Расчет посадок с зазором
Посадки с зазором предназначены для подвижных и неподвижных соединений деталей. В подвижных соединениях зазор служит для обеспечения свободы перемещения, размещения слоя смазки, компенсации температурных расширений, а также компенсации отклонений формы и расположения поверхностей, и погрешностей сборки и т. д.
Для наиболее ответственных соединений, которые должны работать в условиях гидродинамического жидкостного трения, зазоры должны подсчитываться на основе гидродинамической теории трения, В случаях полужидкостного, полусухого или сухого трения, выбор проводят на основе известных аналогичных посадок.
В неподвижных соединениях посадки с зазором применяются для обеспечения беспрепятственной сборки деталей. Их относительная неподвижность обеспечивается дополнительным креплением.
Рис. 1.Схема расположения рабочих поверхностей вала и вкладышей при жидкостном трении
Рис.2 Принцип гидродинамического трения
Рис. 3. Гидростатический способ создания режима жидкостного трения
Рис. 4. Гидродинамический способ создания режима жидкостного трения
Применение посадок с зазором.
Посадки H/h – “скользящие ”. Они часто применяются для неподвижного соединения с дополнительным креплением, либо для центрирования неподвижно-соединённых деталей, если нет необходимости в более точном центрировании. В подвижных соединениях они обычно служат для медленного перемещения обычно в продольном направлении.
Посадки с высокой точностью H5/h4; H6/h5 применяются в неподвижных соединениях при частой разборке или для сменных деталей при особо высоких требованиях к их центрированию (измерительные зубчатые колеса), но их применение ограниченно из-за сложности изготовления детали.
|
H7/h6 – широко распространённая посадка. Применяется в неподвижных соединениях, при высоких требованиях к точности центрирования часто разбираемых деталей: сменные шестерни на валах, фрикционные муфты и т. д.
H8/h7 – аналогична H7/h6, только с более широкими допусками. Это предпочтительная посадка, применяется на больших длинах.
H8/h8; H8/h9;H9/h8 – предпочтительны при невысоких требованиях к соосности.
Посадки H/g; G/h – движение; установлены только при высоких точностях изготовления (валы - 4-6 квалитет, отверстия – 5-7 квалитет). Имеют минимальные гарантированные зазоры, обеспечивают плавность и точность перемещения.
H7/g6; G7/h6 – предпочтительная посадка - Применяется для передвижных зубчатых колес посадки в коробке передач (U > 0).
H6/g6; G6/h5 – особо точные - Применяются для плунжерных или золотниковых пар.
Посадки H/f; F/h – “ходовые” - Характеризуются умеренным гарантированным зазором, достаточным для обеспечения свободного вращения в подшипниках скольжения, небольших температурных деформация.
H7/f7; F8/h6 – предпочтительные посадки.
К этой же группе относятся: H8/f7; F7/h7; F8/h7. Эти посадки применяются, например, для подшипников валов в коробках передач, ползунов в направляющих.
Подшипники скольжения представляют собой устройства, предназначенные для направления относительного движения валов и осей, а также для передачи нагрузок этих деталей на корпус машины.
Опорный участок вала называют ЦАПФОЙ.
Цапфа, передающая радиальную нагрузку и находящуюся на конце вала, называют ШИПОМ, если же она находится в середине вала – ШЕЙКА.
|
Исходные данные
Вар. | D,мм | L,мм | w 1/с | R,Н | m 10-3 Н×с/м2 | Rz A,мкм | RzB.мкм |
0,8 | 0,4 |
Расчет
1. Определяем величину среднего удельного давления (н/м2):
=0,6 Па,
где R - радиальная нагрузка на подшипник;
D– диаметр цапфы;
L – длина подшипника;
2. Определяем допускаемую минимальную толщину масляного слоя, мкм:
,
где - высоты микронеровностей цапфы и вкладыша;
- запас надежности, =2;
- добавка на неразрывность масляного слоя, =2мкм;