I. Что такое ПМПК, цель работы ПМПК.
Согласно приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 года № 323 зачисление в 1 класс осуществляется по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель общеобразовательной организации вправе разрешить прием детей на обучение по общеобразовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации, которая дает заключение о готовности ребенка к обучению.
Обучение в общеобразовательной организации может быть эффективным только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами, способствующими усвоению программного материала.
Готовность ребенка к школьному обучению включает в себя следующие компоненты:
- морфофункциональный (психофизиологический);
- социальный;
- психологический.
ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия, на которой специалисты проводят комплексную диагностику ребенка.
Цель работы ПМПК – определение уровня физического и психического развития ребенка для моделирования оптимального индивидуального образовательного маршрута.
На ПМПК дети направляются только с согласия родителей. Для посещения ПМПК ребенку и его родителям назначают определенную дату. В этот день, в назначенное время они приходят, имея при себе пакет документов. (Приложение 1). Работа специалистов ПМПК состоит из двух важных компонентов - работы с ребенком, включающей в себя собственно диагностику, и разъяснительной работы с родителями, педагогами, обеспечивающими организацию жизни ребенка.
|
Члены комиссии могут дать родителям (законным представителям) консультацию по интересующим их вопросам относительно психического и физического состояния ребенка и определить степень его готовности к школьному обучению.
Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых: следует рассказать ему о предстоящем обследовании, настроить на общение с незнакомыми ему взрослыми, обратить внимание на то, что ему будут задавать вопросы, которых не следует бояться.
II. Как проходит ПМПК.
Заседание комиссии проходит в одном помещении. В комиссию входят: председатель комиссии, секретарь, врач-психиатр, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Ребенка обязательно сопровождают родители и представитель образовательной организации. Ребенок беседует с каждым специалистом поочередно. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка. При общении с ребенком надо избегать позиции «сверху вниз» или создания чрезмерно «утешительных» ситуаций. Беседа с обследуемым должна проходить на равных. Разговаривать с ребенком во время обследования следует понятным ему языком. Специалисты спрашивают ребенка о том, что их интересует, предлагают выполнить задания. Анализируя результаты беседы и выполнения заданий, члены комиссии делают выводы о личности, психологических особенностях интеллектуальной деятельности.
III. Виды обследования.
Медицинское обследование
|
Врач изучает анамнез ребенка. Данные о развитии ребенка, полученные во время беседы с матерью, а также объективные показатели состояния ребенка по материалам врачебных заключений помогают выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. Так, при снижении слуха или при нарушениях речи у ребенка обязательным при обследовании является использование заданий невербального характера. При дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале.
Психолого - педагогическое обследование
В ходе этого обследования выявляются особенности психического развития ребенка; выясняется степень сформированности у него навыков самообслуживания и общения, определяется состояние моторики. Обязательным является изучение не только отдельных психических процессов, но и личности в целом. Необходимо определить готовность к школе ребенка, то есть установить уровень умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. Перед поступлением в школу ребенку необходимо иметь определенный объем знаний и представлений об окружающем мире, у него должны быть сформированы такие психофизические и психические функции, как произвольное внимание, осмысленная память, пространственное восприятие, должным образом развитая моторика. Будущему первокласснику необходимо владеть умением выполнять определенные умственные операции, иметь навыки речевого общения. Педагогическое и психологическое обследование проводят учитель - дефектолог и педагог-психолог.
3. Логопедическое обследование
|
Логопедическое обследование осуществляет учитель-логопед. В комплекс логопедического обследования входит: обследование артикуляционного аппарата, фонематического слуха, звукопроизношения; исследуется речевое внимание и память, словарный запас, импрессивная и экспрессивная речь. В результате обследования учитель-логопед может выявить речевой дефект.
IV. Какие вопросы задают специалисты ПМПК.
Во время обследования у ребенка спрашивают фамилию, имя, отчество, как зовут родителей. Ребенок должен уметь рассказать о бабушке, дедушке, сестре или братишке, а также могут спросить и о домашних питомцах (кличка, возраст, какого цвета животное). Спрашивают о том, как ребёнок добирается до садика, какое сейчас время года, могут спросить все месяцы, а могут попросить назвать, например, осенние месяцы и т.д. Все это дети должны знать. Так же будущий первоклассник должен знать, когда он пойдет в первый класс. Какое это будет время года. Когда у ребенка день рождения. Могут спросить, какое время года было до осени и. т. д. Необходимо знать, что такое будни и что такое выходные, и объяснять последовательность каждого дня недели. К первому классу ребенок должен знать основные и оттеночные цвета, формы, а также уметь определять, какой из предметов длиннее, а какой короче, какой больше, а какой предмет меньше. Ребенок должен ориентироваться в пространстве и уметь правильно называть, где находится предмет: вверху, внизу, справа, слева и. т. д. Ребенок должен знать счет в пределах 10 туда и обратно. Просят рассказать стихотворение, которое должно соответствовать возрасту. Можно рассказать стихотворение, которое ребёнок недавно учил на праздник к 23 февраля или к 8 марта. Если стихотворение о времени года, то лучше взять о весне, чтобы соответствовало действительности. Часто спрашивают, о ком или о чем стихотворение. Проверка знаний на умение обобщать несколько разных предметов в одну категорию (ручка, карандаш, альбом, краски – это школьные принадлежности). Кроме того, ребенок должен уметь найти на картинке лишний предмет и объяснить, почему именно он лишний. Также должен знать, для чего какой предмет нужен или что он делает (холодильник — для хранения пищи, а для чего нужен чайник…? и. т. д.). У детей проверяют мелкую моторику. Просят показать козу, зайца, сделать колечки с определенным пальцем либо по очереди, ребенок должен повторить. Часто просят положить указательный палец на средний, или средний на безымянный и наоборот. Проверяют фонематический слух, т.е. просят повторить ряд слогов са-ша-са, ча-тя-ча..
По окончанию обследования комиссия дает заключение о возможности обучения ребенка в школе.