Существует две схемы организации туров: прямая и опосредованная. Прямая организация туровподразумевает контактирование туроператора со всеми поставщиками туристических услуг: перевозчиком, средствами размещения, экскурсионными бюро, досуговыми организациями. Для прямой организации туров необходимо:
- личные связи менеджмента туроператора с руководством компаний поставщиков туристических услуг: перевозчиками, хотельерами, аниматорами;
- отличное владение работниками туроператора всей информацией об особенностях работы поставщиков туристических услуг;
- владение иностранными языками, что необходимо для ведения деловых переговоров;
- наличие возможностей легального перевода денежных средств за рубеж: банковские переводы, вывоз наличных средств.
Опосредованная организация зарубежных турпоездок отличается от прямой появлением в отношениях между отечественным туроператором и зарубежными поставщиками туристических услуг некоего посредника - meet-компании. Meet-компания — это зарубежный туроператор, специализирующийся на приеме туристов из других стран.
Достоинства организации работы туроператора посредством услуг meet-компании:
· текущая информация о предложениях хотельеров, наличии мест, описание отелей исходит от одного источника - meet-компании, что существенно облегчает работу менеджеров оператора;
· определение единого ответственного лица за качественное предоставление оплаченных оператором услуг;
· экономическая выгода - возможность приобретать услуги «наземного обслуживания» у крупных зарубежных инкам-операторов, которые, по причине наличия у них жестких блоков мест в ряде местных отелей, имеют значительные скидки на услуги хотельеров;
|
· упрощение или значительное облегчение процедуры международных переводов валюты.
Проблемой посреднической схемы организации международного выездного туризма является перспектива усиления лобби крупных meet-компаний в отношении небольших аутгоинговых операторов [3]. Распространены следующие формы расчетов - безналичные, наличные, туристические кредиты, а также бартерные и зачетные схемы расчетов.
При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа отсутствуют, а используются своего рода символы, то есть цифровые записи об обращающейся денежной массе. Классическая схема безналичных платежей состоит в поручении юридического или физического лица, даваемом банку - другому кредитному учреждению - списать с его счета в данном банке определенную сумму и записать ее на счет другого юридического или физического лица в этом или ином банке. Для хранения безналичных денег открывается в банке или ином кредитном учреждении счет: расчетный, текущий или иной.
При наличном расчете все наличные деньги должны документально оформляться.
Основные денежные документы - приходные и расходные кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов — договоров, заявлений. В кассовой книге должна быть отражена каждая операция по приему и расходованию денег по каждому операционному дню.
В отношении туроператоров правительством Российской Федерации утвержден порядок, разрешающий осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин, при условии, что приобретающим туристические услуги выдаются помимо приходных ордеров еще и путевые листы (путевки) - бланки установленной формы строгой отчетности – ТУР-1.
|
Смысл туристического кредита состоит в разовой выплате туроператором крупной суммы денежных средств поставщикам туристических услуг: отелю, перевозчику, которые формирует так называемый «депозит туроператора» на счете поставщика, в счет дальнейших расчетов между туроператором и поставщиком за оказываемые туристические услуги.
В случае, когда в течение туристического сезона туроператор не сумел реализовать услуг поставщика на сумму, равную по размеру туристическому кредиту, оставшаяся на депозите туроператора сумма либо возвращается туроператору, либо переходит на следующий туристический сезон.
Кроме того, туристический кредит, как и любой банковский, является платным. Плата за кредит снимается с поставщика туристических услуг в форме увеличения дисконта со стоимости собственных туристических услуг: обычно на 5 - 15% в зависимости от размеров и формы туристического кредита.
Смысл бартерного расчета между туроператором и поставщиком туристических услуг состоит в том, что туроператор предоставляет поставщику туристических услуг определенное количество необходимых поставщику товаров или услуг - например, необходимые для осуществления ремонта строительные материалы - в обмен на дальнейшее предоставление поставщиком собственных туристических услуг.
Стоит отметить, что бартерные схемы расчетов распространены не только в отношениях туроператора с поставщиками туристических услуг, но и с другими партнерами туроператора: рекламными носителями, продавцами оргтехники, арендодателями.
|
Смысл взаимозачетов в туризме состоит в том, что туроператор, выполняя роль посредника, организует взаимный зачет долгов между поставщиком туристических услуг и третьим лицом не в денежной, а бартерной форме, получая при этом определенную прибыль в виде дисконта с суммы погашенного долга.
Практикуется два способа доставки туристов авиатранспортом: на регулярных или чартерных рейсах.
Регулярные рейсы - полеты, запланированные на основании разрешения по эксплуатации воздушной линии и выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием.
Регулярные рейсы имеют следующие характеристики:
■ установленные дата и время вылета;
■ строго фиксированный маршрут полета (пункт вылета, назначения, транзитные пункты);
■ вылет гарантирован вне зависимости от заполняемости лайнера;
■ установленные авиаперевозчиком тарифы, скидки, льготы.
Функции туристических операторов в работе с регулярными авиаперевозками ограничиваются бронированием и продажей авиабилетов из офиса оператора. Для осуществления самостоятельной продажи оператором авиабилетов или их бронирования требуется аккредитация туроператора со стороны Международной организации авиационного транспорта (IATA).
Вотличие от регулярных и дополнительных рейсов, вылеты которых строго регламентированы расписанием, чартерные авиалинии являются перевозками вне расписания и имеют ряд характеристик:
· выполняется по заказу, то есть в отношения с авиакомпанией вступает другая сторона, готовая полностью оплатить стоимость чартерной перевозки и в полном объеме взять риск по продаже билетов на себя;
· могут назначаться на любую дату и время вылета по требованию заказчика рейса, с согласованием со службами движения воздушных судов указанных аэропортов (вылета и назначения) и самой авиакомпанией;
· дестинация чартерного авиарейса указывается заказчиком, но требует дополнительного согласования возможностей аэропорта назначения (особенно при заказе чартерных рейсов принципиально новых направлений);
· возможно приобретение билетов на чартерные авиарейсы только в оба конца;
· правом на распространение авиабилетов на чартерный рейс обладает только его заказчик или уполномоченные агенты и представители заказчика;
· политика ценообразования, предоставления скидок и льгот на чартерных авиалиниях находится в ведении заказчика рейса;
· в ряде государств мира, согласно правил чартерных воздушных перевозок запрещается продажа билетов на чартерный авиарейс иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Экономический смысл чартера заключается в полной передаче риска незаполняемости салонов и простоя кресел авиаперевозчика на заказчика авиарейса в обмен на значительный дисконт на среднюю стоимость одного кресла со стороны авиакомпании.
Виды чартерных программ:
1. Разовые с отстоем. Чартер, рассчитанный на единичный вывоз и дальнейший возврат туристов. В этом случае для заказчика рейса дешевле оплачивать отстой борта в принимающем аэропорту в течение нахождения туристов на отдыхе, чем оплачивать целый «холостой» полет в оба конца.
2. Шаттл-чартеры. применяются при построении чартерной цепочки, то есть периодичных полетов в одном и том же направлении, в течение сезона. Борт не простаивает в аэропорту дестинаций, а тут же вылетает обратно, загруженный ранее прилетевшими туристами.
3. Сплит-чартеры — есть организация перевозок, при которой на одном участке пути пассажиры летят регулярными авиалиниями, на оставшейся - чартерными.
4. Поли-чартерная перевозка - оба стыкуемых рейса, используемых в перевозке являются чартерными
5. Транзит-чартеры — чартерная перевозка, подразумевающая промежуточную посадку в третьем аэропорту с целью принятия на борт туристов, направляющихся на отдых в дестинацию рейса.
Действуют три схемы работы туроператора с железнодорожными транспортными компаниями: торговля железнодорожными билетами; формирование туристических поездов; формирование прицепных вагонов. Получение туроператором права торговать билетами от своего имени, а также права доступа в электронную систему бронирования железнодорожных билетов — довольно сложная процедура, требующая подписания соответствующего договора с Министерством Путей и Сообщений. Операторы, претендующие на получения права продажи железнодорожных билетов должны соответствовать целому ряду определенных требований.
Наиболее приемлемая для туроперейтинга форма взаимодействия с железными дорогами — организация туристических поездов и вагонов. Эта форма сотрудничества основывается на подписании между туроператором и пассажирским управлением железной дороги договора, по которому в пользование оператора предоставляется либо отдельный вагон (вагоны), либо пассажирский состав для совершения перевозки по договоренному маршруту за определенную плату [3]. Фрахтование вагонов может быть двух видов: - прицепные вагоны, в этом случае оплаченные оператором вагоны цепляют к составам, ходящим по расписанию;
- туристические поезда — в этом случае оператор самостоятельно фрахтует целый состав.
Существует две схемы фрахта водных судов: единоличный или долевой (пул туроператоров).
Размер суммы фрахта зависит от ряда факторов: - тип судна и уровень его комфорта; - длительность водного путешествия; - география маршрута; - состав и качество оказываемых на борту лайнера услуг; - численность требующегося обслуживающего персонала на борту и уровень их профессиональной подготовки; - стоимость стоянок в портах, прохождения шлюзов и каналов; - длительность запланированных стоянок в портах по маршруту; - стоимость «холостого» или обратного хода.
В современной практике применяются две основные формы использования услуг автоперевозчиков: приобретение оператором собственного автобуса для организации дальнейших автобусных туров и сотрудничество с владельцами автобусов (автотранспортными предприятиями или частными лицами). В первом случае приобретение оператором автобуса экономически выгодно, только если рыночные возможности туроператора позволяют ему гарантировать постоянную занятость транспортного средства и осуществление рентабельных рейсов. Аренда транспортного средства у их законных владельцев бывает разовая, сезонная и постоянная - арендованное автотранспортное средство постоянно находится в распоряжении туроператора взамен уплачиваемой ежемесячно арендной платы владельцу.
Организация трансферов может происходить как для индивидуальных туристов, так и групп. В зависимости от этого подбирают транспортное средство, легковой автомобиль для индивидуальных туристов; для групп туристов микроавтобус (на 10-15 человек) или большой туристический автобус (40-50 человек) – одно или двухэтажный по численности туристов. Существуют и специальные требования к автобусам для трансфера, например, для горнолыжного туризма, подойдут автобусы с большим багажным отделением для перевозки лыж.
В международной практике принята стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО. По ней все средства размещения подразделяются на две категории: коллективные и индивидуальные [4].
Под коллективным средством размещения понимается любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или ином помещении, но число номеров, которых в нем имеется, превышает определенный минимум, как правило, 5-7 номеров.
К данной категории можно отнести: гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.
К индивидуальным средствам размещения причисляют следующие виды: жилища, арендуемые у частных лиц или агентств; помещения, предоставляемые бесплатно родственниками или знакомыми.
В зависимости от вида туризма можно выделить особые средства размещения. Например, для рыбалки и охоты ков Финляндии характерны коттеджи; для пляжного отдыха – бунгало; для конного туризма – туристическая база, охотничий домик; для горнолыжного – шале.
Всемирная туристическая организация и Ассоциация хотельеров проводит работу по унификации систем классификации отелей во всех странах мира, в качестве универсальной принята европейская система классификации отелей на пять категорий – от одной до пяти звезд. Выделяют следующие характеристики: по месторасположению, цене, времени работы, по уровню комфорта. Уровень комфорта любого гостиничного предприятия определяет множество факторов, среди них особо выделяют: состояние номерного фонда - площадь номеров, наличие коммунальных удобств в них, вместимость номеров, состояние и качество исполнения мебели и интерьеров (массового или заказного производства), экстерьер здания отеля, наличие подъездных путей, автостоянки, гаража; техническое оснащение отеля и номеров (наличие в номерах телевидения, радио, телефона, кондиционера); обеспечение возможности предоставления дополнительных услуг; квалификация персонала (манера поведения, знание иностранных языков, внешние данные, возраст, здоровье).
Организация питания в современном отеле может быть нескольких типов:
■ гарни (ВВ) — предоставление постояльцу только завтрака;
■ полупансион (НВ) — предоставление постояльцу завтрака и ужина;
■ полный пансион (FB) - предоставление завтрака, ужина, обеда;
■ «все включено» (AI) - предоставление постояльцу четырехразового питания и употребления закусок (кроме напитков) в течении всего светового дня (обычно до 00.00 часов);
■ «ультра-все-включено» (UAI) — предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки местного производства в течении светового дня (обычно до 00.00 часов);
■ «экстра-все-включено» (EAI) — предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки в течении светового дня (обычно до 00.00 часов).
Предоставление рестораном отеля питания может иметь следующее формы:
■ «таблъ-дот» (общий стол) — в залах ресторана накрываются большие столы, сервируются приборами, количество которых соответствует числу постояльцев;
■ «шведский стол» — в залах ресторана весь ассортимент предлагаемых блюд выставляется на отдельный стол, постоялец вправе сам определять блюдо и размер порции;
■ «а-ля карт» — предполагает индивидуальное обслуживание постояльцев по системе заказного меню.
Различные страховые компании предлагают туристам много вариантов страхования на время пребывания их на отдыхе, среди которых основными являются:
■ программа страхования медицинских и иных непредвиденных расходов граждан, выезжающих за рубеж или путешествующих по России и СНГ;
■ программа страхования от несчастных случаев во время поездки;
■ программа страхования расходов на случай невозможности совершить заранее оплаченную поездку;
■ программа страхования личного имущества граждан на время их отсутствия в родном городе.
Наиболее важной и востребованной туроператорами является программа страхования медицинских и иных непредвиденных расходов международных туристов. Приобретение соответствующего данной программе страхования полиса является порой необходимым условием совершения зарубежной поездки (например, полис требуется при получении визы в ряд стран).
Существует деление страховых полисов на классы в зависимости от входящих услуг.
Также в деятельности туроператора применяется страхование туристов от несчастных случаев - гарантирует возмещение ущерба жизни и здоровью застрахованного в результате несчастного случая, происшедшего во время пребывания застрахованного за пределами места постоянного проживания и приведший к его временной нетрудоспособности или смерти
За последние 3—5 лет широкое распространение в России получило страхование туристов от расходов, понесенных ими в случае невозможности совершить заранее оплаченную поездку.
Страховое обеспечение выплачивается в размере разницы между оплаченной страхователем стоимостью поездки и суммой, которая должна быть возвращена страхователю туристической, но не может превышать страховую сумму.
Кроме перечисленных трех программ страхования, наиболее популярных в настоящий момент в России, применяется еще целый ряд менее распространенных программ добровольного страхования путешествующих граждан: страхование имущества туристов во время поездки, страхование личного имущества, оставленного в месте постоянного проживания на время поездки, страхование детей на время их пребывания в детских лагерях и домах отдыха, страхование пассажиров [3].
Виза — разрешение на въезд конкретному лицу на территорию соответствующего государства, на выезд с этой территории и проезд через нее. Визы могут быть въездными, выездными и транзитными. Кроме того, виза может быть однократной - на единичный въезд в страну на определенный срок и многократной - дает право пересекать границу страны сколько угодно раз в течение определенного времени. В ряде случаев в многократной визе может указываться ограничение количества поездок и их продолжительность, например, 12 раз в год.
По назначению визы бывают: коммерческие, деловые, служебные, гостевые (с правом работы), иммиграционные, туристические (например, в США выделяют более 20 видов виз).
Туристическая виза - отметка в паспорте дипломатическим представительством иностранного государства, дающая право его владельцу на временный въезд на территорию государства, выдавшего визу с целью туризма и отдыха. Турист, пребывающий в страну по туристической визе, не имеет права заниматься в стране посещения оплачиваемой работой.
Туристическая виза в большинстве случаев дает право свободного передвижения по территории соответствующего государства, если иммиграционные правила не диктуют прочих условий.
Работа с посольствами и консульскими службами занимает много времени и денежных трат, туроператоры предпочитают обращаться за помощью в открытии виз к туроператорам, имеющим аккредитацию в том или ином посольстве. Аккредитация в посольстве означает возможность оператора без очереди заносить документы на получение визы и также получать паспорта с проставленными визами. При этом количество заносимых или получаемых паспортов для каждой конкретной аккредитованной турфирмы ограничено. Получить аккредитацию в посольстве может только известный, имеющий положительный имидж, опыт работы с соответствующим государством, выполняющий все требования посольств или консульств туроператор.
Аккредитованные в посольствах турфирмы в своем сотрудничестве на специализации по открытию виз для туристов прочих операторов, обеспечивают последним весь набор услуг: встреча документов на вокзалах или аэропортах Москвы, занос документов в посольство, получение паспортов с визами, отправка документации за определенную плату, которая в зависимости от типа туристов - групповые или индивидуальные, типа визы, срочности открытия визы, страны предполагаемого отдыха, личности туристов (например, работа с прежними отказниками) составляет от 50 до 1000 % официальной стоимости визы.
В турфирмах, имеющих аккредитацию, работает визовый отдел, состоящий из нескольких работников. Необходим персонал для заполнения анкет и проверки комплекта документов для подачи на получение визы, сотрудник или курьер, заносящий и забирающий паспорта из посольств или консульских служб.
Все страны мира в зависимости от их отношения к визовым формальностям можно отнести на следующие группы:
1. Страны с безвизовым режимом, для посещения которых требуется действительный паспорт или другой документ, удостоверяющий личность путешественника - страны СНГ;
2. Страны с безвизовым режимом, для посещения которых требуется туристический ваучер - Босния и Герцеговина, Куба, Хорватия;
3. Страны, визу которых можно приобрести по прибытию - Турция, Египет, Таиланд;
4. Страны с либеральным визовым режимом, которые выдают разрешительные визы в короткие сроки за сравнительно небольшую плату при наличии действительных паспортов, приглашений, анкет, фотографий - Албания, Алжир, Индонезия, Марокко, ЮАР;
5. Страны с умеренно либеральным визовым режимом, для посещения которых требуются дополнительные специальные условия, — справка о наличии валюты из расчета на одни сутки - Кипр, справка о заработной плате - Мексика, Германия, Италия, наличие билетов в оба конца и/или оплаченной брони в гостинице - Аргентина, Бразилия, Израиль;
6. Страны, для посещения которых обязательна страховка, с суммой страхового покрытия не менее $1 5000 - Южная Европа, $25 000 - остальные государства ЕЭС, $50 000 - США, Канада, Япония, Австралия;
7. Страны с жестким визовым режимом, для получения виз которых требуются дополнительные формальности, — сведения о ближайших родственниках, свидетельства о рождении детей, справка с места учебы или работы с указанием должности, стажа, оклада, справка о наличии недвижимости, в ряде случаев, копия кредитных карт, банковской справки об открытии счета - США, Великобритания, Австралия, Дания, Швейцария;
8. Страны риска, для посещения которых требуется медицинский сертификат, наличие специальных прививок, справки о состоянии здоровья - Камерун, Кения, Камбоджа;
9. Страны, не выдающие туристических виз - Катар, Мавритания, Палестина, Саудовская Аравия.
Кроме перечисленных требований, в посольствах ряда стран могут быть свои собственные специфические требования. Так, в Нидерландах при получении визы следует предоставить фотографии недельной давности, при посещении ОАЭ женщинами от 17 до 30 лет, не носящими фамилию мужа, требуется сопровождение мужа, виза в некоторые арабские страны может быть выдана, только если в паспорте не стоит виза Израиля.
Например, чтобы получить визу в Финляндию, понадобятся следующие документы: 1. Действующий заграничный паспорт, срок действия которого не менее 3 месяцев после окончания предполагаемой поездки; 2. В случае наличия 2-х и более действующих по сроку загранпаспортов, все паспорта предоставляются в визовый отдел Посольства Финляндии. Если срок действия загранпаспорта еще не закончился, но загранпаспорт уже аннулирован, то такой паспорт также необходимо предоставить. 3.Старые загранпаспорта предъявляются визовому отделу; 4. 2 фотографии размером 3,5 х 4,5 см или 3,6 х 4,7 см на голубом фоне на каждого туриста, в том числе и на детей, вписанных в паспорта родителей. Требования к фотографиям: - высота головы (от кончика подбородка до макушки) 25-35 мм; - фон одноцветный, светлый, синего/голубого оттенка; - давность фотографии не более 6 месяцев; - изображение заявителя должно соответствовать его внешнему виду в момент подачи заявления; - позиция головы АНФАС (лицо вперед); - головные уборы, темные очки, ретушь не допускаются.
5. Для несовершеннолетних детей до 18 лет, для получения визы в Финляндию потребуются следующие документы:
- если ребенок едет самостоятельно, потребуется доверенность от обоих родителей, заверенная нотариально;
- если ребенок путешествует в сопровождении одного родителя - доверенность на выезд ребенка от другого родителя, заверенная нотариально;
- копия свидетельства о рождении.
6. Данные анкеты; 7. Медицинская страховка [10].
Глава 2