Подготовка текста к устному выступлению




Приемы, помогающие добиться диалогового режима

Популяризация

 

Объяснение сложных слов и понятий через простые называется приемом популяризации. Владение данным приемом является важнейшим условием подготовки эффективного устного текста.

 

Например:

«Последнее время мы часто слышим слово «инвестиции». А что же это слово означает? Это слово немецкое, означает «вложение денег в какое-либо дело, предприятие». Инвестиция – это не просто предоставление денег на что-либо, это вложение денег на длительный срок, долгосрочное вложение капитала. А «инвестор» - это человек, который вкладывает деньги. Инвестор, вкладывая деньги, рассчитывает, конечно же, на развитие того предприятия, в которое он вкладывает свои средства, и надеется впоследствии получить от этого предприятия прибыль. Ясно, что инвестиция для любого инвестора – это риск. Понятно также, что нашей экономике сейчас очень нужны инвестиции, и государство старается привлечь в нашу экономику солидных инвесторов. Поэтому слово «инвестиции» так часто употребляется сейчас в нашей прессе. Таким образом, инвестиция – это долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь дело. Сегодня мы поговорим с вами о проблемах инвестиций в российскую экономику».

 

1.Дайте простое, популярное определение следующим словам и составить с ними предложение (выберите 1-2 слова)

 

Альтернатива, альянс, анахронизм, апелляция, априори, аутсайдер, баллотироваться, бестселлер, биржа, брифинг, вандализм, визажист, дайджест, джихад (иначе: «газават»), диаспора, ди-джей, диск-жокей, дилер, дистрибьютор, имидж, инаугурация, индексация, интернет, камуфляж, коммюнике, коррупция, ксенофобия, лоббировать, маргинал, маркетинг, менеджер, менеджмент, мониторинг, олигарх, ортодокс, паблик рилейшнз (или пиар), плюрализм, презентация, продюсер,, саммит, супермаркет, толерантность, фискальный, хит, холокост, хоспис, шовинизм, экстремальный, эксцесс, эпатаж, шоу, элита. Конкретизируйте понятие:

 

2. Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие образы:

 

Образец: «Надо меньше есть жирную пищу» - «Надо меньше есть сало, масло, свинину» и т.д.

Материал для выполнения задания:

здесь можно купить головные уборы, улицы заполонил транспорт, здесь можно купить спиртные напитки, на даче негде купить самые необходимые продукты питания, летом надо больше есть растительной пищи, люди стали намного больше платить за коммунальные услуги, здесь можно найти себе недорогую обувь.

 

3. Конкретизируйте выражение мысли:

 

Например:


«Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы» - «Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров».

«В этом году заметно возросло поголовье птицы» - «В этом году заметно больше стали выращивать кур, уток, гусей, индюшек»

Д. Карнеги учил своих слушателей:

не собака, а пятнистый бульдог;

не Филадельфия - крупный научный и медицинский центр, а Здесь 150 больниц и 4 института;

не Лютер был упрям, а его пороли розгами по 15 раз в день.

 

Конкретизируйте (расширьте) фразу:

По улице бежал человек

На столе стояла ваза с цветами

На ступеньке террасы сидела лягушка

По небу летел воздушный шар

Ребенок полез на дерево

Центральный нападающий забил гол

Мы увидели внизу долину

На улице вырыли канаву

 

4. Замените трудное слово синонимом:

 

аббревиатура, афера, вето, интеграция, контракт, конкурент, конфиденциальный, легитимность, лимитировать, суицид, субмарина, тинэйджер, электорат.

 

5. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже идей:

 

Образец: Нам нужна демократия.

Варианты:

Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии. Демократия - это то, в чем нуждается наше общество.

Необходимо защищать природу.

Нам необходимо провести выборы.

Давайте проведем субботник.

С курением надо бороться.

Государство должно заботиться о неимущих.

Человек в жизни должен занимать активную позицию.

Обществу необходима доброта.

 

6. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже книжные слова и выражения.

 

Образец: здесь целесообразно пояснить - здесь важно, нужно, необходимо пояснить

вследствие этого

позвольте мне выразить мнение

по заключению экспертов

в этом проекте задействованы

необходимо сделать акцент на

приобретем возможность

продемонстрировал свою эффективность

мы считаем целесообразным

здесь вы сможете приобрести

это поможет радикально снизить стоимость товара

мы приняли решение

он в данном случае оказался выше в интеллектуальном отношении

мы внесли предложение

нужно интенсифицировать работу в этом направлении

 

Преобразуйте книжные выражения в разговорные; где можно, замените существительные на глаголы.

 

1. сказанное свидетельствует о…

2. согласно заключению специалистов…

3. считается целесообразным… …

4. вследствие этого…

5. подумать об обеспечении …

6. наступило время преподнесения сувениров …

7. распознавание предметов …

8. преподнесение нового материала …

9. развивать стремление к…

 

7. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив ее таким образом к восприятию на слух:

 

1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной.

2. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.

 

Подготовка текста к устному выступлению

 

Прочитайте текст и упростите его, подготовив для устного выступления. Измените его в соответствии с требованиями к устному выступлению – сделайте фразы более простыми, более разговорными, замените сложные и книжные слова на разговорные, сделайте предложения более короткими, опустите ненужные детали и подробности, добавьте свои комментарии, разъяснения и оценки.

 

В Воронеже, в центре творчества детей и юношества «Радуга" прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей двенадцати сельских и городских районов. Было представлено около 150 экспонатов. Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается в Аннинской станции юных техников, он сконструировал маленькую стиральную машину. Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки – сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) – прибор для восстановления кинескопов.

 

Исходный текст Текст для устного выступления
В Воронеже, в центре творчества детей и юношества "Радуга" прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей двенадцати сельских и городских районов. Я хочу рассказать об интересном событии, которое недавно произошло в наше городе. В Воронеже есть центр творчества детей и юношества. Называется он “Радуга”. Недавно там прошла очень интересная выставка. В ней приняли участие ребята из двенадцати районов области. Были участники и из города, и из села.
Было представлено около 150 экспонатов.   На выставке можно было увидеть около 150 экспонатов, сделанных ребятами.
Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается в Аннинской станции юных техников, он сконструировал маленькую стиральную машину. Все экспонаты выставки были очень интересными. Например, Михаил Калгин из Анны сконструировал маленькую стиральную машину.
Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки – сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) – прибор для восстановления кинескопов.   Ребята из Острогожска привезли на выставку сделанные ими сложные электрические устройства - зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Саша Бугаев из Бутурлиновки показал на выставке сконструированную им сеялку, а Саша Мазуренко из Воронежа - прибор для восстановления кинескопов. Это была очень интересная выставка. Она показала, как у нас много талантливых ребят, которые могут принести большую пользу нашей стране своими изобретениями.

 

По приведенному образцу подготовьте для устного выступления следующие тексты (используйте общие требования к подготовке публичного выступления и правила работы над речевой формой выступления):

 

а/ Наши хирурги смогут резать без крови. На Пермском заводе имени Дзержинского начинается серийный выпуск уникального электроскальпеля. По свидетельству специалистов, этот своеобразный инструмент не имеет аналогов в России. Особенность электроскальпеля в том, что он позволяет проводить бескровные операции. Система “заваривания” сосудов токами высокой частоты работает в автоматическом режиме с учетом плотности тканей внутренних органов. Клинические испытания электронного помощника показали его полную надежность при проведении самых сложных операций. (Известия, 30.9.98).

б) Изучение физических процессов, позволяющих некоторым людям «видеть» окружающий мир с плотно завязанными глазами, началось более ста лет назад. Известные физики Дж.Дж.Томсон, О.Лодж и В. Крукс сделали смелое для своего времени предположение, что редкие маги в ярмарочных балаганах, что удивляют веселящийся народ, не подсматривают сквозь хитро устроенную повязку на глаза, а действительно различают окружающие предметы без помощи глаз. На вопрос, как они это делают, маститые ученые так и не нашли ответа. Не сумели пока на него ответить и современные исследователи в крупных университетах, научно-исследовательских и технологических институтах многих стран. Пока что наиболее ощутимым результатом этих работ стало обозначение загадочного феномена научным термином – экстрасенсорное восприятие. Иначе говоря, распознавание окружающего мира не с помощью пяти известных органов чувств, а посредством неких полей, окружающих человека и составляющих его информационно-энергетическую ауру.

 

в) В конце 20-х – начале 30-х годов заметно активизируется культурная жизнь Воронежа. Возникают медицинский и педагогический институты, развивается живопись и театр, не отстает от них и литературная жизнь города. Воронеж посещают В.Маяковский, А.Серафимович, А.Караваева. Все это одушевляет местных литераторов, которые смело берутся за разработку темы социалистической действительности, создают произведения о жизни рабочего класса, о колхозном строительстве на селе. Большую помощь местным писателям в развитии их творчества оказала тогда областная газета «Коммуна», организовавшая выпуск литературного приложения «Неделя». Первый номер еженедельника с подзаголовком «Литература, искусство, кино, театр, наука, техника» вышел 17 сентября 1928 года. Шестнадцать полос газеты включали информацию о культурной жизни области, рассказы, очерки, репортажи и стихи местных писателей и поэтов.

Правила пользования цифрами

 

В каком случае соблюдено правило использования цифр в публичном выступлении, в каком - нет? Исправьте случаи ошибочного использования цифрового материала.

 

В прошлом году производство сахара в нашей области сократилось на 49, 32%.

Население Воронежской области почти в четыре раза меньше населения Москвы и примерно равно населению города Санкт-Петербург.

Средняя зарплата в стране, по статистическим данным, в прошлом году составила более 21400 рублей на человека.

Такая дороговизна! Банка растворимого кофе стоит 305 рублей 30 копеек!

Ученые подсчитали, что человеку умственного труда надо спать в сутки 8 часов 49 минут.

Вы знаете, мы платим за квартиру 4850 р. в месяц! А раньше платили 2045р....

Нам обещают, что минимальная зарплата повысится почти вдвое.

Успеваемость в нашей школе повысилась. Количество тех, кто учится на отлично, увеличилось на 4,5 %, количество хорошистов и отличников возросло на 12,4%, количество тех, кто имеет тройки и четверки, увеличилось по сравнению с прошлым годом на 6,7%, а количество чистых троечников уменьшилось на 8,5%.

 

 

Выразительность речи

 

1. Произнесите фразу «Это стоит пять рублей» с интонацией, показывающей, что это огромные деньги, а затем «Это стоит 1000 долларов» с интонацией, как будто это стоит три рубля.

 

2. Громко считайте до 30, обращаясь к группе, и используйте при этом разнообразные риторические жесты, как бы пытаясь убедить своих сокурсников в чем-то.

 

3. Посчитайте до 30 монотонно, а затем выразительно, сопровождая счет риторическими усилительными жестами. Объясните, почему оратор должен изо всех сил избегать монотонной речи.

 

4. Сосчитайте до 30 сначала своим обычным голосом, а затем - напрягая голос, как это принято при публичном выступлении. Удерживайте громкость голоса на требуемом уровне до конце счета.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: