Проблемы подсчета времени




Измерение времени цивилизациями

Исторический счет времени один из самых трудных вопросов хронологии (науки об измерении времени). Разные народы уже в глубокой древности создали системы счисления времени (кален-дари), которые основывались на трех постоянно повторяющихся временных циклах, вызванных: 1) вращением Земли вокруг своей оси (смена дня и ночи, по – русски сутки - от слова «сутыкать» (русск.) – соединять день и ночь); 2) движением Луны вокруг Земли (месяц) и 3) движением Земли вокруг Солнца (год). Каждый календарь имел свою «точку отсчета» («начальную дату»), кото-рую стали называть словом «эра».

Народы Древнего Востока вели счет времени от важных исторических событий (например, восшествие царя на престол, окончание победоносного похода, освящение знаменитого храма). Поэтому их хронологические системы распространялись на очень ограниченной территории, что нередко затрудняет точную дати-ровку событий. Начальными датами летоисчисления могли стать даже мифы, т.е. произвольно датированные события. Например, евреи Древнего Израиля считали, что мир был создан богом в 3761 г. до н.э., который и стал началом иудейского летоисчисле-ния.

-Религиозными являются эра от Рождества Христова – 1 год н.э.;

-Мусульманская эра – хиджра – от дня переселения Мухаммеда из Мекки в Медину -16 июля 622 г. н. э.;

-буддийская эра – от смерти Будды в 544 г. до н. э.;

-различные эры от сотворения мира антиохийская, византийская, александрийская и др.

Последние три эры, широко распространенные в христианских странах, называются также мировыми. В христианстве существует около 200 «мировых эр», отправным моментом в которых считает-ся «сотворение мира». Самая длинная «мировая эра» относила «сотворение мира» к 6984 г. до н. э. и самая короткая – 3483 гг. до н. э. Наиболее распространенными в быту и официальных документах были три эры:

Александрийская эра была популярна в Греции и употреб-лялась даже в ХХ в. у некоторых христианских народов (абиссинцы, копты), относила «сотворение мира» к 29 августа 5501 г. до н. э.;

Антиохийская эра, поддерживаемая антиохийскими патри-архами, относила «сотворение мира» к 1 сентября 5969 г. до н. э.;

Византийская, созданная при императоре Констанции (337–361 гг. н.э.), за точку своего летоисчисления брала день «со-творение мира» – 1 марта 5508 г. до н. э.; а на Руси считали «сотворение мира» – от 1 сентября 5509 г. до н. э. (другие ее названия – константино-польская или древнерусская), стала применяться в Византии в VII в., была хорошо соотнесена с Библией, так как отсчет времени в ней вели от Адама, сотво-ренного в пятницу, на которую и пришлось 1 марта 1-го года этой эры

Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р.Х., после Р.Х., до или после нашей, или новой эры). Она была предложена в 525 г.н.э. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Ма-лым – скифом по происхождению. При составлении пасха-лий (особых таблиц по определению дня пасхи) Дионисий высчитал год рождения Христа-754 г. от основания Рима, или 284 г. до начала эры правления римского императора Диоклетиана. В VI веке счет времени от Рождества Христо-ва распространяется в Западной Европе, а в ХIХ веке во всех христианских странах.

Самая распространенная, после христианской, легендарно-мифическая эра – от основания Рима с 754 г. до н. э. (по Марку Варрону – 21 апреля 753 г. до н. э.), базируется на ле-гендах о Ромуле и Реме. Эра от основания Рима применя-лась западноевропейскими историками до ХVIII в. Еще одна легендарно-мифическая эра: Олимпийская – от первых легендарных Олимпийских игр в 776 г. до н. э. А счет времени велся по четырехлетнему циклу. Например, 3 год XV олимпиады = 776- (14х4+3) = 717 год до н.э.

Одной из древнейших эр, счет лет которой велся с исторического события, была введенная греческим ученым Клавдием Птолемеем (около 100 – 170 гг. н.э.) эра Набонассара – древневавилонского царя, занявшего престол в 747 г. до н.э. С 1031 г. эры Набонассара начиналась эра Диоклетиана – римского императора, приступившего к правлению в 284 г. н.э. Это летоисчисление сохранилось до сих пор в церковных календарях египетских христиан – коптов – и у эфиопов.

В 46 г. до н.э. римским императором Юлием Цезарем был введен календарь, составленный по его поручению алексан-дрийскими астрономами во главе с Созигеном. Счет времени по этому календарю, вошедшему в историю под названием юлианского, ведется с 1 января 45 г. до н.э. После некоторых усовершенствований юлианский календарь оставался единствен-ным и неизменным по всей Европе до конца XVI века, а в отдель-ных странах, в том числе и в России, до начала XX века.

Проблемы подсчета времени

Период оборота Земли вокруг своей оси для удобства исчисления времени суток произвольно делился, еще со времен вавилонской цивилизации, на 24 часа, каждый час на 60 минут, минута – на 60 секунд. Но, считая, что каждый год состоит из 365 суток, мы «за-бываем», что продолжительность его в действительности не равна 365 суткам, а составляет 365 суток 5 часов 48 минут и 45, 9747 сек. Конечно, тысячные доли секунд могут интересовать лишь скру-пулезных ученых, но даже если округлить длину года до пятого десятичного знака, то ошибка в одни сутки «набежит» только за сто тысяч лет. Однако в Юлианском календаре продолжительность года была установлена в 365 дней и 6 часов, а это больше истинной продолжительности года на 11 минут и 14 секунд. Такая ошибка уже весьма заметна: она дает «сбой» на одни сутки за каждые 128 лет. Постоянная точка зимнего «солнцеворота» (24 декабря) все больше смещалась, отставая в календаре от истинного времени.

Поэтому в эпоху Возрождения ученые снова взялись за уточнение календаря. Подготовительная работа велась более двух столетий и, наконец, в 1582 г. папа Григорий XIII специальным указом («папской буллой») ввел уточненный календарь, получивший название григорианского, или «нового стиля» значительно более точного: ошибка в одни сутки набирается только за 3280 лет.

Страны, где господствовал католицизм (Франция, Италия, Испания, Польша), ввели новый стиль, сразу сдвинув счет дней на 10 суток вперед. В других странах новый стиль вводился значи-тельно позже или не вводился совсем.

Счет времени на Руси.

 

Петр I ввел в России юлианский календарь с 1 января 1700 года. Принятие этого календаря было связано в пер-вую очередь с необходимостью использования пасхальных таблиц монаха Дионисия. Согласно указу Петра I, изданному в 1699 году, «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактовках» год 7208 «от сотворения мира» прика-зано было считать 1700 годом «от рождества Христова». Так появилось в России понятие «Христианская эра».

А переход на новый (григорианский) стиль был совершен совет-ским правительством с 1 на 14 февраля 1918 года. В резуль-тате мы празднуем два новых года: новый год и старый «новый год», но Русская Православная Церковь (РПЦ) продолжает при-держиваться «старого стиля», т.е. юлианского календаря, «отста-вая» теперь от астрономического времени на 13 суток. Историки, называя дату какого-либо события, вынуждены теперь нередко к словам «нашей эры» или «от Рождества Христова», добавлять уточнения: «по старому» или «по новому» стилю.

К истории изменения календарей в России можно добавить сле-дующие пояснения. Летоисчисление русскими книжниками велось по византийскому календарю от сотворения мира в 5508 году до нашей эры. При этом началом нового года у славян была весна, а наиболее важным считалось лето. Древние славяне давали назва-ние месяцам в зависимости от климата тех территорий, где они жили.

Январь назывался сечень, потому что это был сезон вырубки леса, или студень, так как становилось холодно.

Февраль – снежень или лютень.

Март – березол, так как начинает цвести береза, или сухий (тех местах, где земля высохла).

Апрель – мог иметь название березол, цветень (цветение садов), дубень.

Май – травень (зеленеет трава), цветень.

Июнь – изок (кузнечик), червень (краснеют вишни).

Июль – липец (липы цветут), серпень (время жатвы).

Август – серпень, жнивень.

Сентябрь – вересень (цветение вереска).

Октябрь – листопад, жовтень (желтеют листья).

Ноябрь – листопад, грудень (груда – мерзлая колея на дороге).

Декабрь – студень, грудень.

С принятием европейского календаря в России утвердились новые названия месяцев, а вот на Украине сохранились славянские назва-ния оных.

Итоги.

В настоящее время эра от «рождества Христова» стала абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени.

Но из – за использования двух календарей, из-за смены юлианского календаря на григорианский, возникает разница стилей, или под-счета времени. Юлианский календарь ("старый стиль") – кален-дарь, принятый в Европе и России до перехода на григорианский календарь. Введен в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э., или 708 г. от основания Рима. Григорианский календарь введен папой Григорием XIII в 1582 году. Римский папа выбросил из этого года 10 дней (с 4 по 14 октября), а также ввел правило, по которому в будущем из каждых 400 лет юлианского календаря для выравнивания с тропическим годом будут выбрасываться 3 дня.

Согласно юлианскому календарю каждый 4-й год (номер которого делится на 4), является високосным и тогда в феврале добавляется «лишний день» и поэтому такой год содержит 366 дней, а не 365, как обычно. Этот календарь (юлианский) отстает от солнечного на одни сутки за 128 лет, т.е. примерно на 3 суток за 400 лет. Это отставание было учтено в григорианском календаре ("новый стиль"). Для этого "сотые" (оканчивающиеся на два нуля) годы сделаны не високосными, если только их номер не делится на 400.

Високосными были 1200, 1600, 2000 и будут 2400 и 2800 годы, а 1300, 1400, 1500, 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300, 2500, 2600 и 2700 – являются обычными (не високосными). Каждый не висо-косный год, оканчивающийся на 00 увеличивает разницу нового и старого стилей на 1 день. Поэтому в XVIII веке разница состав-ляла 11 дней, в XIX веке -- 12 дней, а вот и в XX, и в XXI веках разница одна и та же -- 13 дней, поскольку 2000 год был високос-ным. Разница увеличится только в XXII веке - до 14 дней, затем в XXIII веке - до 15 дней и т.д

Хронологический словарь

Век – 1) промежуток времени, равный ста календарным годам, например XX век – период с первого января 1901 года по 1 января 2001 года;

2) периодизация истории человечества на основе достижения им определенного материального уровня развития (типа орудий труда, идущих на изготовление материалов и т.д.), например, каменный век.

Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обра-щении Земли вокруг Солнца. Календарный год составляет 365 су-ток для простых годов и 366 суток для високосных, т.е. 12 месяцев.

Високосный год считается тогда, когда его значение (например, 1600, 1704, 1936 и т.п.) делится на 4 без остатка и такой год имеет 366 дней.

Дата – обозначение времени, когда совершился исторический факт (число, месяц, год).

Календарь – система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых действий небесных тел. Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 г. до н.э. В ряде мусульманских стран пользуются лунным календа-рем, в котором начало календарных месяцев, соответствует моментам новолуний.

Тысячелетие (миллениум) – отрезок времени в 1000 лет, например, с 1001 по 2001 годы.

Хронология – 1) последовательность исторических событий во времени; 2) наука об измерении времени.

Астрономическая хронология изучает закономерности повто-ряющихся небесных явлений и устанавливает точное астрономи-ческое время.

Историческая хронология – вспомогательная историческая дисциплина, изучает системы летоисчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Хронологический комплекс – объединяет даты событий, происходивших в разные века, но связанных одной нитью, общим сюжетом или проблемой.

Хронологический ряд – объединяет даты событий, происходивших в достаточно короткие сроки и связанных общим историческим явлением, например, войной.

Эра – 1) в хронологии начальный момент системы летоисчисления, а также сама система летоисчисления, например, христианская или новая эра (наша эра – счет общепринятой в христианстве даты рождения Христа), мусульманская эра (хиджра – счет лет от даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г.) - крупный исторический период; понятие эры введено в средние века. «Аеrа» – исходное число, точка отсчета. (Возможно, что этот термин ведет свое начало от первых четырех букв латинской фразы «аб эксордио регни Аугусти – ab excordio regni Augusti» – от начала царствования Августа. Такая эра существовала в Александрии).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: