МК - это деятельность по добыванию, упорядочению, обработке и передаче информации.




ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТЫФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ АНАЛИЗА, ПРИНЦИПЫИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНЫХ, КОМПЛЕКСНЫХ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПОДХОДОВ

Жизнь устроена так, что человеку все время приходится что-то изобретать. Орудия труда и оружие истребления врагов, средства добывания пищи и инструменты познания мира, средства со-общения и средства передвижения. Человек, по существу, окружает себя "второй природой" - технически-инструментальной и художественно-сконструированной. И все это он делает один - и, одновременно - со всеми, наедине и в обществе, сообща.

Сам язык раскрывает смыслы (со-мыслы) человеческой общественной деятельности. Этимология слова "средство" происходит от корня "сред", что означает "середина", "середа" (церковнославянское - "среда"). Более глубокое и концептуальное значение, как отмечает М.Фасмер - это "сердце". (См. Этимологический словарь русского языка" М.Фасмера). Следовательно, средство сообщения - это посредник между агенсом (производителем) сообщения и объектом, на который оно направлено. Сообщение осуществляется посредством действия.

· МК - это деятельность по добыванию, упорядочению, обработке и передаче информации.

Ряд однонаправленных действий человека выливаются в человеческую деятельность. Характерно, что и в латинском языке прослеживаются эти внутренние смыслы (народнолатинское media hebdomas, mediatus - выступающий посредником, meditatio - размышление, mediale - середина, сердцевина, medium - середина, центр, средоточие, общество, общественная жизнь, medius- срединный, центральный, центр неба, нахождение между небом и землей, миром и войной, относящийся к сущности). Все значения, связанные с медиацией, - это пограничные, промежуточные, серединные положения, в том числе между небесным и земным, жизнью и смертью, войной и миром. Это то, что делает всеобщей связь между людьми и природой. (Л.Г.Свитич. Феномен журнализма. М., 2000, с.65).

· МК - это деятельность по добыванию (открытию, изобретению) новых смыслов, приближающих человека к постижению истинного и нравственного знания.

 

 

Еще Аристотель сказал, что человек по природе своей есть животное общественное. В этом высказывании может покоробить сравнение человека с животным, но никем другим "в начале своей карьеры" человек и не являлся. Исторически незаметно, в результате длительной биологической эволюции и с помощью именно общественной деятельности возник человек. "Человек вошел в мир бесшумно" (Тейяр де Шарден). Но, видимо, не случайно современные философы, характеризуя духовные истоки человека и культуры, обозначают сначала человека как существо сексуальное, затем - как существо говорящее, и лишь потом, как существо общественное, нравственное, религиозное. (См., например: Поздняков Э.А. Философия культуры, М., 1999). Все, что входит в человеческую деятельность, есть человеческое или общечеловеческое, - писал Н.П.Огарев. Под это название, по его мнению, подходят явления и совершенно общественные, и отношения лица к лицу, и

лица к природе и необходимости. "Мысль и чувство - совершенно общечеловеческие явления и совершенно общественные, потому что человек не в стаде немыслим; даже грустное чувство, возбуждаемое отшельничеством, основано на оторванности от стада. Отличительно человеческое - это сознание". Н.П.Огарев расценивал сознание, как позже Н.Лосский и Н.Трубецкой, в смысле понимания отношений, выраженного мыслью, т.е. словом; понятие отношений, будь оно понятие аналогии или разнородности предметов, всегда сводится к уравновешиванию, к понятию меры, гармонии и потому не обходится без количественной категории. (См.:Огарев Н.П. Заметки и наброски.// Избранные социально-политические и философские произведения. В 2 т. М., 1956. Т.2. С. 42-44).

… Как видим, понятия и сущности природа - человек - общество - деятельность - научное знание (истина) - нравственность – культура связаны глубокими всепроникающими взаимозависимостями. В общую систему связей надо добавить действия и явления, обозначаемые понятием коммуникация от лат. communicatio - сообщаю. Под общее обозначение попадают следующие сущности: связь (су-вязь, сцепление), общение и сообщение, информация и средства информации, единичные и множественные соединения (контакты). Л.Землянова называет науку о коммуникации, то есть изучающую все эти сущности, коммуникативистикой, некоторые исследователи - коммуникологией, по образцу культурологии. Последнее определение представляется в нашем контексте более логичным (экология, социология, гносеология, этология, культурология, коммуникология).

Все эти сущностные элементы деятельностной системы самопознания и сосуществления человека необходимо рассматривать комплексно, через призму тех действий, которые они оказывают друг на друга. Культура, например, возникает там и тогда, где и когда человек осуществляет предметную, технически-инструментальную деятельность по отношению к природе и организационно-коммуникативную, духовно-нравственную и воспитательную деятельность по отношению к обществу и к самому человеку. Как отмечал М.Мамардашвили, наука является культурой в той мере, в какой в ее содержании, во-первых, выражена и репродуцируется способность человека владеть им же достигнутым знанием универсума и источником этого знания, а во-вторых проявлено умение воспроизводить это во времени и пространстве. (Отметим, что мысль эта касается научной деятельности, но философ неоднократно экстраполировал ее и на другие области деяний человека). Отметим также, что указанное мастерство воспроизведения достигнутых знаний и их источников предполагает определенную социальную память и определенную систему кодирования (См.: Мамардашвили М.К. Наука и культура.// "Методологические проблемы историко-научных исследований". М., 1982, с.42).

Эту систему кодирования, воспроизводства и трансляции умений и знаний, основанную на знаковой природе, этот наш мыслитель называл культурой в науке, или наукой в смысле, качестве культуры. Развивая эту мысль, он относил к культуре единый срез, который проходит через все сферы человеческой деятельности (художественную, нравственную, политическую, экономическую, правовую и т.д.). Формальным, типологическим признаком этого общего слоя, пласта является определенный предметно-знаковый механизм. Но ведь именно коммуникация должна воплощать в те или иные материальные носители достигнутое человеком знание универсума с помощью ряда своих средств, выработанных человеком норм, правил и знаков. Коммуникация - это и начало деятельности, и ее инструмент, и ее апофеоз.

  • МК - система кодирования, воспроизводства и трансляции умений и знаний, основанная на знаковой природе.

Это тот срез деятельности, который призван являться культурой, чтобы деятельность, как и сам человек были бы бессмертны. Как вытекает далее из рассуждений М.Мамардашвили, это общее в различных сферах человеческой деятельности, чтобы быть культурой, должно осуществляться не просто для поддержания и воспроизводства бытия. Необходимо при этом стремление к истине, добру и красоте в этом бытии. В противном случае коммуникация - это просто техническое средство связи, существующее как физическая реальность.

С точки зрения культурологии действия различаются структурно на упорядочивающие, обрабатывающие и добывающие, а по сфере применения на материальные, материально-духовные и духовные. (Ю.Степанов. Константы: словарь русской культуры. М., 2001). Пересечение этих рубрик отражено в следующей таблице:

 

 

Надо сказать, что таблица Ю.Степанова, составленная с целью классификации биологических, физических и духовных действий человека, не доводится им до обозначения места так называвемого коммуникативного действия, то есть действия, оказываемого через сообщение (передачу информации). Это мы и попытались здесь сделать в целях определения места МК в общей системе культурно-производящей деятельности для обрабатывающей и добывающей коммуникации.

Ведь как пишет Ю.Степанов, добывающие действия носят характер "Открытия" (М.М.Бахтин употреблял понятие "изобретение", то есть "обретение извне"). Это же понятие использовал в своих трудах Р.Барт, а еще ранее - Г.Тард. Русское слово добыть (до-быть) означает до-стать, то есть доложить, дополнить, доставить. Также как за-быть, из-быть - оставить позади, поместить вовне. Развивая эту мысль, отметим, что слово за-бавить означало исстари "заставить забыть", "забыться". Для этого придумывались "забавы", "байки". Именно это сейчас изобретают в немыслимых количествах печатные и электронные СМИ. Их задача - не открыть новые миры, а помочь забыться в существующем мире и бытии. М.Бахтин писал, что жить из себя не значит жить для себя. Это значит быть из себя ответственно участным, утверждать свое нудительное действительное не-алиби в бытии. Латинское pro-ducere, откуда образовалось produire, production, русское продукт, имеет ту же внутреннюю форму, что и русское добыть.

 

Разумеется, мы не хотим абсолютизиовать коммуникацию как культуру лишь в том понимании, что первая является второй лишь при наличии поиска и разработки глубоких смыслов и вечных истин. В коммуникации, как в любом художественном тексте, есть высокие жанры и низкие жанры. Ю.Лотман в работе "Внутри мыслящих миров" дает их классификацию, объединив по принципу смежности: сакральные/профанические, официально-государственные/индивидуально-бытовые, научные, т.е. тяготеющие к выражению на метаязыках/художественные (тяготеющие к выражению на языках искусств) и т.д.

Но в ценностной перспективе он выделяет ряды совершенно иного состава. "Каждая культура неизбежно включает дихотомию текстов высокой и низкой ценности. Крайним проявлением ее будет противопоставление того, что спасает, тому, что губит. (Ю.Лотман. Семиосфера. С-Пб, 2000, с. 219).

Во второй части данной работы Ю.Лотман пишет, что классические литературные тексты всегда сводили мир эксцессов и аномалий, который окружал человека, к норме и устройству. Фиксация однократных и случайных событий, преступлений и бедствий - всего того, что мыслилось как нарушение некоторого исконного порядка, всегда представляла историческое зерно сюжетного повествования. Не случайно элементарная основа художественно-повествовательных жанров называется "новелла", то есть "новость", и имеет анекдотическую основу. Поскольку микрокосм внутреннего мира человека и макрокосм окружающей его Вселенной отождествляются, любое повествование о внешних событиях может восприниматься как имеющее интимно-личное отношение к любому из аудитории.

Миф всегда говорит о конкретном человеке. "Новость", анекдот повествуют о другом.

Первое организует мир слушателя, читателя, зрителя, второе - добавляет интересные подробности к его знанию этого мира, вовлекает в него, проявляет его истинные смыслы.

Характерно, что уже в середине XIX века забавность, скандальность, анекдотизм стали в печатных изданиях главной новостью, оттеснив не без влияния западных образцов основную метакультурную, сакральную функцию коммуникации на задний план. Русский мыслитель А.С. Хомяков писал уже в то время: "Мы отложили работу о совершенствовании всего своего, ибо в нас внушали любовь и уважение только к чужому, и это стоит нам нравственного уничижения. Родной язык не уважен; древний наш прямодушный нрав часто заменяется ухищрением; крепость тела изнеживается; новость стала душой нашей; переимчивость овладела нами..." (Русская душа. Тысяча лет отечественного любомудрия", М., 1994, с. 101, курсив наш - В.Б.).

Завершая это краткое введение в систему основных категорий и понятий, а также некоторых путей методов и путей исследования массовой коммуникации, дадим ее основные, на наш взгляд, определения:

МК - это деятельность по добыванию, упорядочению, обработке и передаче информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: