние, в котором клиент бы находился, когда бы
эти сенсорные сигналы автоматически запускали бы новые реакции, которые
протекали бы легко и автоматически.
6. Экологическая проверка. "Есть ли внутри меня какая-либо часть,
которая бы возражала против хотя бы од-
ч
Глава 4. Расширенное изложение схемы • 145
ного из этих трех новых вариантов поведения?" Если получен ответ "да",
возвратитесь на шаг 2.
С какими бы "препятствиями" вы ни сталкивались, производя
переформирование, я хочу, чтобы вы выбрали три из них для того, чтобы у вас
в конце концов появилось большое количество вариантов реакций на эти
препятствия. Итак, я хочу, чтобы вы сделали это упражнение в группах из 3
человек. В каждой группе будет 3 человека: А, Б и С. А посмотрит на свой
список препятствий и будет играть роль клиента, изображая эти препятствия. Б
будет играть роль нейролингвистического программиста и пробовать разные
способы реакций на представленную клиентом ситуацию. С будет консультантом и
должен будет удерживать Б от того, чтобы впасть в содержание, и
ориен-.тировать его в процессе.
Например, если вы -- А, вы скажете, например, вот что: "Вы установили
со мной раппорт и установили сигнальную систему для части, которая отвечает
за X. Вы находитесь на третьем шаги: вы просто можете спросить часть, будет
ли она в состоянии сказать мне о своем позитивном намерении, так чтобы я это
осознал. Реакция, ко-
• торую я получил, состоит в том, что я вообще перестал испытывать
установленный сигнал, но при этом появилось два других сигнала. " Таким
образом, А организует ситуацию, начиная именно с той точки, в которой он
нуждается в большем количестве выборов.
В этом случае Б использует один из методов реагирования на данную
ситуацию так, чтобы продвинуть А на следующий шаг переформирования. С будет
наблюдателем или мета-программистом, и в его задачу входит оценка того,
является ли эффективным прием, который применил Б. Затем я хочу, чтобы С
спросил бы о том, каковы могли бы быть два других приема, с помощью которых
он мог бы
• эффективно действовать в этой ситуации, а затем реализовать эти
приемы в той же ситуации.
Разрешите мне привести пример того, как бы я хотел, чтобы вы
действовали, выполняя это упражнение. Допустим Бэт будет клиентом, Скотт --
программистом, а Ильф будет мета-комментатором, консультантом. Вы должны,
Ильф, в частности наблюдать и слушать все то, что происходит между Скоттом и
Бэт. В любой момент я могу подойти к вам и попросить: "Скажите мне
что-нибудь о связи тональностей голосов программиста и клиента" или
i4(i Р.Бэндлер, Д.Гричдср "Рефреимипс"
"На каком шаге переформирования они находятся?". Таким образом ваша
работа состоит в том, чтобы знать все,. что происходит, что обычно
невозможно, так что старайтесь делать все, на что вы способны.
Второе, за что отвечает Ильф как мета-комментатор, представляет собой
нечто более конкретное. Каждый раз, когда программист колеблется или ему
кажется, что он запутался, вы прерываете его и говорите: "Остановитесь, на
каком шаге переформирования вы находитесь?" -- "На втором". "Какого
конкретного результата вы сейчас пытаетесь достигнуть? Каков следующий
маленький кусочек результата, который вы именно сейчас пытаетесь получить?"
Скотт должен быть способен на то, чтобы ответить конкретно, например:
"Я хочу установить произвольную бессознательную сигнальную систему связи с
частью, ответственной за нежелательный стереотип поведения. " Тогда Ильф
может сказать: "Как конкретно вы собираетесь делать это?" Скотт может
ответить: "Я собираюсь бихевио-рально получить доступ к этой части таким
образом, что сам буду проявлять поведение X, и таким образом, индуцирую это
поведение в клиенте. Или же я попрошу его проявить поведение X. Или же я
могу попросить его обратиться внутрь себя,и пбпросить ту часть, которая
отвечает за стереотип X, вступить в коммуникацию и убедиться в том, что
сигнальная система работает непроизвольно.
Каждый раз, когда мета-комментатор прерывает, я хочу, чтобы он
добивался не одного, а трех вариантов поведения. Сначала вы определите, к
какому конкретному результату стремится программист, а затем вы добиваетесь.
от него трех вариантов поведения, с помощью, которых он мог бы достичь этого
конкретного результата. Совершенно не обязательно, чтобы три эти способа все
работали, но построение по меньшей мере трех вариантов поведения в каждой
точке выбора делает наши действия гораздо более эффективными. Если у вас
есть только один выбор, вы робот. Если у вас есть только два выбора, вы
начинаете приобретать гибкость поведения.
Именно это я просил сделать вас раньше, когда играл роль клиента. Вы
получаете доступ к части, ответственной за нежелательный стереотип поведения
с помощью какого-либо одного способа, а я говорю дальше: "А сейчас вернем-
Глава 4. Рс/стчреииое изложение схемы _________
________ 147
'ся обратно к точке выбора и сделаем это с помощью другою способа.
И третье, что должен делать мета-комментатор, -- это прерывать
программиста всякий раз, если он нс понимает того, что происходит. Если
Скотт -- программист и под влиянием стресса он возвращается к старым
программам, неэффективным, например: "И как вы себя чувствуете в. связи с
этим?:" -- тогда вы должны прервать его, как мета-комментатор, и задать те