Нормативный правовой документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Знание педагогом нормативных документов – залог его правовой грамотности, повышение профессиональной компетенции, позволяющее осуществлять воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством.
Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования включает в себя документы международного, федерального уровня, регионального уровня, а также уровня образовательной организации.
К основным нормативно-правовым документам в вопросах обеспечения охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в России относятся:
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована СССР в 1990 году. Конвенция является основным международным документом, который обязывает государства –участников обеспечивать защиту и заботу детей, включая охрану здоровья.
В Конвенции ООН о правах ребенка (статья 24) говорится:
1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.
2. Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:
|
а) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;
б) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;
в) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;
г) предоставление матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;
д) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, в также их доступа к образованию и их поддержке в использовании таких знаний;
е) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.
3. Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.
Ссылка: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) является основополагающим документом, определяющим политику государства в области образования.
|
Статья 41 Федерального закона посвящена охране здоровья обучающихся, которая включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Ссылка: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/48b9101fff215f3aeb122d86593a129a34d96d3c/
|
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (см. п. 1.6 ФГОС ДО). Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами (см. п. 2.6 ФГОС ДО).
Ссылка: https://nouellada.mskobr.ru/files/fgos_do.pdf