Выразительные языковые средства




 

1. Анафора – довольно сильный риторический прием, который эффективен в публицистической, митинговой речи, в рекламных текстах, в эмоциональных выступлениях всех типов. Это «единоначатие».

 

Преобразуйте высказывание в анафору, добавьте к каждому анафорическому высказыванию дополнительный аргумент или конкретизируйте его, чтобы получился законченный текст-аргументация.

 

Образец

Мы все любим смотреть кино, ходить в театр, слушать музыку.

 

Мы все любим смотреть хорошее кино, настоящие художественные фильмы, трогающие душу человека;

Мы все любим ходить в театр, где можно отдохнуть душой и провести вечер с друзьями в общении с искусством;

Мы все любим слушать музыку, которая нам нравится, и хотим иметь возможность это делать тогда, когда нам захочется.

Но как мы можем в наших условиях это все сделать, когда в кино идут одни американские боевики, театры на гране закрытия, цены в кино и театр сплошь и рядом превышают возможности человека со средней зарплатой, а музыка, которая звучит по всем каналам, отвечает только самым невзыскательным вкусам.

Нам необходим телевизионный и радиоканал «Культура», который дал бы нам возможность приобщиться к лучшим образцам кино, театра и музыки.

 

Постройте свое выступление на анафоре:

1.

Вредит нам наша…

Вредит нам…

Вредит нам ….

Однако нам поможет наша …..

Нам поможет наша….

Нам поможет наша…

Мы сделаем Россию великой страной!

 

2.

Мы верим в…. нашей страны…

Мы верим в способность нашего народа….

Мы верим в возможность….

Мы верим в то, что наша страна…

Мы верим в то, что в нашей стране…

Россия будет великой страной!

 

3.

Мы верим в нашу молодежь, потому что …

Мы верим в нашу молодежь, потому что …

Мы верим в нашу молодежь, потому что …

Мы верим, что именно молодежь сделает нашу Россию великой страной!

 

4.

Нам надо опираться на…

Нам надо опираться на…

Нам надо опираться на…

Нам надо опираться на…

И тогда все у нас получится!

 

Произнесите панегирик (хвалебную речь) России, построив свое выступление на анафоре. Воспользуйтесь образцом, расширьте его.

 

Нам давно пора избавиться от комплекса национальной неполноценности.

У нас прекрасные ученые, которые …….

У нас замечательные….

У нас прекрасные…

У нас великолепные…

Наши … лучше американских.

Наши….

Наши….

Мы великолепно умеем собираться в решительный момент,

Мы прекрасно умеем…

Мы прекрасно можем…

Мы умеем отлично…

Мы умеем прекрасно…

…….

Да здравствует Россия!

 

2. Эпифора, как и анафора – сильный риторический прием, который эффективен в эмоциональной публицистической речи. Это единообразное завершение фраз. Мысль, выраженная с помощью приема эпифоры, обычно воспринимается эмоционально и хорошо запоминается слушателями.

 

Постройте свое выступление на эпифоре.

1.

Почему у нас за все надо платить?

… - плати,

….- плати,

….- плати,

…. - плати.

Почему за все это мы должны платить? Ведь мы все платим налоги и уже за все это заплатили государству. Почему мы должны платить за это второй раз?

Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых своим гражданам, а расширять ее.

 

2.

Сколько еще времени мы будем у нас в стране слышать окрики чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?»

Что это за система, что мы должны на все спрашивать разрешения у чиновника?

Надо тебе …. спроси разрешения у чиновника,

Хочешь … - спроси разрешения у чиновника,

Решил - спроси разрешения у чиновника,

Захотел - спроси разрешения у чиновника.

Ведь на все это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать все, что разрешено этими законами автоматически? Почему у нас фактически не действует принцип, провозглашенный еще М.С.Горбачевым: «Разрешено все, что не запрещено?»

 

3. Градация - признак публицистической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно настроенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудитории. Это последовательное усиление выражаемой мысли.

 

Используйте градацию:

 

Образец: Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее преступление.

 

 

Вы завершаете свое публицистическое выступление. Постройте заключительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените конструкцию фразы.

 

· Это не просто….. это…., это…… это, наконец, просто - …!

(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, непредусмотрительность, невнимательность к выполнению своих должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность)

Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!

·.Такое поведение депутата Думы не просто…, оно…., оно……, оно……., оно….!

(неприлично, безобразно, нечестно, возмутительно, недопустимо в его положении, преступно)

Мы должны принять немедленные меры, чтобы отозвать этого депутата из состава Думы!

· Они говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему не просто надо принять меры, его нужно….., его надо …..

· Начальство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма не просто значительна, она …, она … для нашего бюджета.

 

 

Начало выступления

 

 

Используйте приемы, позволяющие привлечь внимание в начале выступления

 

Образец выполнения задания:

 

Тема “ За что я люблю свой город”

 

Обращение к событию, времени, месту - “ Каждый из нас живет в своей квартире, на своей улице, в своем районе. Но мы все с вами живем в одном городе - Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Почему? Что в нем такого особенного? ”

Возбуждение любопытства - “ Я был в двух десятках городов - и больших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно я наконец понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?”

Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям - “ Москвичи убеждены, что лучший город страны -это Москва, петербуржцы - что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород, который стал претендовать на звание “третьей столицы”. Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев”.

Демонстрация какого-либо предмета - “ Вот у меня в руках старый значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись - “Воронеж”. Это один из первых значков нашего города - сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно не так.”

Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами - “ У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой. Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень наш Воронеж. Его действительно есть за что любить”.

