Городского советника по вопросам строительства Бауэра




Тильзит 1918г.

Типография «Й. Ренлендер и сын»

 

Осознав значение, которое имеет удачное расположение города Тильзит на реке Мемель для развития торговли в городе Тильзите, а значит для всего города, городские учреждения еще в 1901 году, когда город начал переживать экономический подъем, разработали план застройки берега реки Мемель со стороны города с целью создания хороших причалов и погрузочных дорог вдоль причала. Сначала были куплены земельные участки между Зайлерштрассе и рекой, чтобы иметь достаточную свободу перемещения на берегу. Огромные по тем временам расходы, примерно 1 миллион марок для строительства великолепных портовых сооружений, никого не испугали.

В 1906 году началось строительство набережной на реке Мемель, которое осуществлялось планомерно и в прошлом году было, в целом, законченно, так что на этот год в основном всего лишь осталось уложить брусчатку на набережных, подвести государственную и узкоколейную железные дороги до перевалочного пункта, и в качестве нового задания, перестроить гавань скотобойни. Таким образом, весь берег реки Мемель межу обеими мостами через реку был в относительно короткое время застроен, несмотря на тяжелые условия труда во время войны, с расходом средств около 4 миллионов марок

Длина берега составляет 1 300 метров, с учетом отводов для въезда в порт, площадок и подобного, это дает возможность разгружать и загружать примерно 35 больших барж и пароходов в один ряд друг за другом. Дополнительно к первоначальному строительному проекту был приобретен и полностью демонтирован бывший казенный зимний порт-убежище на скотобойне, чтобы, с одной стороны, сделать возможным подвод государственной железной дороги к берегу реки Мемель и дать возможность появиться отвечающему всем современным требованиям перевалочному пункту между государственной железной дорогой, малой дорогой и судном, с другой стороны, чтобы соорудить не затопляемые высокими водами пристани, доступ к которым был бы ограничен.

Уровень воды в реке колеблется возле города Тильзита почти на 7 метров. Так как в большей части года уровень воды остается низким, берег нужно было, в основном, удерживать по возможности ниже, чтобы сделать возможной перегрузку вручную или с помощью имеющихся на суднах и пароходах подъемными устройствами. Летний паводок случается редко. Зато весенний паводок, который наступает непосредственно после ледохода, т. е. при возобновлении судоходства, длится, как правило, от 8 дней до трех недель. Так как теперь после длительного зимнего перерыва в судоходстве, который в последние 12 лет колебался от 76 до 149 дней и в среднем длился 111 дней, т.е. составлял примерно 1/3 года, торговля и судоходство после свободного развертывания своих сил почти изнемогают, то и для этого времени паводка должны создаваться причалы, пусть даже и в ограниченном количестве. Это требование осуществилось, так что однажды на реке Мемель, в отводе Бакхофштрассе берег был отстроен так, что во время паводка он не затапливается, а затем вся пристань порта скотобойни при ее перестройке тоже была отстроена так, что она не затапливается во время паводка.

Люди работали над завершением этих больших сооружений с полной отдачей сил, чтобы при наступлении мира быть готовыми и дать возможность свободно развиваться торговле с нашими вновь открытыми, надеюсь, больше не стесненными таможенным барьерам соседними странами на востоке. И если не произойдет чего-то непредсказуемого, мы можем надеяться следующей весной при открытии судоходства увидеть на берегу реки Мемель первые дымящимися локомотивы. Остается еще построить спроектированный трехэтажный причальный склад 130 м длиной и 30 метров шириной, который со своими электрическими портальными кранами и другими погрузочными устройствами потребует еще миллион марок расходов.

Конечно же, условия времени не смогли не оказать влияния на последний строительный участок. Что касается основного, опорные стены на нижней и верхней погрузочной железной дороге из бетона или железобетона, то мы вынуждены довольствоваться здесь, вопреки изначальному намерению, деревянными подпорными стенками и косыми отлогостями с повыпадавшей брусчаткой, потому что не было железа и временами также цемента. Особенно страдает от этого спроектированный на въезде в порт рыбный рынок, который в качестве ответной части хорошо соседствует с мясным рынком с отвесными железобетонными опорными стенами. Рыбный рынок тоже должен быть обустроен, как и мясной. Надеемся, лучшие времена позволят заменить нынешние временные сооружения соответствующими проекту капитальными сооружениями. Также мы себя сильно ограничили с брусчаткой, вместо прекрасной шведской брусчатки рядового мощения первых строительных участков, мы вынуждены были использовать старые полигональные или даже круглые камни.

Все же мы верим, что построим портовые сооружения, которые будут хорошо смотреться рядом с подобного рода постройками, и которые будут служить на благо торговли города Тильзит, и таким образом всего города.

Одновременно со строительством портовых сооружений, которые осуществила городская община собственными силами без какого-либо взноса со стороны государства или какого-либо другого объединения, старательно был приведен в действие второй проект. Новые набережные сооружения могут, по их расположению, служить лишь торговле, то есть быть лишь торговым портом. Но к сожалению, они не могут служит важной для Тильзита части торговли, а именно лесоторговли. Также недостатком этих набережных построек является то, что в них нет места для размещения филиалов промышленных предприятий. Находящаяся ниже по течению реки Мемель со стороны города местность уже принадлежит целлюлозной фабрике и лесопильным заводам, в то время как находящаяся вверх по течению местность с прекрасным высоким берегом из-за для промышленных предприятий не рассматривается в качестве места для размещения промышленных предприятий. Поэтому необходимо искать другие места для размещения порта для деревообрабатывающих предприятий, причем нужно учитывать описанное ниже.

В бассейне прусской реки Мемель еще до войны было более 100 лесопильных заводов, 5 целлюлозных фабрик и целый ряд предприятий деревообработки, в которых ориентировочно было инвестировано 80 миллионов марок капитала и на которых были заняты более 12000 рабочих.

Согласно записям ведомства по обмеру леса г. Тильзит по реке Мемель вместе с российской рекой Юра в среднем в год ввозилось примерно 1 666 000 фестметров леса-кругляка и 240 000 фестметров балок, слиперов и шпал на сумму прибл. от 40 до 50 миллионов марок. Ранее имевшее место опасение, что этот ввоз леса может существенно пострадать в результате таможенно-политических мер России или из-за строительства российской сети водных путей между ее лесными районами, находящимися на юге, и портами на Балтийском море, уже развеяно событиями последних лет.

Мы должны намного больше рассчитывать на то, что ввоз леса минимум в прежних объемах останется, но уже как объект обмена для промышленной продукции, которая изготавливается в Германии и потребляется в России, особенно в ее пограничных провинциях.

Теперь реке Мемель не хватает порта для ввоза леса. Этот недостаток особо заметен при неожиданном летнем паводке и при начале морозов. В первом случае, молевые сплавы, из которых каждый уже до войны имел стоимость 10-15000 марок, отрываются от своих креплений, расходятся и разрываются. В последнем случае они замерзают, покрытые льдом, и при оттаивании реки повреждаются и разрушаются. Возникающий в результате этого вред является значительным. Ведь потери, по данным экспертов, составляют 350 000-600 000 марок в год.

Чтобы противостоять этой опасности, владельцам леса в этих случаях не остается ничего другого, чем как как можно быстрей продать сплавляемый лес по любой цене. Таким образом, в лесоторговлю привносится определенная нестабильность, которая тем самым является большим недостатком, и поэтому часто солидные предприниматели не желают ею заниматься.

Следующий недостаток, обусловленный отсутствием портов для сплава леса, состоит в том, что лес до его распиловки не может оставаться лежать в воде, но должен укладываться в стопу на погрузочных площадках лесопильных заводов. Потому что за счет этого он становится пятнистым и малоценным, особенно для лучшего использования, например, для столярных изделий. Возникающий из-за этого ущерб составляет 10-15 марок на 1 кубический метр. Необходимо учитывать, что средний лесопильный завод распиливает в год примерно 2000- - 3000 куб. метров такого рода леса, таким образом, можно легко подсчитать убытки.

Единственным средством для устранения этого недостатка остается строительство порта для деревообрабатывающей промышленности вблизи границы, а так как город Тильзит является центром немецко-русской торговли лесом на реке Мемель, то не может быть никаких сомнений в том, что такой порт должен находиться в Тильзите.

С технической точки зрения этот порт, по мнению организованного в свое время в Тильзите строительного ведомства, для улучшения паводкового стока на реке Мемель должен бы находиться в местности между не затопляемыми паводком дамбами железной дороги Тильзит-Мемель и шоссе Тильзит-Тауроген на правом берегу реки, потому что здесь обусловленная строительством порта осыпь не будет создавать дальнейших препятствий паводковому стоку и ледоходу. Поэтому в 1908 году бизнес -круги Тильзита подготовили проект и предварительную смету для порта деревообрабатывающей промышленности, который должен предоставить защиту и укрытие приблизительно для 500 молевых сплавов.

Порт должен иметь акваторию около 105 гектаров и промышленную площадку около 135 гектаров. Между тем, это соотношение, конечно же, в некоторой степени нецелесообразно. На примере порта деревообрабатывающей промышленности в г. Торн видно, что такие размеры порта превышают потребность, так что пока достаточно построить порт на 75 молевых сплавов. Так как были предложения против размещения порта на ранее упомянутом месте, продолжались поиски удобного для торговли и промышленности места, и оно было найдено, также, на правом берегу реки Мемель, но вблизи моста Королевы Луизы выше по течению нового городского ведомства по земельным и водным ресурсам.

Опасения инженеров-строителей о том, что осыпь затруднит отвод паводковых вод для получения не затопляемой паводковыми водами промышленной территории в этом подверженном паводкам районе и ледоход, были развеяны самими тогдашними руководителем строительного ведомства по улучшению оттока паводковых вод реки Мемель; Он даже пришел к выводу, что эта осыпь, выполненная определенным образом, будет способствовать ледоходу, так как сосредоточение воды дамбой порта в одном закрытом с боков русле реки усилит отводную способность реки на имеющемся узком месте так, что песчаные наносы и ледяные заторы в ограниченном русле реки будут возникать реже и слабей чем сейчас.

Согласно разработанному муниципалитетом города Тильзит проект акватория порта должна иметь длину 1450 м и ширину 200м, т.е. получить размер 29 га и 75 сплавов молом по 125 м длиной и 18 метров шириной, которые представляют «Фриденсверт» прибл. 1 миллион марок., и предоставляют свободу перемещения. Незатопляемая высокой водой осыпь на обеих продольных сторонах и верхней части для создания промышленной территории имеет среднюю ширину со стороны реки 230 м, со стороны суши 150 м; его общая площадь составляет 72 га. Этого достаточно для того, чтобы создать возможность для лесопильных заводов обустроить помещения на лесоскладе для оценки и транспортировки леса. Особенно удобно то, что для находящихся со стороны реки площадок бревна вымываются непосредственно из находящихся между молами сплавов. С нижней частью акватории граничит территория городского ведомства по земельным и водным ресурсам площадью около 24 га, где в случае необходимости также есть место для постройки газового завода и станции для преобразования и распределения электроэнергии для районной электроцентрали. То, что узкоколейная железная дорога и ширококолейная железная дорога должны быть подведены непосредственно к порту, разумеется само собой.

Если в обозримом будущем потребуется расширение акватории порта, то оно могло бы быть проведено вплоть до изгиба реки у бухты. Особым преимуществом этих портовых сооружений является то, что въезд к порту находится в таком месте реки, которое мало подвержено наносам песка; обстоятельство, которое имеет большое значение для портовых сооружений.

Мы надеемся, что и этот проект порта скоро будет осуществлен. Конечно же, на этот раз при финансовой поддержке государства и других заинтересованных кругов, на благо всем восточно-прусским лесоторговцам, а также на благо города Тильзит.

 

г. Тильзит, 10 сентября 1918г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: