Организация проведения социологического интервью. Требования к интервьюеру.




ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. УССУРИЙСКЕ

 

 

ЭССЕ

Организация проведения социологического интервью

по дисциплине «Социология организации»

040100.62 Социология

 

 

Выполнил студент гр. Б10302 ___________ А. В. Иванова  
Проверил доцент, к.ф.н ____________ В. А. Томилов ____________________________ (зачтено/незачтено)  

 

г. Уссурийск

Организация проведения социологического интервью. Требования к интервьюеру.

Использование же самого метода Интервью требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования. Процедура использования Интервью требует осуществления действий в двух направлениях: 1) Создание опросного листа (бланка Интервью) на базе программы социологического исследования. Опросный лист – социологический инструментарий, предназначенный для сбора эмпирической информации в виде устных ответов интервьюируемых лиц. В опросном листе на основе сформулированных в программе исследования гипотез, целей и задач сформулированы вопросы, соответствующие тематике исследования. Типы и композиция вопросов, используемых в Интервью, такая же, как в анкетном опросе (Опрос анкетный, Анкета). Бланк Интервью содержит введение (где кратко, но исчерпывающе оговариваются цель исследования, возможности использования его результатов, кто проводит опрос, указывается значимость участия данного лица в опросе), основную часть (вопросы по теме исследования с использованием различных их разновидностей), паспортичку (содержит вопросы о статусе личности и ее демографических характеристиках). В конце опросного листа уместны вопросы, позволяющие оценить качество проведенного Интервью респондентом, а также имеется информация о времени начала и окончания Интервью, самом интервьюере и подтверждение интервьюером точного использования всех требований инструкции при проведении Интервью. 2) Организация и проведение собственно Интервью, что предполагает определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера – с другой. Учитывая особый статус интервьюера как активного, деятельностного, мобильного лица, проводящего беседу по определенному плану, следует иметь в виду, что именно от качества его работы, чуткости, терпимости и профессионализма зависит качество и надежность получаемой информации. Поэтому особого внимания заслуживает личность интервьюера, система технических приемов, обеспечивающих чистоту процедуры Интервью и точность получения данных. Так, речь идет о правилах процедуры Интервью в самом широком смысле слова. Проведение Интервью требует организационной подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. Интервью может проводиться на дому (по месту жительства) – это наиболее оптимальный вариант, т.к. сама обстановка располагает к более искреннему общению, а респондент чувствует себя более защищенным; по месту работы (что создает определенные трудности, связанные с выбором свободного времени и соответствующего места для беседы: не рекомендуется брать Интервью в обеденный перерыв, нельзя отнимать и рабочее время респондента, следовательно дата и время Интервью оговариваются с потенциальным респондентом, чтобы выбрать наиболее оптимальный для него период; место проведения Интервью должно быть также подготовлено заранее и обеспечивать конфиденциальность и рабочую атмосферу); на улице (это, как правило, блиц-опросы). Работа же самого интервьюера предполагает осуществление следующих целей: 1) налаживание контакта с респондентом; 2) правильная постановка вопросов Интервью; 3) правильная фиксация ответов. Задача интервьюера – организационно подготовить Интервью, найти соответствующих выборке респондентов, убедить их принять участие в исследовании. На протяжении всего времени общения с респондентом интервьюер обеспечивает социально-психологическое взаимодействие, создает дружескую атмосферу, в которой далее ведется беседа. Так, вся процедура Интервью, начиная с появления интервьюера и с первых его слов, должна предусматривать для опрашиваемых мотивы, побуждающие давать искренние ответы. Интервьюер лично, непосредственно взаимодействует с респондентом: он лично задает ему вопросы (соответственно опросному листу), лично регистрирует ответы. Он ведет беседу, направляет ее. В связи с этим интервьюер должен точно формулировать вопрос; задавать все вопросы, находящиеся в опросном листе и строго в той последовательности, в которой они в нем зафиксированы; точно фиксировать полученные ответы. В ходе опроса ничего не должно меняться – опрос должен быть одинаковым для всех по условиям проведения, по формулировкам и последовательности задаваемых вопросов. Интервьюеру запрещается вступать в дискуссии с опрашиваемыми, прерывать их, подчеркивать личную заинтересованность в результатах исследования. В процессе интервьюирования интервьюер должен занимать нейтральную позицию по отношению к предмету исследования. Во время Интервью интервьюер может потребовать от респондента добавочной информации, уточнения и пояснения своей мысли; имеет право указать на обнаружившиеся в ходе беседы противоречия в ответах опрашиваемых. Продолжительность Интервью не лимитируется; не рекомендуется торопить респондента с ответами. Темп Интервью определяется обстоятельствами: спецификой темы исследования; уровнем образовательного и культурного развития респондента; возрастом респондента. Если изучаемая проблема сложна, темп Интервью может быть медленным. Не следует допускать и другой крайности – чрезмерно долгого обдумывания ответов (это может привести к искажению информации). Для снижения проблем восприятия вопросов респондентами и социально-психологических проблем опроса необходимо по возможности использовать стандартизированные вопросы, учитывать особенности респондента (образование, пол, возраст и др.). Способ регистрации данных зависит от вида Интервью. При проведении глубинного или свободного Интервью может применяться стенография, запись по “горячим следам” в бланк Интервью или магнитофонная запись (с согласия респондента). Иногда может быть использована запись по памяти (если количество задаваемых вопросов не велико, интервьюер может записать ответы на вопросы по окончании Интервью). Интервьюер, проводящий опрос, должен действовать строго по инструкции, полученной на инструктаже; он должен досконально знать содержание опросного листа с учетом всевозможных переходов и фильтров; знать, как регистрировать ответы, как работать с карточками, прилагающимися к инструментарию. Все указания по ведению опроса и работе с опросным листом, правилам заполнения опросных листов, поиска респондентов содержатся в инструкции и продублированы (как правило) в самом опросном листе (перед каждым вопросом другим шрифтом отмечается специфика работы с ним, указаны все переходы). Инструкция интервьюеру, где указаны все технические, методические, организационные аспекты Интервью, которые могут вызвать затруднения в ходе интервьюирования, является важным методическим документом и должна быть подробно составлена. В инструкции описано содержание вводной беседы с респондентом, правила поиска и замены респондентов, принципы проведения Интервью, способы регистрации ответов. По окончании работ по сбору эмпирической информации интервьюер представляет в исследовательский центр следующие документы: 1) заполненные бланки Интервью; 2) маршрутные листы; 3) отчет о проведенной работе, в котором указано, где и когда проводилось интервьюирование, какие отклонения от выборки имеются, какие есть замечания по процедуре опроса, каково было отношение респондентов к Интервью и исследуемой проблеме и др. Интервью должно поставлять исследователю весь фактический материал. Следовательно, вопросы интервьюеров, ответы опрашиваемых, заметки интервьюера о наблюдениях по поводу ситуации Интервью и самих опрашиваемых создают основу для выводов исследователя, в которых зачастую содержатся выводы и решения, часто выходящие за рамки конкретного исследования. В связи с этим особой проблемой представляется подготовка интервьюеров. Она включает в себя не только инструктаж накануне исследования (что является весьма важным), но и отбор и подготовку интервьюеров. В качестве интервьюеров могут выступать профессиональные социологи, а также представители других профессий при условии успешного завершения обучения. Практика социологических исследований говорит в пользу использования в качестве интервьюеров именно неспециалистов в связи с их большей беспристрастностью и нейтральностью по отношению к результатам исследования, а, значит, их большей изначальной объективности. Кроме того, при проведении Интервью целесообразно использовать как можно большее количество интервьюеров, что обеспечивает не только оперативность работы, но и дает больше возможностей сопоставимости результатов, помогает избегать субъективизма в восприятии и интерпретации ответов. При этом, кто бы ни проводил опрос (профессиональный социолог или специально обученный для исполнения этого рода деятельности человек), интервьюер должен изначально обладать набором качеств, потенциально облегчающих его работу в этой роли. Это коммуникабельность, внимательность, добросовестность, честность, интеллектуальные способности, культура, поставленная дикция. При отборе кандидатов для работы в качестве интервьюеров возможно использование тестов на определение быстроты реакции, объема памяти, степени коммуникабельности, умения слушать и др. Половозрастные, национальные и другие особенности интервьюеров особого влияния на ход и результаты опроса не оказывают. Скорее необходим учет специфики темы и аудитории с целью подбора интервьюеров по конкретным признакам. После соответствующей подготовки (по специальным методикам) при условии положительных результатов проведения серии контрольных Интервью интервьюер зачисляется в опросную сеть. Хотя подбор и подготовка интервьюеров считается делом весьма хлопотным, необходимо стремиться к формированию многочисленной опросной сети. Наличие достаточного количества интервьюеров позволяет оперативно собрать искомую информацию и использовать принцип взаимозаменяемости (и сменяемости) сотрудников с целью контроля их работы и повышения надежности информации. Следует затронуть проблему метода, касающуюся личности самого интервьюера. Речь идет о так называемом “эффекте интервьюера”. Это проявляется на уровне вербального и невербального общения интервьюера и респондента. Такое влияние может быть осознанным (в случае, если интервьюер пытается навязать респонденту ту или иную точку зрения) или бессознательным. Особую сложность представляет действие стереотипов восприятия, подталкивающих интервьюера заранее предугадывать ответы, ориентироваться на какой-либо типичный, с его точки зрения, ход мысли, переносить на потенциально возможные ответы свои ожидания, что порой приводит к объективации своих симпатий и антипатий в области обсуждаемой проблемы в процессе интервьюирования и др. Средства нейтрализации “эффекта интервьюера” – правильный подбор и подготовка интервьюеров, а также контроль за результатами их деятельности. Указанные проблемы метода ориентируют на оптимизацию методики проведения и организации Интервью. Необходимость совершенствования метода вызвана актуальностью и целесообразностью использования именно Интервью в социологической практике.

Интервьюер – человек, работающий прежде всего с людьми. Поэтому основные требования – активность, общительность, коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника. Убедить собеседника ответить на кучу бесполезных (с его точки зрения) вопросов – это, поверьте, дело не из легких. Кроме того, должен интервьюер быть ответственным: заполнять бланки добросовестно, без халтуры, сдавать анкеты к сроку.


Заключение


Сфера применения интервьюирования чрезвычайно широка и разнообразна: оно используется в журналистике, менеджменте и т.п. Интервьюер должен быть человеком политически зрелым. Должен обладать определенным уровнем знаний, культуры, необходимых для общения с людьми различного социального положения, возраста, образования, для того, чтобы запомнить и в разговорной манере воспроизвести текст интервью (часто довольно обширный), соблюсти разнообразные инструкции.

Ну и конечно встает вопрос о большой важности интервьюирования для многих сфер деятельности человека. В будущем интервьюирование наверняка ждет большое распространение. Конечно, оно и сейчас распространено, но не так как хотелось бы. Например, было бы неплохо в наше время практиковать интервьюирование на крупных предприятиях, как это делается за рубежом. Это сильно помогло бы принимать правильные решения руководителям, которые толком не знают о том, что творится в коллективах их предприятий. Зачастую принимаются решения, которые противоречат мнению коллективов и общественности.

Для начала, скажем, о том что, интервью – это беседа, которая проводиться по определенному плану, предполагает прямой контакт респондента с интервьюером, запись проводиться либо самим интервьюером или механическим путем.

Также сразу можно сказать о достоинствах данного метода. Во первых это беседа, которая по форме близка к обыденному разговору, возникает легкая не принужденная обстановка, что в последствии повышает искренность ответов. Во вторых, есть возможность наблюдать реакцию человека, корректировать беседу и изменять последовательность или форму вопросов. В третьих, личное взаимодействие способствует доверительности, а так же серьезному отношению информанта к беседе. И еще, устный характер вопросов позволяет исключить недопонимание в вопросах[1].

Интервью, позволяет сочетать в себе метода опроса и наблюдения. Стандартизированные интервью, отличается тем, что респондентам, задают одни и те же вопросы в одной и то же последовательности; в свободном интервью, состояться беседа на заданную тему. В интервью социология проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские категории и понятия на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, используемых и отраженных уже непосредственно в беседе.

Чтобы интервью прошло успешно обязательным условием является соблюдение его процедуры. Для начала это точный выбор респондентов, как объекта исследования. Определение времени и места проведения интервью; полная и верная запись ответов и хода беседы; правильное оформление.

Успех проведения интервью зависит от степени контакта и качества общения между интервьюером и респондентом. Вопросы уже объективно должны выражать концептуальное знание, это как этап перехода от возможно истинного знания уже к действительно истинному. Респондент в таком интервью равноправный собеседник. Так же хочется отметить что у интервью есть свои успешные области применения, это качественные исследования, опросы экспертов, телефонные опросы[4].

В отечественной социологической практике интервью применяется реже анкетного опроса. Для интервью характерно изучение общественного мнения, опрос экспертов.

Интервью – это особый вид исследовательского общения, выступает в качестве метода сбора информации. Интервью применяется во многих дисциплинах. Можно выделить начальный период применения интервью, когда оно использовалось в основном в психиатрии, в качестве беседы с пациентами. В этом случи оно использовалось как для получение необходимой информации о больном, так и в качестве терапевтической помощи. А вот с развитием эмпирических социологических исследований интервью постепенно переходит в один из основных методов сбора информации наряд с анкетным опросом. Интервью проводиться при помощи специального лица или самим социологом [5].

В основе интервью заложена беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, а цели заданы программой исследования. Интервью можно охарактеризовать как исследовательское общение, при котором возникает межличностная мотивация. От характера и тесноты общения напрямую зависит успех данного метода.

То обстоятельство, что полученная в интервью информация формируется, уточняется в процессе общения сторон, выдвигает, особые требования к методологии анализа и общения данных интервью.

С другой стороны эмоциональный контакт создает особые условия для более глубокого понимания объекта. Этого не может дать не одна даже очень хорошая анкета. К преимуществам интервью можно смело отнести возможность сочетания метода опроса и наблюдения, чего не может гарантировать не одна анкета.

Для успешного проведения интервью требуется тщательный подбор и специальное обучение интервьюера. От его профессиональных и личностных качеств так же во многом зависит успех. Как правило социологи за ранее разрабатывают подробный план своей работы. Он служит ориентиром в беседе.

Процедура использования интервью требует осуществить действия в двух направлениях:

Для начала: создать бланк интервью на базе программы социологического исследования. Опросный лист – социологический инструментарий предназначенный для сбора эмпирической информации в виде устных ответов. В этом листе формулируются вопросы на основе гипотез, целей и задач. Типы и композиции вопросов в принципе такие же как в анкетном опросе. Бланк интервью содержит введение, где кратко говориться о цели, возможность использования результатов, кто проводит, основную часть вопросов. В конце опросного листа вопросы, которые позволят оценить качество проведенного интервью респондентом, а также имеется информация о времени начала и окончания интервью, самом интервьюере и подтверждение интервьюером точно использования всех требований инструкции при проведении интервью.

Далее: Организация и проведение интервью, определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, интервьюера - с другой.

Учитывая статус интервьюера, который проводит беседу по определенному плану, стоит иметь ввиду, что именно от качества его работы терпимости и профессионализма зависит достоверность полученной информации. Так же внимания заслуживает сам интервьюер, когда речь идет о правилах проведения интервью в самом широком смысле.

На интервью значительно влияют место и время, тактика и стратегия а так же состав участников. Если вести речь об опросе по месту жительства, то смело можно сказать, что его достоинство заключается в том что человек в домашних условиях более открыт и не принужден, охотно отвечает на вопросы, даже если их много. У него больше возможности подумать и ответить как можно точнее. Однако надо не забывать, что при опросе на дому, значительно увеличивается время потраченное на каждое интервью. Кроме того, следует отметить что при домашнем опросе на ответ респондента могут повлиять какие-то трети лица, а это негативно сказывается на полученной информации.

Специальное место для опроса куда респондента вызывают заранее, является наиболее удачным. Так как в этот случаи отсутствуют перечисленные выше недостатки.

