1. Особенности лермонтовского лиризма. Пафос утверждения и отрицания в лирике Лермонтова.
2. Характер романтизма и основные темы ранней лирики Лермонтова (до 1836 – 1837 годов).
3. Основные темы и мотивы зрелой лирики Лермонтова (1836 – 1841 г.г.).
4. Особенности эстетического самосознания Лермонтова в стихотворениях о назначении поэта и поэзии (“Нет, я не Байрон, я другой”, “Поэт”, “Кинжал”, “Смерть поэта” и др.)
5. Главные особенности поэтики лермонтовской лирики (жанры, структура, язык, стих).
Дополнительная литература. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – Л., 1959. – С. 7 – 104; Федоров А.В. Лермонтов и литература его времени. – Л., 1967. – С. 29 – 92; Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976. – С. 197 – 233; Фохт У.Р. Лермонтов: логика творчества. – М., 1975. С. – 21 – 72; Ермоленко С.И. Лирика М.Ю Лермонтова. Жанровые процессы. – Екатеринбург, 1996; Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985; Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
Тема № 6. Роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
1. Ранняя проза (“Вадим”, “Княгиня Лиговская”) ее роль и отзвуки в “Герое нашего времени”.
2. Проблема жанра и художественного метода романа.
3. Особенности повествования (система рассказчиков) и композиция романа. Функции двух хронологических движений в романе.
4. Особенности художественного психологизма в романе.
5. Жизненная философия Печорина. Печорин и Онегин.
Дополнительная литература. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: Книга для учителя. – М., 1989; Фохт У.Р. Лермонтов: логика творчества. – М., 1975. – С. 132 – 180; Герштейн Э. Герой нашего времени. – М., 1976; Уразаева Т.Т. Лермонтов: история души человеческой. – Томск, 1995; Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин: проблемы преемственного развития литературы. – М., 1987.
|
Тема № 7. Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор”
1. История замысла, написания и сценического воплощения комедии.
2. Образ “сборного города всей темной стороны” (Гоголь) как художественное обобщение русской жизни, “душевный город” (Гоголь) как средство создания характеров.
3. Ситуация ревизора, ее иррационально-призрачный, фантасмагорический характер (“был ли ревизор?”).
4. Смех как главный (и единственный положительный) герой комедии и самообман (всеобщий) как движущая сила комедии.
5. Образ Хлестакова, зеркальное отражение его в образах других персонажей пьесы. Хлестаковщина.
Дополнительная литература. Гоголь Н.В. “Авторская исповедь”, “Театральный разъезд” – в любом издании; Манн Ю.В. Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор”. – М., 1966; Вишневская И.П. Гоголь и его комедия. – М., 1976; Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988 (глава “О Хлестакове” – с. 293 – 325); Манн Ю.В. “Сквозь видный миру смех…” Жизнь Гоголя. (1809 – 1835) – М., 1994; Творчество Н.В. Гоголя: истоки, поэтика, контекст. – СПб, 1997.
Тема № 8. Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Задания.
1. Восстановить в памяти жанровые особенности древней и современной эпопеи.
2. Составить конспект статьи Чернышевского «Детство. Отрочество. Военные рассказы графа Л. Толстого».
План.
1.Творческая история «Войны и мира». Основные этапы эволюции замысла в связи с идейной эволюцией писателя.
2.Смысл названия романа.
3.Синтетичность жанровой формы. Споры о жанре романа.
4.Роман «Война и мир» как роман-эпопея.
|
Литература.
1. Чернышевский Н. Г. Детство. Отрочество. Сочинение графа Толстого. Военные рассказы Л. Н. Толстого
2. Сабуров А. А. «Война и мир» Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959.
3. Мотылева Т. Л. О мировом значении Л. Н. Толстого. М., 1957.
4. Арденс Н.Н. Творческий путь Л.Н. Толстого. – М., 1962 г.
5. Бочаров С. Роман Л.Толстого «Война и мир». – М., 1963 г.
6. Куприянова Е.н. Эстетика Л.Н. Толстого. – М.Л.. 1966 г.
7. Громов П.о. О стиле Льва Толстого. Диалектика души в «Войне и мире».– Л.,1977г.
8. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. – собр. соч. – М., 1980, т. 2.
9. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века, Учебное пособие для вузов. – М., 2004 г. С. 542- 590.
10. Чичерин А.В. О языке и стиле романа – эпопеи «Война и мир». – Львов, 1956 г.
Тема № 9. Духовные искания главных героев в романе “Война и мир”.
План.
1. Реализм Л. Толстого в изображении духовных исканий положительных героев романа – Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
2. Средства раскрытия “диалектики души” героев (искусство внутреннего монолога, роль художественной детали, портретная живопись, нравственно-психологический облик, своеобразие развития характеров).
3. Принципы тенденции и индивидуализации, прилагаемые Л. Толстым в романе (проследить по тексту).
Литература.
1. Чернышевский Н. Г. Детство. Отрочество. Сочинение графа Толстого. Военные рассказы Л. Н. Толстого
2. Сабуров А. А. «Война и мир» Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959.
3. Мотылева Т. Л. О мировом значении Л. Н. Толстого. М., 1957.
4. Арденс Н.Н. Творческий путь Л.Н. Толстого. – М., 1962 г.
5. Бочаров С. Роман Л.Толстого «Война и мир». – М., 1963 г.
6. Куприянова Е.н. Эстетика Л.Н. Толстого. – М.Л.. 1966 г.
7. Громов П.о. О стиле Льва Толстого. Диалектика души в «Войне и мире».– Л.,1977г.
8. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. – собр. соч. – М., 1980, т. 2.
9. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века, Учебное пособие для вузов. – М., 2004 г. С. 542- 590.
10. Чичерин А.В. О языке и стиле романа – эпопеи «Война и мир». – Львов, 1956 г.