Скульптор Даниэль Митлянский – мастер скрупулезно кропотливый и остродокументальный. Его индивидуальность - как раз в соединении этих двух мало согласных между собой качеств.
Он лабораторно добросовестен и в то же время глубоко философичен. Этюды скульптора - это
своеобразные наброски объективностей. Но Митлянский не склонен этим ограничиваться. Ему нужна дистанция между предметом и образом предмета, наполненная ассоциациями, обобщениями, раздумьями: то несовпадение увиденного и изображенного, без которого нет искусства.
Творчество художника во многом определяется его человеческими свойствами - характером, темпераментом, вкусом. Но еще в большей мере оно сформировано временем, новыми возможностями и целями советского искусства 1970-х годов.
Направление, в котором ведет свои поиски Митлянский, одно из наиболее сложных в современной скульптуре. Гораздо больше, чем внешние формы проявления жизни, его интересуют внутренние черты личности, ее сложный, скрытый от чужих глаз мир.
Современна не только форма его искусства. Современны его идеи, жизненная и творческая позиция.
Митлянский - убежденный реалист, но художник-реалист может быть и бытописателем, и философом, и публицистом. Реализм Брехта не имеет ничего общего с реализмом Островского. Театр Любимова не похож на театр Товстоногова, также как искусство Матвеева не похоже на искусство Коненкова. Из этого вовсе не следует, что один способ выражения действительности хуже или лучше другого. Просто они разные. В реалистическом творчестве у художника много путей. Чувство характерного и броский документализм - первое, что бросается в глаза в работах Митлянского, поскольку это лежит на поверхности. Однако не только в такого рода особенностях выражается индивидуальность художника. Она и в простоте, сдержанности, обостренной выразительности, подсказанных характером нашего времени.
|
Начинал Митлянский вундеркиндом. Занимался скульптурой сначала во Дворце пионеров, а за тем у скульптора В. Н. Домогацкого. Учитель любил повторять юному художнику - «научить скульптуре нельзя, привить пластическую культуру - можно». Преподавание Домогацкого сводилось к свободному творческому общению. Другим наставником юного скульптора была Сарра Дмитриевна Лебедева. Под ее руководством он лепил с натуры, учась подчинять фантазию законам пластики.
После окончания средней школы Митлянский поступает в Государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Занятия были прерваны войной. В 1945 году лейтенант Митлянский вновь возвращается в институт. Он учится у скульпторов Г. Шульца и Н. Томского.
Его первые работы на выставках привлекли зрителей острой характерностью образов, хотя и не всегда отвечали высоким критериям пластического мастерства. Стремясь обо всем на свете рассказать языком скульптуры, Митлянский изображает, казалось бы, невозможное - состояние людей в момент напряженной работы интеллекта. В группе «Физики - преподаватели и студенты» запечатлены люди в моменты их повседневной творческой жизни. Живость изменчивых поз, мимики, жестов придает композиции жизненную достоверность. Здесь нет места медлительно-раздумчивому, многоплановому повествованию «случайное» оказывается предельно характерным, служит основой для постижения сложности духовного строя изображенных людей. Такой метод работы требует от скульптора развитой интуиции и тонкой проницательности. Определяющим моментом является острая выразительность персонажей. Композиционные связи, места фигур строго не выявлены. Идеей передать дух свободного содружества объясняется нефиксированный характер композиции «Физиков». Самостоятельность и в то же время взаимосвязанность фигур между собой как бы подчеркивают принятые в наши дни формы человеческого общения простоту, сдержанность, демократичность. Образы ученых Митлянского утверждают идеал цельного человека, способного на духовные взлеты и смелые поступки.
|
В серии «Художники работают» Митлянский рассказывает о художниках серьезно, даже со скрытым драматизмом. Он не просто описывает жизнь духовно близких ему людей, он строит конструкцию личности всякий раз, исходя из конкретного жизненного содержания. Выражение «строит» применительно к серии «Художники работают» очень точно - автор ищет наиболее точные композиционные и пластические средства выразительности, способы передать непрерывность творческой работы, напряженной и вдохновенной.
Композиционный строй этих произведений сложный и многоплановый. Не ограничиваясь фигурой портретируемого, скульптор вводит дополнительные элементы: маску, мольберт, раму
картины; обогащает изображение ассоциативными связями.
Пластический язык этих композиций динамичен, заострен, жив. Работая в мягком материале - глине, Митлянский непосредственно воздействует на материал. Глина подчиняется руке скульптора, повторяя в своих формах его пластическую идею.
|
Контраст достаточно крепкой внутренней конструкции и легкой мягкой, похожей на сочные живописные мазки, лепки вызывает ощущение движения, чего-то неустоявшегося, тревожного. Такая трактовка формы полностью соответствует концепции серии, посвященной художникам.
Тонко проработана скульптурная поверхность: Митлянский никогда не доводит ее до гладкой, отшлифованной фактуры, сохраняя взрыхленную живописную бронзу. Кроме того, моделирование поверхности быстрыми, легкими мазками создает дополнительные возможности игры светотени, мерцания темных и светлых частей. Такую манеру часто считают эскизной, говорят о незавершенности формы. Серия «Художники работают» полностью опровергает такое толкование. В данном случае отлитые в бронзу «стоп-кадры» есть не что иное, как отдельные фрагменты человеческого бытия, есть сама жизнь, проходящая перед глазами скульптора. Это метод, с помощью которого скульптор добивается остроты впечатления.
Митлянский стремится к философскому осмыслению характерных явлений и образов наших современников. Но явления эти не разрозненны, собранные вместе, они составляют картину времени, беспокойного и мятежного. Показательна в этом смысле композиция «Люди». В этой группе, состоящей из отдельных фигур, Митлянский смело расширяет рамки привычных композиционных приемов. Самостоятельность каждой фигуры - будь то скульптор Чайков, физик Хайкин, девочка Нюша, юноша Максим или художник Тюлин - обусловлена самой авторской концепцией. Как и в жизни, где каждый человек - неповторимая индивидуальность, а все вместе общество, коллектив, так и в композиции Митлянского каждая фигура и самостоятельна, и взаимосвязана с другими.
Композиция этого произведения составлена как бы из отдельных частей, соединенных в единое целое волей автора. Эта цельность достигнута за счет той внутренней идейной общности, которая объединяет персонажи значительно более крепкими узами, чем формальные связи.
Люди, как живые, смотрят на зрителя, смотрят внимательно, не позируя. Одни как будто готовы заговорить, другие погружены в собственные мысли, Нюша - в игре, в движении. И зритель как бы включается в композицию, составляя единое целое с изображенными персонажами.
Глядя на этот почти документальный «слепок» с разных человеческих индивидуальностей, начинаешь в полной мере понимать авторскую идею: в каждом персонаже живет сознание того, что существует отлично налаженное «кровообращение» между ним и обществом, между художником, юношей и бородатым старцем.
В этой работе - весь опыт художника и вся душа человека, обладающего даром каждую, самую личную минуту своего отдельного существования ощущать минутой общего времени, ощущать свою связь с тысячью других человеческих жизней.
Острое чувство характерного, столь свойственного Митлянскому, нашло отражение и в скульптурной группе «Парки». Здесь определилось отношение к молодежи, стремление в ее смелых позах и непривычной одежде увидеть красоту новых ритмов, пластику молодых движений.
Чуть-чуть подкрашенная гипсовая группа, изображающая трех девушек, жива, подвижна, кокетлива, как сама молодость. Четкие контуры силуэта каждой фигуры растворяются и теряют свою пластическую конкретность в лицах девушек, вылепленных с ощущением живой трепетности и одухотворенности.
Рассматриваешь эту композицию, и кажется, ощущаешь невидимые нити, связывающие персонажей из группы «Люди» с этими музами женственности. Называя композицию «Парки», Митлянский отождествляет своих героинь с древнеримскими парками - богинями судьбы. Наши современные «богини» выглядят именно так: неприступно, кокетливо, дерзко.
В работе, названной «8 марта в камчатском оленесовхозе», основная идея выражена не столько пластикой персонажей, сколько композиционными средствами. Металлические конструкции создают как бы сцену, определяют место действия, подчеркивают достоверность происходящего. Обстановка клубной среды является той характерной чертой, благодаря которой вся сцена выглядит как тонко подмеченное в своих специфических деталях событие.
Несмотря на всю правдоподобность группы, в ней нет ничего от равнодушной хроники повседневности. Скульптор не фокусирует зрительское внимание на пластике отдельных персонажей; выразительность образов, их пластические достоинства настолько тесно сплетены с композиционной структурой, что «работают» только во взаимосвязи со средой и друг с другом.
В этой работе, как и во многих других, Митлянский верен своему методу отображения действительности - сочинять композицию с развернутым повествовательным действием, дающим основания для размышлений обобщающего характера.
В разнохарактерных работах Митлянского есть неизменный лейтмотив - человечность, которую он всегда отстаивает. Внутренний драматизм его образов вырастает из сильного чувства и цельности творческой натуры автора, отрицающей компромисс. Самодовлеющая игра форм его не привлекает: он уверен, что искусство без идеалов быстро исчерпывает себя. Гуманистический подход ощущается и в пристальном внимании к характерам, и в широком круге собственных наблюдений и ассоциаций, которые скульптор привносит в свои работы.
Утверждению новых качеств личности посвящена скульптурная композиция «Реквием. 1941 год. (Памяти моих погибших одноклассников»). Здесь пластический язык Митлянского обрел свою зрелость и завершенность.
Эта работа была выполнена в гипсе как станковое произведение. Однако глубоко продуманная гуманистическая концепция «Реквиема» дала жизнь новой работе, легла в основу памятника погибшим одноклассникам.
Митлянского часто характеризуют как художника интеллектуального склада. Можно представить себе, чем были для этого много думающего человека, склонного к размышлениям масштабным и проблемным, те потери, та горечь утрат, которые принесла война. Без огромной, глубоко «личной» работы ума и сердца просто невозможно было бы создать такое значительное про изведение, как памятник погибшим одноклассникам. Он трогателен, поэтичен, нов. Он ломает тот невидимый, но всегда существующий барьер, который разделяет станковую и монументальную скульптуру. Памятник принадлежит к первой в силу размера изображенных в композиции фигур, но он монументален по масштабу выраженных здесь чувств, страстей, переживаний. Фигуры портретны и потому в значительной степени станковы, но они и монументальны, потому что невидимыми, кровными нитями связаны с тем местом, где поставлены. Они пробуждают мысли о жизни, о тех событиях, которые происходили на этом месте и на всей советской земле летом 1941 года.
Отсюда, окончив десятилетку, уходили на фронт добровольцами московские школьники, в том числе и те, кому посвящен этот памятник - ученики 110-й московской школы. В этом смысле у памятника редкостная по жизненной силе связь с окружающей средой, со школой, во дворе которой он установлен, с арбатскими улочками и переулками. Он возвышается на скромном бетонном постаменте, на фоне глухого брандмауэра старого московского дома.
Здесь зона покоя, цветы. Их сюда приносят круглый год ученики школы, бывшие ученики, учителя-пенсионеры... Солдаты, увековеченные в памятнике, не чувствуют себя одинокими -вокруг них жизнь: торжественные митинги, пионерские линейки, просто игры, обыкновенный футбол...
Говорят, что монументальное искусство – это память народа, живущая в веках. Значит, и в этом смысле небольшая скульптурная композиция в школьном дворе у Никитских ворот - монументальный памятник о времени, трудном и памятном всем советским людям.
Итак, переходя от одной работы Митлянского к другой, убеждаешься, что имеешь дело с мастером непосредственной и острой реакции на окружающее, которому свойственно умение запечатлеть не только облик на туры, но и ее внутренние свойства.
Эмоциональное, страстное, граждански направленное искусство Митлянского - это искусство художника конца ХХ века, художника волевого, умного, энергичного, остро чувствующего дух современности.
Творчество Митлянского, как и всякого подлинного художника, неотделимо от жизни общества. Он обладает блистательным умением увидеть и почувствовать ту реальную жизнь, дающую материал искусству, которая всегда вдохновляла больших мастеров.
С. БАЗАЗЬЯНЦ
1932-1941
1945-1950
1953-1955
1952-1957
1960-1970
1964-1975
1971-1972
ОСНОВНЫЕ ДАТЫЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. Ю. МИТЛЯНСКОГО
Родился в Москве 7 февраля
Учился в средней школе и одновременно занимался скульптурой под руководством В. А. Ватагина, В. Н. Домогацкого, С. Д. Лебедевой Поступил на скульптурный факультет Московского художественного института им. Сурикова
Призван в ряды Красной Армии, где служил до1945 года
Продолжение занятий в Художественном институте. Учится у Г. А. Шульца, А. Л. Малахина, Н. В. Томского.
Диплом «Матрос-десантник выносит знамя на берег»
Впервые участвует во Всесоюзной художественной выставке дипломной работой
Участвует в первой и второй молодежных выставках
Участвует в выставках советского изобразительного искусства П, ПI, IV Всемирных фестивалей молодежи
На Всемирной выставке в Брюсселе получил бронзовую медаль за скульптуру «Тянут сети», выполненную совместно с Н. В. Богушевской
Поездки в Италию, Грецию, в страны Африки, Японию. Под впечатлением этих поездок создаются серии «Африка-67 », «Японские кадры» и др.
Работает в комиссии по народному творчеству при правлении Союза художников СССР. Поездки в Среднюю Азию, Казахстан, на Кавказ, на Украину, на Камчатку для сбора материалов о развитии искусства народных мастеров и оказания им помощи. Пишет ряд статей («Декоративное искусство СССР»), книгу «По таджикским дорогам», является одним из авторов альбома «Современная керамика народных мастеров Средней Азии»
1-я межсекционная выставка работ 16 московских художников. Д. Ю. Митлянский выставляет 16 работ, в том числе «Реквием. 1941 год (Памяти моих погибших одноклассников»), «Цирк», «Африка-67», «Физики - преподаватели и студенты»
Открытие памятника погибшим одноклассникам во дворе 110-й средней школы г. Москвы (отмечена премией МОСХ)
Поездка на Алтай. Создание серии «Знатные животноводы горного Алтая »
Участие во II Биеннале мелкой пластики в Будапеште работами «В. Попков и его муза», «Живописец М. Иванов», «И. Варга посылает своего «Героя» воевать против войны»
Поездка в Польшу с выставкой «Работы 10 московских скульпторов»
2-я межсекционная выставка работ 16 московских художников. Д. Ю. Митлянский выставляет 16 работ, в том числе композицию «Люди», серии «Художники работают», «Японские кадры», эскизы к памятнику И. А. Крылову и др.