Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в мире существует огромное количество государств, которые активно взаимодействуют между собой.
Целью работы является раскрытие понятия и содержания парламентской формы правления как одной из форм государственного правления в современном мире.
В данной работе мы:
1) Рассмотреть сущность понятия формы правления и провести сравнительный анализ различных форм правления;
2) Раскрыть понятие парламентской формы как одной из форм правления;
3) Показать основные типы существующих видов парламентской формы государственного правления;
В ходе написания работы мною были использованы следующие методы: изучение и анализ литературных источников и материалов сети Интернет, исторический, нестатистический метод обработки информации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Формы правления
Раздел 1.1. Понятие форма правления
Понятие форма правления используется в современной литературе в двух основных значениях. С одной стороны, это обозначение основополагающего принципа формирования высшего органа (высших органов) власти. С другой стороны, это конкретная конфигурация высших органов власти, с учетом их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к государству, даже к обществу в целом.
В рамках первого подхода традиционно различают такие формы правления, как монархия и республика. Подробная характеристика этих форм правления основательно разработана классической теорией государства и права. Однако сегодня различия между монархией и республикой не имеют самостоятельного значения для практики государственного управления.
|
Второй подход детализирует первый. Среди монархических форм правления (= в рамках монархической формы правления) выделяют абсолютную и конституционную монархии; последняя распадается на дуалистические и парламентские монархии. Республиканская форма правления существует в виде президентских (дуалистических), парламентских и полупрезидентских (смешанных) республик.
Раздел 1.2. Сравнительные характеристики различных форм правления
С учетом того, что парламентские республики и парламентские монархии обнаруживают больше сходства, чем различия, а у дуалистических монархий и республик также много общего, мы получаем следующую схему:
Рисунок 1. Типология современных форм правления:
Выделение разных форм правления (здесь этот термин обозначает уже конкретные конфигурации) основано на нескольких стандартных критериях. Они могут быть резюмированы следующим образом:
- способ занятия должности главы государства, его полномочия
- способ формирования правительства, его ответственность
- способы взаимодействия (взаимовлияния) главы государства, парламента и правительства.
Каждая форма правления характеризуется определенным сочетанием трех этих базовых параметров. Соответственно, каждая форма правления может быть исчерпывающе охарактеризована по этим трем пунктам. Всю схему можно свести в таблицу:
Таблица 1. Сравнительные характеристики различных форм правления
Форма правления | Абсолютная | Дуалистическая | Парламентская | Смешанная (полупрезидентская) | ||
Параметр | монархия | Монархия | Республика | Монархия | Республика | республика |
Глава государства | Занимает должность путем наследования, | Наследование | Всеобщие выборы | Наследование | Избирается парламентом или специальным конгрессом | Избирается прямыми всеобщими выборами, реже - непрямыми выборами или парламентом |
объединяет в своих руках все ветви власти | Возглавляет исполнительную власть | Почти не имеет собственных полномочий, не зависящих от правительства | Руководит исполнительной властью, имеет ряд собственных полномочий | |||
Правительство | Если существует, полностью зависит от главы государства | Если существует, полностью зависит от главы государства | Формируется парламентским большинством с формальным участием главы государства, ответственно перед парламентом | Формируется совместно президентом и парламентским большинством, ответственно и перед парламентом, и перед президентом | ||
Взаимовлияние | Всевластие главы государства, отсутствие парламента | Монарх может распустить парламент, сменить правительство | Президент может сменить правительство и отдельных министров | Правительство (с формальным участием главы государства) может распустить парламент; парламент может отправить в отставку правительство | Президент может распустить парламент, сменять министров, парламент может отправить в отставку правительство с согласия президента |
Разумеется, характеристика каждой формы правления может быть более подробной; однако различия между отдельными странами, отдельными режимами становятся здесь настолько существенными, что трудно говорить о единой форме. Гораздо важнее другое: далеко не все современные государства могут быть отнесены к одной из форм правления, присутствующих на схеме.
|