Программные требования по пению в ДОУ
Первая младшая группа (от двух до трех лет)
Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом). Постепенно приучать к сольному пению.
К концу года дети могут
• Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий — низкий).
• Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)
Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).
Песенное творчество
Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
К концу года дети могут
• Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые
песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
• Замечать изменения в звучании (тихо — громко).
• Петь, не отставая и не опережая друг друга.
Средняя группа (от четырех до пяти лет)
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Песенное творчество
Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
К концу года дети могут
• Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
• Узнавать песни по мелодии.
• Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
• Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
Старшая группа (от пяти до шести лет)
Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.
Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым, развивая песенный музыкальный вкус.
Песенное творчество
Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
К концу года дети могут
• Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); узнавать произведения по мелодии, вступлению.
• Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
• Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
• Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)
Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество
Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни и танцы; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы и танцы.
К концу года дети могут
• Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
• Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов исполняется.
• Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
• Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
• Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
• Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие
названию пьесы, узнавать характерные образы.
• Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
• Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию ( ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом.
• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
• Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных
движений в играх и хороводах.
• Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Охрана детского голоса
Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Он отличается от голоса взрослого во всех своих компонентах: в силе, высоте, тембре.
Голосовые связки тонкие, короткие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное.
Гортань маленького ребенка в 2—2,5 раза меньше гортани взрослого, а голосовые связки колеблются главным образом только краями, так как мышцы (вокальные), заложенные в толще голосовых связок, еще мало развиты. Такое колебание голосовых связок характерно для фальцета и для твердой голосовой атаки голоса, что мы и наблюдаем в крике младенца в первые месяцы его жизни.
Звук, образовавшийся в гортани, - очень слабый, он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта, носа) и нижний, грудной (полости трохей и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, мал по объему (в частности, емкость детских легких небольшая) и слаб, поэтому дыхание ребенка неглубокое, оно еще близко по своим механизмам к жизненному дыханию. Таким образом, у ребенка преобладает верхний резонатор, голос имеет головное звучание.
Поэтому детский голос очень легкий, высокий, не сильный, но часто звонкий, в нем мало обертонов. Диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.
Развитие и изменение голоса ребенка теснейшим образом связано с изменениями и ростом всего его организма, и в частности его голосового аппарата и центральной нервной системы.
Взрослые не должны забывать о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе, поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.
Надо научить детей петь легко и звонко, естественным звуком, без напряжения, музыкально и выразительно.
Вредные факторы:
1) неправильный режим голосообразования, неграмотная манера исполнения педагога;
2) нарушение гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани. У него «устает» голос, и потому он звучит «тяжело», не выразительно; могут даже возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата;
3) эстрадная манера пения, которая требует наличия определенных певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко!
4) громкое пение, пение с надрывом, («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата, притупляя слух детей, и отрицательно влияет на их нервную систему. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых;
5) пение на улице в холодную и сырую погоду; пение во время гриппа, ларингита, так как перенапряжение голосовых связок в это время может привести к серьезным хроническим нарушениям голоса;
6) пение и крик после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание неорганизованным, прерывистым, что мешает правильному голосообразованию;
7) нельзя позволять детям пить холодную воду, и есть мороженное в разгоряченном состоянии во избежание простуды, которая непосредственно влияет на голосовые связки ребенка.
Охрана детского голоса предусматривает (правила):
1) правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Не привлекайте детей к пению взрослых песен! Чем понятнее ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится;
2) не очень быстрое и не слишком медленное пение;
3) правильный режим голосообразования: звуковедение в соответствии с содержанием песни, например, колыбельные исполняются спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно;
4) важность правильной посадки при пении;
5) звукопроизношение (фальцет, вертикальное открывание рта);
6) дыхание по музыкальным фразам (через нос);
7) разучивайте песни «с голоса »; чередование пения с аккомпанементом и пения без музыкального сопровождения;
8) интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции. Дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки, эти упражнения «разогревают» певческий аппарат;
9) определение диапазона голоса каждого ребенка и стремление систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом. Многие исследователи отмечают, что в возрасте 4-5 лет детские голоса звучат ненапряженно, естественно в пределах «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.
10) создание тихой, спокойной обстановки;
11) продолжительность пения зависит от степени подготовленности ребенка, от степени трудности песни, а также от того, поется ли песня только на музыкальных занятиях или она закрепляется и в быту;
12) благоприятные погодные условия (теплая сухая погода);
При соблюдении данных рекомендаций, голос ребёнка приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом.
Пение должно доставлять детям удовольствие.
Пойте чаще!
Пойте вместе с детьми, они вам будут благодарны!