Тема №2. Бытовая повесть второй половины XVII в. Проблема национально-исторического и вечного




Содержание

учебно-методического комплекса по дисциплине «История отечественной литературы»

 

 

1. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

3. Практикум

4. Глоссарий

5. Тестовые и проверочные задания по дисциплине

 

ПРАКТИКУМ

Планы семинарских занятий

Дисциплина «История отечественной литературы»

Й курс, семестр 3-й

 

 

Тема №1. Поэтическое своеобразие и основные проблемы в изучении

«Слова о полку Игореве»

1. История открытия, опубликования и изучения «Слова о полку Игореве». Почему до сих пор многие вопросы, связанные с памятником, остаются нерешенными?

2. Историческая канва «Слова о полку Игореве». Почему автор «Слова...» не всегда следует факту?

3. Основная идея (страстный «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ» и способы ее раскрытия в тексте.

4. Сюжетно-композиционные особенности. Лирический характер вступления. Исторические отступления. Какую роль играет «золотое слово» Святослава в раскрытии основной идеи памятника? Плач Ярославны и его место в композиции «Слова...». Пейзаж и его художественные функции в произведении.

5. Система образов в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли. Святослав Киевский как идеал княжеского правления. Игорь Новгород-Северский и Буй-тур Всеволод. Как автор относится к своим героям? Ярославна как собирательный женский образ и одновременно образ-символ всей Русской земли. Образ Бояна. Мифологические образы и их роль в «Слове…». Образы природы.

6. «Слово…» и фольклор (былинная поэтика, песенная символика, метафорические образы, постоянные эпитеты, олицетворения, тавтологические сочетания).

7. Проблема автора «Слова…» («премудрый книжник Тимофей» (Н. Головин), «словутный певец Митуса» (А.К. Югов), тысяцкий Рагуил Добрынич (В.Г. Федоров), киевский боярин, летописец Петр Бориславич (Б.А. Рыбаков), сам Игорь (Н.В. Шарлемань, В.А. Чивилихин), внук Бояна (М.В. Щепкина, А.Н. Робинсон), Ходына (В.Г. Руделев, А.И. Чернов) и др.).

8. Проблема времени создания «Слова…» (1185г. (М.А. Максимович, В.В. Каллаш, А.И. Лященко, Б.А. Рыбаков, П.П. Охрименко), 1187г. (С.П. Пинчук, Г.Н. Моисеева), середина 90-х годов XII в. (Н.С. Демкова), 1198-1199гг. (Б.И. Яценко), после битвы на реке Калке 1223г. (Д.Н. Альщиц) и др.).

9. Проблема жанра «Слова...» (былина XIIв. (А.И. Никифоров), жанр торжественного политического красноречия (И.П.Еремин, Л.А. Дмитриев), сочетание «плача» и «славы» (Д.С. Лихачев), лиро-эпическая песнь (Н.И. Прокофьев), произведение многожанровое (А.А. Назаревский) и др.).

10. Влияние «Слова...» на дальнейшее развитие русской литературы. («Слово о погибели Русской земли», «Галицко-Волынская летопись», «Задонщина»; поэзия Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова; «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя; творчество И.А. Бунина, А.А. Блока, М.И. Цветаевой; лирика Я. Смелякова, Н. Заболоцкого и др.).

11. Поэтические образы «Слова…» в живописи (В. Васнецов, Н. Рерих, В. Фаворский, И. Глазунов, И. Голиков) и музыке (опера А. Бородина «Князь Игорь») (+ Презентация).

Литература

I. Тексты

Слово о полку Игореве / подгот. текста, пер. и коммент. О.В. Творогова // Памятники литературы Древней Руси. XII век. – М., 1980. – С. 373-387, 679-688.

Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова / [авториз. пер. Б.Д. Быченко, А. Б. Быченко]. – М., 1994. – 20с.

II. Основная

Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве»: историко-литературный очерк / Д.С. Лихачев. – М., 1982. – 176с.

Гаспаров Б.Н. Поэтика «Слова о полку Игореве»/Б.Н. Гаспаров. – М., 2000. – 604с.

III. Дополнительная

Булахов М.Г. «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве, науке: крат. энцикл. словарь / М.Г. Булахов; [под ред. Л.А. Дмитриева]. – Минск, 1989. – 245с.

Дмитриев Л.А. К вопросу об авторе «Слова о полку Игореве / Л.А. Дмитриев // Рус. лит. – 1986. – №4. – С. 3-24.

Еремин И.П. «Слово о полку Игореве» как памятник политического красноречия Древней Руси / И.П. Еремин // Лекции и статьи по истории древней русской литературы / И.П. Еремин. – 2-е изд., доп. – Л., 1987. – С. 235-281.

Зимин А.А. Когда было написано «Слово»?/А.А. Зимин// Вопросы литературы – 1967. – №3. – С. 84-104.

Исследования «Слова о полку Игореве»: сб. ст. / [отв. ред. Д.С. Лихачев]. –Л., 1986. – 292с.

Прокофьев Н.И. «Слово о полку Игореве» / Н.И. Прокофьев // Преданья старины глубокой. – М., 1997. – С. 307-308.

Рыбаков Б.А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игоря» / Б.А. Рыбаков. – М., 1991. – 288с.

Шкляревский И. Читаю «Слово о полку…» / И. Шкляревский. – М., 1991. – 79с.

Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: в 5 т. / [редкол.: О.В. Творогов (отв. ред.) и [др.]]. – СПб., 1995. – Т.1. – 275с.; Т.2. – 333с.; Т.3. – 386с; Т.4. – 329с.; Т.5. – 398с.

Яценко Б.И. Об авторе «Слова о полку Игореве» (проблема поиска) / Б.И. Яценко // ТОДРЛ. – Т.48. – СПб., 1993. – С. 31-37.

Тема №2. Бытовая повесть второй половины XVII в. Проблема национально-исторического и вечного

1. Основной конфликт эпохи – конфликт «отцов» и «детей», «старины» и «новизны» в сфере личной и общественной жизни и его отражение в литературе второй половины XVII в.

2. «Повесть о Горе и Злочастии»:

а) демократизация героя, наметившийся интерес к «маленькому человеку»;

б) роль апокрифического сказания о грехопадении первых людей в идейном замысле произведения;

в) художественные обобщения в «Повести…» (обобщенно-собирательный образ представителя молодого поколения; образ Горя как олицетворения трагической участи, судьбы, доли человека, а также внутренней раздвоенности, смятенности души героя, его неуверенности в своих силах; образ «добрых людей», дающих советы герою);

г) традиционное и новаторское в «Повести…» (верность героя религиозным верованиям своих отцов; правдивое изображение образования деклассированных элементов общества; монастырь не как идеал праведной жизни, а как последняя возможность спастись от своей злоcчастной доли; отсутствие религиозной дидактики);

д) фольклорная и литературная традиции в «Повести…». Былинная поэтика (тонический стих без рифм, похвальба героя на пиру и стиль диалогов Горя и Молодца, прием повторения отдельных слов, прием тавтологических сочетаний, употребление постоянных эпитетов). Общее со стилем сказки и протяжной лирической песни. Близость к апокрифам и дидактической прозе Древней Руси (к «поучениям» о вреде пьянства, к «словам» о «злых женах»). Элементы жития. Черты философской прозы.

2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Проблема времени создания и авторства. Ермолай-Еразм и его взгляды. Идейно-художественная связь произведения с исторической жизнью Руси:

а) основная мысль, сюжет и композиция произведения;

б) система образов и способы изображения персонажей;

в) связь произведения с фольклором.

г) гуманистический пафос произведения.

 

3. «Повесть о Савве Грудцыне»:

а) жизнь частного человека на широком фоне исторических событий, в реальной исторической обстановке;

б) роль любовной интриги в «Повести…»;

в) достоверное и фантастическое в «Повести…» (борьба русского народа с польской интервенцией; война за Смоленск в 1632-1634гг.; царь Михаил Федорович, боярин Стрешнев, воевода Шеин, сотник Шилов, род Грудцыных-Усовых);

г) традиционное и новаторское в «Повести…» (мотив прельщения невинного отрока, женщина как орудие дьявола; средневековый мотив союза человека с дьяволом; мотив чудесной помощи Богородицы; образ дьявола как воплощение судьбы героя и внутренней смятенности его молодой и порывистой души; отражение конфликта боярина с купеческим сыном, характеризующего начавшийся во второй половине XVII в. процесс формирования служилого дворянского сословия; попытка изобразить обыкновенный человеческий характер в обыденной бытовой обстановке, раскрыть его сложность и противоречивость, показать значение любви в жизни человека);

д) жанровое своеобразие «Повести…» (близость к религиозной легенде, агиографической литературе, волшебной сказке, былине; светская повесть, первый опыт русского романа).

4. «Повесть о Фроле Скобееве»:

а) новый взгляд на семью, брак, общественные отношения;

б) новизна в идейном замысле произведения, в характерах героев, в жанре (плутовская новелла);

в) установка на реализм и психологизм; язык персонажей индивидуализирован, передает их душевное состояние;

г) юмор и сатира в произведении;

д) язык и стиль «Повести…» (близость к языку светских повестей петровской эпохи; современный канцелярско-приказный жаргон; архаизмы, иноязычные слова, просторечия).

5. Значение бытовой повести в развитии литературы Нового времени.

Литература

I. Тексты

Повести и сказания Древней Руси: памятники литературы XI-XVII вв. в избранных переводах: Изборник / [сост. Н.В. Понырко]; Под ред. [и со вступ. ст., с. 5-24] Д.С. Лихачева. – М.; СПб.: Диля, 2001. – 1148с.

Русская бытовая повесть XV-XVII вв. / сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Ужанкова. – М.: Сов. Россия, 1991. – 443с.

Повесть о Горе-Злочастии / подгот. текста и коммент. Е.И. Ванеевой // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. – М., 1988. – Кн. 1. – С. 28-38, 605.

Повесть о Савве Грудцыне / подгот. текста и коммент. А.М. Панченко // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. – М., 1988. – Кн. 1. – С. 39-54, 605-608.

Повесть о Фроле Скобееве // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. – М., 1988. – Кн. 1. – С. 55-65, 608.

II. Основная

Кусков В.В. Бытовые повести / В.В. Кусков // История древнерусской литературы / В.В. Кусков. – М., 2002. – С. 255-262.

Лихачев Д.С. «Повесть о Горе-Злочастии» / Д.С. Лихачев // Великое наследие / Д.С. Лихачев. – М., 1975. – С. 312-332.

Горелкина-Журавель О.Д. Повесть о Савве Грудцыне / О.Д. Горелкина // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1998. – Вып. 3 (XVII в.), ч. 3. – С. 177-182.

Панченко А.М. Повесть о Фроле Скобееве / А.М. Панченко // История русской литературы XI-XVII вв. / под ред. Д.С. Лихачева. – Изд. 2-е, дораб. – М., 1985. – С. 354-357.

III. Дополнительная

Алехина Л.И. Образ Горя-Злочастия: (к вопросу о мировоззрении автора «Повести о Горе-Злочастии») / Л.И. Алехина // Герменевтика древнерусской литературы. – М., 1994. – Сб. 7, ч. 2. – С. 313-322.

Бакланова Н.А. Эволюция русской оригинальной бытовой повести на рубеже XVII-XVIII вв. / Н.А. Бакланова // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII-XVIII). – М., 1971. – С. 160-170.

Буров А.А. Русская «Повесть о Фроле Скобееве» XVII века в контексте западноевропейского плутовского романа / А.А. Буров // Преемственность в развитии литературы. – Пятигорск, 1993. – С. 3-9.

Лихачев Д.С. От исторического имени литературного героя к вымышленному / Д.С. Лихачев // Человек в литературе Древней Руси / Д.С. Лихачев. – М., 1970. – Гл. 8. – С. 107-126.

Панченко А.М. «Повесть о Горе и Злочастии» / А.М. Панченко // История русской литературы XI-XVII вв. / под ред. Д.С. Лихачева. – Изд. 2-е, дораб. – М., 1985. – С. 344-348.

Панченко А.М. Повесть о Фроле Скобееве / А.М. Панченко // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1998. – Вып. 3 (XVII в.), ч. 3. – С. 209-212.

Панченко А.М. Повесть о Савве Грудцыне / А.М. Панченко // История русской литературы XI-XVII вв. / под ред. Д.С. Лихачева. – Изд. 2-е, дораб. – М., 1985. – С. 339-344.

Федоров А.Ю. «Повесть о Горе и Злочастии» в ее отношении к волшебной сказке / А.Ю. Федоров // ТОДРЛ. – 1990. – Т. 44. – С. 284-299.

Чернявская Ю.О. Традиционное и новое в «Повести о Савве Грудцыне»: (Попытка анализа символико-мифологического уровня текста) / Ю.О. Чернявская // Проблемы литературных жанров: материалы IX Междунар. науч. конф. – Томск, 1999. – Ч. 1. – С. 46-53.

Шмараков Р.Л. Композиционный строй «Повести о Савве Грудцыне» / Р.Л. Шмараков // Литература Древней Руси. – М., 1996. – С. 130-141.

Дмитриева Р.П. Повесть о Петре и Февронии.— Л., 1982.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: