Наблюдаем за метрической, интонационной и фонетической стороной стихотворения




Стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан»

Осваиваем содержание стихотворения

Поэт обращается (к кому?).............................. привлекая внимание к картине, изображающей (что?)...................... Фонтан — это архитектурное сооружение, устроенное таким образом, что......................

С фонтаном Тютчев сравнивает........................., говоря..................................................................

Закон, по которому..........................................., поэт называет.......................................................

Человеческая мысль, по Тютчеву,......................, но в то же время она.............................................

Пафос стихотворения можно назвать (драматическим, трагическим, романтическим, возвышенным — нужное подчеркните), так как...............................

 

Рассматриваем композицию стихотворения и рифму

В стихотворении … строфы, каждая из которых состоит из … стихов. В первой изображён фонтан, во второй —......................

Такую композицию можно назвать “зеркальной”, потому что..........................................................

Важную композиционную роль в стихотворении играет рифма, потому что она (парная, перекрёстная, кольцевая — нужное подчеркните), благодаря чему возникает эффект..................................................

Внутри каждой строфы ощущается линия “подъёма” и “нисхождения”. В первой строфе на границе … и … стихов, во второй — … и …

Изучаем образный, лексико-грамматический строй поэтической речи

Рисуя фонтан, поэт стремится к наибольшей выразительности картины, для чего использует различные изобразительно-выразительные средства, например (приведите названия тропов)................................

Многоцветность радужного блеска воды изображается при помощи..................................................

Чтобы усилить впечатление от картины, автор прибегает к повторению..............................................

Употребление подряд трёх глаголов (......................) придаёт описанию (динамичность, статичность — нужное подчеркните).

В первых четырёх стихах глаголы...................... вида употреблены в форме...................................... времени. В последующих четырёх это глаголы (деепричастия)........................... вида, употреблённые в.................... времени. (Этим подчёркивается, что действия повторяются, длятся во времени, закончены — нужное подчеркните.)

Важные по смыслу слова...................... вынесены в конец строфы. Они отличаются особой выразительностью, так как их стилистическая окраска..............

Во второй строфе стихотворения, где Тютчев уподобляет...................... фонтану, особой выразительностью обладают эпитеты...................... Это дополнительно усилено тем, что они рифмуются.

Метафора “длань незримо-роковая” (может, не может — нужное подчеркните) быть истолкована буквально, так как......................

Последнее слово в стихотворении...................... Оно уже звучало в сопровождении эпитета...................... Теперь оно звучит по-другому, потому что......................

 

Рассматриваем поэтический синтаксис

Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой (тип)...................... предложение с главным, состоящим из одного слова — “смотри”, которое содержит обращение и призыв. Повтор союза “как” привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы “клубится”, “пламенеет”, “дробится”, что помогает сделать картину зримой. Важную стилистическую роль играет инверсия (примеры), подчёркивающая значимость слов, положение которых в предложении необычно. Вторая строфа начинается с риторического (вопроса, обращения, восклицания — нужное подчеркните), роль которого — усилить......................

Анафора (цитата) выполняет ту же роль. Далее следует риторический (вопрос, восклицание — подчеркнуть) (цитата), содержащий повтор......................

Антитеза...................................... завершает поэтическую мысль.

 

Наблюдаем за метрической, интонационной и фонетической стороной стихотворения

Стихотворный метр, которым пользуется Тютчев, — это........стопный......................

Однако стихов, в которых ритмический рисунок полностью соответствует контрольному ряду, всего …. Они расположены симметрично в центре каждой из строф. Почти во всех стихах встречаются двусложные стопы без ударения (название). Они возникают на месте слов, состоящих более чем из двух слогов, или на стыке слов. Слоги без ударения произносятся (быстрее, медленнее ударных — нужное подчеркните). Это разнообразит звучание, выделяет особо значимые слова, придаёт интонации взволнованность, эмоциональность.

В последних двух стихах ритмический рисунок (одинаковый, разный — нужное подчеркните). Это придаёт стихотворению стройность, завершённость,изящество.

Эффект ярких красок в картине, изображающей фонтан, подкрепляется соответствующей звуковой инструментовкой стихотворения. Сочетания глухих, сонорных и звонких согласных звучат разнообразно и ярко: см-тр-бл-кл-пл-др-вл (в словах:................).

В начале второй строфы явственно обозначается аллитерация на “м” (в словах:......................).

Она как бы возвращает нас к звуковому ряду первого стиха, где наблюдалось такое же звуковое явление в словах......................

Звуковая перекличка усиливает важную смысловую связь между словами......................

Особенно выразительна аллитерация в последних четырёх стихах. Звук “р”, грозный, раскатистый, слышится здесь с сочетании с согласными...................... в словах:......................

Это делает финал (мощным, спокойным, трагическим, бодрым, эмоциональным, энергичным — нужное подчеркните). Мы начинаем чувствовать (понимать), что (напишите о своём впечатлении)......................

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: