Раздел 1.2. Сравнительные характеристики различных форм правления




Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в мире существует огромное количество государств, которые активно взаимодействуют между собой.
Целью работы является раскрытие понятия и содержания парламентской формы правления как одной из форм государственного правления в современном мире.
В данной работе мы:
1) Рассмотреть сущность понятия формы правления и провести сравнительный анализ различных форм правления;

2) Раскрыть понятие парламентской формы как одной из форм правления;
3) Показать основные типы существующих видов парламентской формы государственного правления;
В ходе написания работы мною были использованы следующие методы: изучение и анализ литературных источников и материалов сети Интернет, исторический, нестатистический метод обработки информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


Глава 1. Формы правления

Раздел 1.1. Понятие форма правления

Понятие форма правления используется в современной литературе в двух основных значениях. С одной стороны, это обозначение основополагающего принципа формирования высшего органа (высших органов) власти. С другой стороны, это конкретная конфигурация высших органов власти, с учетом их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к государству, даже к обществу в целом.

В рамках первого подхода традиционно различают такие формы правления, как монархия и республика. Подробная характеристика этих форм правления основательно разработана классической теорией государства и права. Однако сегодня различия между монархией и республикой не имеют самостоятельного значения для практики государственного управления.

Второй подход детализирует первый. Среди монархических форм правления (= в рамках монархической формы правления) выделяют абсолютную и конституционную монархии; последняя распадается на дуалистические и парламентские монархии. Республиканская форма правления существует в виде президентских (дуалистических), парламентских и полупрезидентских (смешанных) республик.

Раздел 1.2. Сравнительные характеристики различных форм правления

С учетом того, что парламентские республики и парламентские монархии обнаруживают больше сходства, чем различия, а у дуалистических монархий и республик также много общего, мы получаем следующую схему:

 

Рисунок 1. Типология современных форм правления:

Выделение разных форм правления (здесь этот термин обозначает уже конкретные конфигурации) основано на нескольких стандартных критериях. Они могут быть резюмированы следующим образом:

- способ занятия должности главы государства, его полномочия

- способ формирования правительства, его ответственность

- способы взаимодействия (взаимовлияния) главы государства, парламента и правительства.

Каждая форма правления характеризуется определенным сочетанием трех этих базовых параметров. Соответственно, каждая форма правления может быть исчерпывающе охарактеризована по этим трем пунктам. Всю схему можно свести в таблицу:

Таблица 1. Сравнительные характеристики различных форм правления

Форма правления Абсолютная Дуалистическая Парламентская Смешанная (полупрезидентская)
Параметр монархия Монархия Республика Монархия Республика республика
Глава государства Занимает должность путем наследования, Наследование Всеобщие выборы Наследование Избирается парламентом или специальным конгрессом Избирается прямыми всеобщими выборами, реже - непрямыми выборами или парламентом
  объединяет в своих руках все ветви власти Возглавляет исполнительную власть Почти не имеет собственных полномочий, не зависящих от правительства Руководит исполнительной властью, имеет ряд собственных полномочий
Правительство Если существует, полностью зависит от главы государства Если существует, полностью зависит от главы государства Формируется парламентским большинством с формальным участием главы государства, ответственно перед парламентом Формируется совместно президентом и парламентским большинством, ответственно и перед парламентом, и перед президентом
Взаимовлияние Всевластие главы государства, отсутствие парламента Монарх может распустить парламент, сменить правительство Президент может сменить правительство и отдельных министров Правительство (с формальным участием главы государства) может распустить парламент; парламент может отправить в отставку правительство Президент может распустить парламент, сменять министров, парламент может отправить в отставку правительство с согласия президента

Разумеется, характеристика каждой формы правления может быть более подробной; однако различия между отдельными странами, отдельными режимами становятся здесь настолько существенными, что трудно говорить о единой форме. Гораздо важнее другое: далеко не все современные государства могут быть отнесены к одной из форм правления, присутствующих на схеме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: