Программные требования по пению в ДОУ
Первая младшая группа (от двух до трех лет)
Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом). Постепенно приучать к сольному пению.
К концу года дети могут
• Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий — низкий).
• Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)
Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).
Песенное творчество
Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
К концу года дети могут
• Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые
песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
• Замечать изменения в звучании (тихо — громко).
• Петь, не отставая и не опережая друг друга.
Средняя группа (от четырех до пяти лет)
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
|
Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Песенное творчество
Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
К концу года дети могут
• Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
• Узнавать песни по мелодии.
• Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
• Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
Старшая группа (от пяти до шести лет)
Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.
Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым, развивая песенный музыкальный вкус.
|
Песенное творчество
Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
К концу года дети могут
• Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); узнавать произведения по мелодии, вступлению.
• Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
• Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
• Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)
Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
|
Песенное творчество
Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни и танцы; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы и танцы.
К концу года дети могут
• Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
• Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов исполняется.
• Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
• Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
• Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
• Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие
названию пьесы, узнавать характерные образы.
• Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
• Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию ( ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом.
• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
• Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных
движений в играх и хороводах.
• Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Охрана детского голоса
Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Он отличается от голоса взрослого во всех своих компонентах: в силе, высоте, тембре.
Голосовые связки тонкие, короткие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное.
Гортань маленького ребенка в 2—2,5 раза меньше гортани взрослого, а голосовые связки колеблются главным образом только краями, так как мышцы (вокальные), заложенные в толще голосовых связок, еще мало развиты. Такое колебание голосовых связок характерно для фальцета и для твердой голосовой атаки голоса, что мы и наблюдаем в крике младенца в первые месяцы его жизни.
Звук, образовавшийся в гортани, - очень слабый, он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта, носа) и нижний, грудной (полости трохей и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, мал по объему (в частности, емкость детских легких небольшая) и слаб, поэтому дыхание ребенка неглубокое, оно еще близко по своим механизмам к жизненному дыханию. Таким образом, у ребенка преобладает верхний резонатор, голос имеет головное звучание.
Поэтому детский голос очень легкий, высокий, не сильный, но часто звонкий, в нем мало обертонов. Диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.
Развитие и изменение голоса ребенка теснейшим образом связано с изменениями и ростом всего его организма, и в частности его голосового аппарата и центральной нервной системы.
Взрослые не должны забывать о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе, поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.
Надо научить детей петь легко и звонко, естественным звуком, без напряжения, музыкально и выразительно.
Вредные факторы:
1) неправильный режим голосообразования, неграмотная манера исполнения педагога;
2) нарушение гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани. У него «устает» голос, и потому он звучит «тяжело», не выразительно; могут даже возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата;
3) эстрадная манера пения, которая требует наличия определенных певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко!
4) громкое пение, пение с надрывом, («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата, притупляя слух детей, и отрицательно влияет на их нервную систему. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых;
5) пение на улице в холодную и сырую погоду; пение во время гриппа, ларингита, так как перенапряжение голосовых связок в это время может привести к серьезным хроническим нарушениям голоса;
6) пение и крик после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание неорганизованным, прерывистым, что мешает правильному голосообразованию;
7) нельзя позволять детям пить холодную воду, и есть мороженное в разгоряченном состоянии во избежание простуды, которая непосредственно влияет на голосовые связки ребенка.
Охрана детского голоса предусматривает (правила):
1) правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Не привлекайте детей к пению взрослых песен! Чем понятнее ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится;
2) не очень быстрое и не слишком медленное пение;
3) правильный режим голосообразования: звуковедение в соответствии с содержанием песни, например, колыбельные исполняются спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно;
4) важность правильной посадки при пении;
5) звукопроизношение (фальцет, вертикальное открывание рта);
6) дыхание по музыкальным фразам (через нос);
7) разучивайте песни «с голоса »; чередование пения с аккомпанементом и пения без музыкального сопровождения;
8) интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции. Дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки, эти упражнения «разогревают» певческий аппарат;
9) определение диапазона голоса каждого ребенка и стремление систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом. Многие исследователи отмечают, что в возрасте 4-5 лет детские голоса звучат ненапряженно, естественно в пределах «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.
10) создание тихой, спокойной обстановки;
11) продолжительность пения зависит от степени подготовленности ребенка, от степени трудности песни, а также от того, поется ли песня только на музыкальных занятиях или она закрепляется и в быту;
12) благоприятные погодные условия (теплая сухая погода);
При соблюдении данных рекомендаций, голос ребёнка приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом.
Пение должно доставлять детям удовольствие.
Пойте чаще!
Пойте вместе с детьми, они вам будут благодарны!