Такими местами могут быть какие-нибудь комнаты отдыха и различного рода помещения. Главным преимуществом тут будет, уменьшение сроков процедуры, это непосредственно положительно сказывается на результате.

Главное что исключение третьих лиц дает возможность создать неофициальную обстановку при проведении опроса.

Большое влияние на достоверность информации и ее полноту несомненно играет фактор времени. Его действие проявляется в том, сколько времени может выделить респондент для беседы и главное чтобы это было удачное для него время. Так же важно информировать о целях и значимости опроса. Если респондент видит что интервьюер не торопиться, а внимательно и вдумчиво его слушает, сразу можно заметить его готовность серьезно ко всему отнестись и очень активно поучаствовать.

Качество интервью заметно понизиться, если респондент во время всего этого будет заниматься какими-нибудь посторонними делами или решать какие-то проблемы. Если он хочет уйти, то принуждать ни к чему не нужно, а лучше договориться о встречи позже, на удобное для него время.

Следовательно, для проведения опроса необходимо выбирать время, наиболее удобное для респондента[2].

Подводя итог хочется сказать о том что интервью являеться достаточно распространенной формой социологического опроса, оно представляет собой своеобразную целенаправленную беседу. В начале оно применялось в основном в медицине. Впоследствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетным опросом стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.

Интервью характеризируется как заранее запрограммированная беседа. Характер общения, степень контакта, и взаимопонимание, во многом определяют качество и глубенну полученной информации. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, котораую не получил бы в случае осуществления анкетного опроса.

Различают множество видов интервью: от полной свободы в беседы, до полностью формализованной процедуры. Виды данного метода выделяют по особым критериям; по форме и технике, по целям, по типу опрашиваемых, по количеству опрашиваемых, по процедуре, по способу общения респондента и социолога, по месту проведения интервью по способу регистрации ответов.

Существует два вида процедуры исследования интервью 1) создание опросного листа на базе программы социологического исследования; 2) организация и проведение собственно интервью, что предполагает определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера - с другой.

В отличии от анкетного опроса интервью проводиться специально подготовленным интервьюером. Функции интервьюера зависят от вида интервью, характера исследования, и в полном объеме включают следующие процедуры: 1) отбор единиц наблюдения; 2) обеспечение необходимой ситуации интервью; 3) проведение беседы с опрашиваемым; 4) регистрация ответов; 5) запись своих общих впечатлений от интервью или специальных замечаний; 6) приведение в порядок опросных материалов для передачи их социологу.

К обыденным функциям интервьюера в последнее время стало добавляться еще экспертное наблюдение в процессе интервью за поведением опрашиваемого.результаты и оценки поведения опрашиваемого, различных характеристик его ответов, всей ситуации интервью в целом представляют собой важную информацию методического характера[ 3].

Разработаны и применяются на практике разные способы контроля за качеством работы интервьюера: периодически прослушивать социологом интервью,выборочные проверки качества заполненных опросных листов, последующие проверочные интервью, которые проводит социолог. Как уже говорилось что в социологии интервью представляется как «искусство задавать вопросы», умение качественно проводить исследование, умение переводить понятия и категории на уровень понятий меньшей общности, уровень индикаторов и показателей, отраженных и используемых уже в вопросах беседы.

Недостатки, которые можно отнести к данному методу, будут заключаться в следующем: это больше количество времени на опрос; дополнительные временные затраты на обучение интервьюеров и финансовые вложения; проблема обеспечения анонимности и другие недостатки.

Отмечены так же сложности, возникающие при проведении и организации интервью. Но они являются не столько непреодолимыми, сколько ориентируют на совершенствование самой процедуры. А так же требуют более серьезного отношения к ее организации с целью использования всех преимуществ.

 

Список использованной литературы

1. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2003. – 296 с.

2. Кухарчук, Д.В. Социология. Краткий курс лекций / Д.В. Кухарчук. –М.: Наука, 2004. – 16 с.

3. Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов // Социологические исследования. – 2004. – №2. – С.120– 123.

4. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Омега Л, 2007. 56 с.

5. Ядов, В.А. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / В. А. Ядов. – М.: Флинта, 2005. –27с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: