ГРАМОТЫ БЕЛОЗЕРСКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА АНДРЕЕВИЧА ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ОТКАЗА СЕРЕБРЕНИКОВ (ОКОЛО 1450 г.)





Практическое задание 1.

1. Известно, что в основе Лицевого свода XVI в. лежит Никоновская летопись, текст которой дополнен другими источниками (Воскресенская летопись, Степенная книга и др.). Сопоставьте нижеприведенные фрагменты текстов летописных сводов и определите заимствования из Воскресенской летописи, дополнившие текст Никоновской летописи. Что изменилось в содержании Никоновской летописи? С какой целью был изменен ее текст?

Лицевой свод

Царствующу царю Тахтамышу па Волъжскомъ царствии, и поморскими грады обладающу во Орде и въ Сараи, и бысть в третие се лето царства его, посла Татаръ своихъ во градъ, нарицаемый Болгары, еже есть Казань на Волзе, и повеле христианьския купцы избити, а гости Русскиа грабити, а суды ихъ и товары отнимати и провадити къ себе на перевозъ. А самъ съ великою яростию собравъ силы многи и поиде къ Волзе со кня­зи своими и со всею силою своею Татар­скою...

Воскресенская летопись

Царствующу ему въ Орде и въ Сараи, и того же лета царства его посла татаръ своихъ в Болгары, еже есть градъ на Волзе, и ту повеле торговцы Рускиа избити и гостей грабити, а су­ды ихъ и съ товаром отъимати и поправдити къ себе на перевозъ; а самъ подшався съ яростию, събра воа многи и поиде къ Волзе съ всею силою своею... съ всеми князи своими и съ безбожною силою Та­тарскою.

Никоновская летопись

Царьствующу царю Тахтамышу на Воложскомъ царствии, и поморскыми грады обладающу, и Са­раи, и бысть в третье лето царства его, посла слугы своя во градъ, нарицаемый Болгары, еже есть Казань на Волзе, и повеле христианскиа гости Русскиа грабити, а суды ихъ и съ товары отнимати и провадити къ себе на перевозъ. А самъ собрав силы многи и поиде к Волзе...

Практическое задание 2.

1. Перепишите нижеприведенные фрагменты летописей на отдельный лист.

2. Подчеркните одной линией прямое заимствование Лицевого свода из Никоновской летописи, двумя – из Степенной книги.

3. Выделите двумя вертикальными чертами фрагмент Лицевого свода, содержащий текст Никоновской летописи, подвергнутый редакторской правке. В чем, по Вашему мнению, она заключалась?

3. Отметьте скобками фрагмент Лицевого свода, содержащий свободный пересказ Степенной книги.

4. Выпишите ту часть Лицевого свода, которая содержит редакторские вставки и уточнения.

Никоновская летопись 1530

Того же лета, иулия, безбожный гордый Крымский царь Магмедъ-Кирей, забывъ своея клятвы правду, на ны воинствуетъ: ни дружбы первые, ниже клятвъ вспомянулъ, собрався з братьею своею и з своими детми, и съ Крымскими людми, и Болшия Орды Заволжъския, и съ Нагаи, вско­ре прииде безвестно на великого князя отчину, иже при брезе Оки ре­ки; съ воиньствомъ пришедъ, удобь преиде сию, и Коломенская ме­ста повоевавъ... Въ лето 7030. Приеде весть великому князю, что безбожный царь Магмедъ-Кирей Крым­ски, возгордевся, хочеть иттн на землю его...

Лицевой свод 60-е гг. XVI в

По сихъ же немного время мину, лукавнейши безбожный гордый Крымский царь Магмедъ-Кирей, забывъ своея клятвы правду, на ны воиньствуетъ: ни дружбы первые, ни­же клятвъ вспомянулъ, собрався з братьею своею и з своими детми, и съ Крымскими людми, и Болшия Орды Заполские, и съ Нагаи со всеми своими без­божными воиньствы и скороустремительно до стиже въ пределы Русскыя на великого князя отчину. И прииде весть къ великому князю, что безбожный царь Магмед-Гирей Крымскыи возгордевся и прииде къ Русскымъ пределомъ, суровнейшимъ же напрасствомъ и великую Оку-реку удобь преиде, и Коломеньская места повоевавъ, богу сице попустившу имъ ...

Степенная книга 1560 - 1563

По оихъ же не много время минувшу лукавнейший той царь Ма-амедъ-Гирей со всеми вой безбожными воиньствы безвестно и скороустремительно достиже во пределы Русьския. Суровейшимъ же напрасньствомъ и реку Оку преидоша, богу сице попустившу имъ...

 

 

Практическое задание.

Внимательно прочитайте содержание грамот Белозерского князя Михаила Андреевича об ограничении отказа серебряников. Проведите истолкование текста и осуществите сравнительный анализ индивидуальных формуляров грамот, установите сходство и отличия.

ГРАМОТЫ БЕЛОЗЕРСКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА АНДРЕЕВИЧА ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ОТКАЗА СЕРЕБРЕНИКОВ (ОКОЛО 1450 г.)

I.

От князя Михаила Андреевича Федору Константино­вичу. Присылали ко мне игумен Иоаким, старца Мартемьян и вся братья Ферапонтовой пустыни старце Евстратия, и бил он мне челом и сказывал о том, что объявлял им ста­роста волоцкий такую мою грамоту, что им принимать к себе в волость твоего ведения, в Волочек, из Мартемьяновских деревень монастырских половников серебреников среди лета и всегда, если же какой половник серебреник выйдет в твое владение, то ему платить основную сумму долга без процентов два года.

И я пожаловал игумена Иоакима, старца Мартемьяна и всю братью, чтобы ты монастырских людей Серебреников от Юрьева дня до Юрьева дня не принимал, а принимал бы ты Серебреников около Юрьева дня осеннего, и кто из монастырских людей пойдет около Юрьева дня в твое вла­дение, пусть он тогда и деньги заплатит, а ту «полетную» я отменил, а игумену и всей братьи от Юрьева дня до Юрьева дня из своих деревень Серебреников отпускать я не велел, а велел я им Серебреников отпускать за две недели до Юрь­ева дня и за неделю после Юрьева дня; а которые вышли в монастырском серебре в твое владение, они бы работу до­делывали за то серебро, а в серебре дали бы поручителей, а когда придет осень, они бы и серебро заплатили.

Прочитав эту грамоту, отдай назад игумену Иоакиму, старцу Мартемьяну и всей братье.

II.

От князя Михаила Андреевича на Белоозеро к наместнику и ко всем боярам и детям боярским, околичникам и посельским моим, ко всем без отмены. Бил мне че­лом отец мой Касьян, игумен Кириллова монастыря, а ска­зывал, что вы отказываете у него людей монастырских Сереб­реников, и половников, и рядовых людей и юрьевских, а отказываете не около Юрьева дня, иных около рождества Христова, а иных около Петрова дня. И вы бы так серебряников, и половников, и слободных людей не отказывали, а отказать серебреника и половника около Юрьева дня, пусть и серебро заплатит; а после Юрьева дня отказа от серебреника нет, а если серебро заплатит, тогда ему и отказ; а игумну серебреника после Юрьева дня я отпускать не велел. А кто этой моей грамоты ослушается, быть (тому) от меня в наказании.

Объяснение терминов, непонятных слов и выражений.

Еким — Иоаким; 2) являл — объявлял, показы­вал, читал; 3) путь — управление, ведение, владение; 4) половники — зависимые крестьяне, работавшие на зем­ле исполу, из половины урожая; 5) в серебре — за серебро, взявшие в долг серебро, деньги, серебреники; 6) межень лета — между, среди лета; 7) истое, исто — основная сум­ма денег, без процентов, основной капитал, данный се-ребренику; 8) без росту — без процентов; 9) Юрьев день осенний — 26 ноября по старому стилю; 10) полетная— грамота, по которой погодно (по летам) велась отработка долга, взятого в долг серебра; 11) подернил—отменил; 12) дело — работа, изделье; 13) порука — поручительство. 14) Без оменки — без отменки, без отмены, без исключения; 15) отказываете людей — свозите людей, да­вая им деньги для отказа от прежнего владельца; 16) ря­довые люди — работающие по ряду, по договору, рядовичи; 17) рожество Христово — праздник 25 декабря; 18) Пет­ров день — праздник в память Петра и Павла 29 июня; 19) слободные люди — люди, поселяющиеся в слободах и освобожденные на известный срок на несколько лет от повинностей; 20) в казни — в наказании.

(По тексту Глаголев В. П. Практикум по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1961. С. 79 - 80).

Практическое задание.

1. Прочитайте текст «Слово о полку Игореве и выполните следующие задания:

- Известно, что солнечное затмение, упомянутое в "Слове о полку Игореве" ("…Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него тенью все его войско прикрыто…") имело место в 1185 г. Опираясь на скрытую информацию источника, установите ориентировочную дату написания произведения.

- Установите по косвенным данным наиболее вероятный месяц, в котором происходили описываемые события.

2. Прочитайте текст «Задонщины» и выполните следующие задания:

- Сравните по текстам "Слова о полку Игореве" и "Задонщины" особенности религиозности русского общества соответствующих периодов.

- Установите текстологические совпадения "Слова о полку Игореве" и "Задонщины". Какие признаки позволяют утверждать о более раннем происхождения "Слова о полку Игореве"?

3. Прочитайте текст «Хождения за три моря» Афанасия Никитина и выполните следующие задания:

- Установите планируемый конечный пункт маршрута Афанасия Никитина.

- Объясните, почему Афанасий Никитин не возвращается на родину, а направляется в Индию?

- Найдите в тексте аутентичные фрагменты. Обоснуйте свои предположения.

- Установите фрагменты текста, которые были написаны Афанасием Никитиным после возвращения из путешествия.

- Найдите в тексте "Хождения…" явно недостоверные сообщения.

- Укажите фрагменты текста, которые можно расценить в качестве преувеличения.

- Найдите фрагменты текста, которые можно отнести к числу наиболее достоверных.

 





Читайте также:
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.023 с.