Понятие «социальная стратификция»




План занятия

“____”__________________20_р. ______№ занятия

(дата занятия)

Тема занятия: Социальная стратификация

Цель занятия: актуализировать знания об обществе и общественных отношениях; формировать у учащихся представление о различных видах социальных отношений и социальной стратификации.

Задачи:

Обучающая – разъяснить учащимся сущность современного понимания социальной стратификации, показать её влияние на поведение, образ жизни;

Развивающая – развивать навыки работы с текстом, схемой, формировать умение анализировать представителей различных классов, переносить полученные знания в новую ситуацию;

Воспитательная –формировать у учащихся толерантность;

 

 

План

I.Социальная структура общества

1. Понятие «социальная структура общества»

2. Социальные общности и их виды

II. Слагаемые стратификации

1. Понятие «социальная стратификция»

2. Критерии стратификации:

3. Исторические типы стратификации

I. Социальная структура общества

Понятие «социальная структура общества»

Общество отличается сложным строением и многогранными человеческими отношениями.

(?) – Как бы вы определили, что значит «социальная структура общества»?

Социальная структура – это внутренне устройство общества, совокупность его элементов и взаимосвязей между ними.

(?) – Определите элементы социальной структуры общества

Главными элементами социальной структуры являются:

— Взаимодействующие друг с другом индивиды (люди)

— Сложившиеся в обществе социальные институты

(?) – Какие социальные институты можете назвать?

— Образуемые людьми социальные общности

Все эти элементы переплетены сложными многообразными и многочисленными взаимосвязями и отношениями…

Социальные общности и их виды

Социальные общностигруппы людей, объединенные какими-либо общими признаками: общими интересами, ценностями, делом и т.д.

Существует множество взаимопересекающихся видов общностей.

(?) – Рассмотрите схему и постарайтесь самостоятельно привести примеры каждого вида социальных общностей.

Схема. Классификация социальных общностей


По степени устойчивости различают:

· Кратковременные неустойчивые группы, которые отличаются случайным характером и слабым взаимодействием между людьми (театральные зрители, пассажиры автобуса, туристическая группа, митингующая толпа)

· Группы средней устойчивости (трудовой коллектив завода, бригада строителей, школьный класс)

· Устойчивые общности (нации, классы)

По размерам:

· Большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения и т.д.)

· Средние социальные общности (жители Братска или Иркутской области; работники таких заводов –гигантов как КамАЗ в Набережных Челнах, БРаЗ)

· Малые (первичные) группы (семья, космический экипаж, учебная группа, коллектив магазина). Отличительными чертами малых групп являются не только их малочисленность, но и непосредственность, прочность и интенсивность контактов между участниками группы, заметная близость целей, норм и правил поведения.

Формальные создаются специально и действуют согласно определенному административно-правовому порядку: уставу, положению, инструкции.

Неформальные сплачивают людей в процессе их свободного общения, под влиянием общих интересов и взаимных симпатий.

По содержанию:

· Социально-классовые (касты, сословия, классы)

· Социально-этнические (роды, племена, народности, нации)

· Социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, мужчины)

· Социально-профессиональные (шахтеры, учителя, врачи)

· Социально-территориальные (жители отдельных краев, областей, районов, городов…)

 

II. Слагаемые стратификации

Сообщение студента 1

Понятие «социальная стратификция»

Наибольшее внимание социологов привлекают социально-экономические общности. С этим связана проблема так называемой социальной стратификации.

В любом обществе неизбежно социальное неравенство. Одни люди более трудолюбивы, усердны, предприимчивы и могут иметь хорошее образование и высокие заработки. У других меньше энергии, а значит, успехов в жизни. Кроме этого, кто-то может оказаться счастливым наследником высоких титулов и больших состояний. А кому-то в этом плане «не повезло».

Таким образом, из-за неравенства общество напоминает «слоеный пирог», в котором можно выделить несколько социальных пластов, различающихся по уровню благосостояния людей, или по степени их обеспеченности жизненными благами. На основе этого можно выстроить своеобразную иерархическую лестницу благополучия, разместив на её ступеньках (по вертикали) социальные слои людей (страты) с примерно одинаковым уровнем жизнеобеспечения.

Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозна­чает расположение пластов Земли по вертикали. Социология упо­добила строение общества строению Земли и разместила социаль­ные слои (страты) также по вертикали.

Основанием служит лест­ница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю. Богатые занимают самые привилегированные должности и имеют самые престижные профессии. Как правило, они лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств составляют элиту общества. К среднему классу в современном обществе относят врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. Рабочий класс, согласно современным представлениям, составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами. К низшим слоям - неквалифицированных рабочих, безработных, нищих.

2. Критерии стратификации:

1. Доход - количество денежных поступлений индивида или се­мьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом назы­вают сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще все­го тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

2. Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижи­мым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом.

Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход - только работающие. Кроме них доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих.

Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обла­дают богатством. Главное достояние высшего класса не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика.

У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого если и есть богатство, то оно незначи­тельно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

3. Суть власти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институциализирована, т.е. охраняется законами и традицией, окружена привиле­гиями ишироким доступом к социальным благам, позволяет при­нимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах лю­ди, обладающие тем или иным видом власти - политической, эко­номической или религиозной, - составляют элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.

4. Престиж - уважение, которым в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профес­сия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее долж­ности кассира. Все профессии, занятия и должности, сущест­вующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа.

Мы определяем профес­сиональный престиж интуитивно, приблизительно. Но в некото­рых странах, прежде всего в США, социологи измеряют его при помощи специальных методов. Они изучают общественное мне­ние, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа.

Первое такое ис­следование американские социологи провели в 1947г. С тех пор они регулярно измеряют данное явление и следят за тем, как со временем изменяется престиж основных профессий в обществе. Иными словами, они строят динамическую картину.

5. Образование – совокупность приобретенных человеком знаний. При этом важен не только уровень образования, но и престижность учебных заведений, в которых оно получено.

Доход, власть, престиж и образование определяют совокуп­ный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщен­ным показателем стратификации. Он выполняет важнейшую роль в социологии в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: