КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ
Упражнение на развитие способности к переключению внимания
а) Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребёнок сбивается, повторите задание снова.
б) В следующий раз можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.
в) Потом можно объединить первое и второе задания, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встаёт при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка.
Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми.
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок,содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.
В первом задании ребёнка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия (подберите картинки).
Картинку можно увеличить
Во втором задании ребёнку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствия (подберите картинки).
|
В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.
По всем трём заданиям оценивается результативность - число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных.
Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости
Предлагается детям, умеющим читать.
Напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Ребёнок просматривает внимательно каждую строчку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова (трёх-, четырёх-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.
Показатель успешности - число найденных правильных слов и скорость выполнения задания.
Для дальнейшей тренировки внимания приготовьте самостоятельно аналогичный стимульный материал.
Упражнение на развитие устойчивости внимания
Для развития устойчивости внимания дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву (например, "а").
Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.
Если вы делали всё правильно, то должны быть улучшения результатов - ознакомьте ребёнка с ними, порадуйтесь вместе с ним.
Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву "а", а букву "б" подчеркни". Или так: "Зачеркни букву "а", если перед ней стоит буква "н", и подчеркни букву "а", если перед ней стоит буква "л" ".
Фиксируйте время и ошибки.
Производите эти развивающие упражнения в соревновательной форме.