Цитирование знаменитости, исторический эпизод - “ Великий русский царь, великий реформатор России Петр 1 не случайно выбрал Воронеж для строительства флота - ему понравилось место, где расположен город, он поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И он не ошибся - корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом”

Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации - “Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это не случайно - Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом”.

Риторический вопрос - “ Кто из нас не любит свой город? Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит Воронеж за что-то свое, особенное, важное для него”.

 

Демонстрация

 

Используйте прием демонстрации предмета. Что и когда можно показать, выступая на следующие темы:

 

ГУЛАГ –это наше позорное прошлое.

Наша промышленность на подъеме.

Импортные товары пока лучше отечественных по качеству.

Обучение должно быть платным.

Мы стали жить лучше.

Нужно следить за своим весом.

 

Завершение выступления

 

Закончите свое выступление обращением к слушателям. Что можно им пожелать? посоветовать?

 

Факты, которые можно использовать:

то, что сегодня обсуждалось, пригодится слушателям в работе;

сведения из сегодняшнего выступления помогут слушателям улучшить отношения с друзьями, начальством, в семье;

скоро наступают праздничные дни;

приближается профессиональный праздник слушателей;

состоявшееся выступление может поднять настроение в сегодняшнее трудное время;

рекомендации, содержащиеся в выступлении, можно использовать в повседневной жизни;

приближаются каникулы;

приближается лето;

завершается учебный год;

приближаются экзамены

приближаются выборы

 

Закончите свое выступление благодарностью за внимание. Обязательно словесно расширьте выражение благодарности за внимание.

 

Факты, которые можно использовать для расширения концовки:

аудитория внимательно слушала;

аудитория вас доброжелательно приняла;

аудитория задавала интересные вопросы;

аудитория охотно участвовала в дискуссии;

аудитория продемонстрировала чувство юмора;

слушателей пришло мало, но все были очень заинтересованные;

аудитория не всегда соглашалась с вами, но всегда аргументировано возражала;

с аудиторией было приятно дискутировать;

аудитория очень хорошо подготовлена в данной области.

 

 

Содержание выступления

 

1. Разделите объем понятия (по каждому понятию выделите не менее 6-7 составляющих, то есть проблем):

 

Рыночная экономика в России

Студенческая семья

Рост разводов в современном обществе

Старение молодоженов в современном обществе

Положение пенсионеров в стране

Развитие жилищно-коммунальной сферы

Проблема платности здравоохранения

Проблема платности образования

Алкоголь в России

Современная реклама

Компьютер в нашей жизни

 

2.Сформулируйте тезис для выступления на тему:

 

что дает человеку образование?

должна ли оплачиваться помощь детей родителям по дому?

можно ли победить коррупцию?

кто больше успевает -тот, кто только учится или тот, кто еще и подрабатывает?

какие жертвы могут принять дети от родителей?

исправляет ли его тюрьма?

надо ли бороться с курением?

как победить пьянство?

нужна ли нам цензура?

должны ли родители помогать детям выполнять домашние задания?

могут ли все жить богато?

можно ли искоренить преступность?

надо ли запрещать гомосексуализм?

как решить проблему сирот в России?

 

3. Подберите 3-4 аргумента к тезисам:

 

Алкоголь сокращает жизнь

Школьная форма нужна

Каждый должен уметь водить машину или мотоцикл

Все должны заниматься спортом

Родители должны учитывать мнение детей при совершении больших покупок

Дети должны использовать опыт и знания родителей

Хорошо учиться необходимо для будущего

Если к человеку хорошо относиться, он будет хорошо относиться и к вам

Отдыхать надо в России

Компьютер нужен каждому

Надо иметь дома собственную библиотеку

Каждому необходима дача

Надо развивать общественный транспорт

Необходимо развивать мелкое предпринимательство

 

 

5. Свяжите тему вашего выступления с базовыми ценностями:

 

· материальное благосостояние

· воспитание детей

· социальная справедливость в обществе

 

6. Персонифицируйте следующие идеи.

 

Образец:

Взрослые лучше разбираются во всем / Взрослые часто не понимают детей (взрослые, дети)

 

Вопрос о том, как люди понимают друг друга - вопрос старый и, может быть, даже вечный. Его обсуждают с незапамятных времен. В этом вопросе особенно часто сталкиваются точки зрения взрослых и детей. Взрослые обычно считают, что они лучше разбираются во всех вещах, чем дети, потому что они взрослые - они имеют образование, знания, много повидали в жизни. Дети же часто считают, что взрослые неспособны понять детей, потому что увлечены своими проблемами, слишком много требуют от детей, не дают детям свободы, сами уже забыли, что тоже были детьми. Так кто же прав - взрослые или дети?

 

Школьник должен ложиться спать рано / Школьник может ложиться спать, как взрослые /родители, дети/

Детям не нужно давать много денег / Детям нужно давать больше денег (взрослые, дети)

Дети мало уделяют внимания учебе / Учителя слишком много требуют от детей (учителя, школьники)

Нам нужна рыночная экономика / Нам нужна плановая экономика. /либьералы. коммуничты/

Занятие предпринимательством помогает выжить тем, кто не имеет работы / Занятие предпринимательством - это спекуляция и нажива / мелкие предприниматели, малообеспеченные люди/

 

7. Постройте выступление, основываясь на данных соцопросов.

 

· Что такое патриотизм?

 

героические действия, готовность к самопожертвованию - 29%

любовь к Родине -32%

гордость за свою страну -=4%

девальвированное понятие -6%

затрудняюсь ответить -29%

 

По данным опроса, проведенного Фондом “Общественное мнение”.

“Известия”, 4 декабря 2001 г.

 

· Наиболее важные для россиян приоритеты (располагаются по убыванию).

 

достаток

безопасность

закон

семья

мир

справедливость

стабильность

труд

достоинство

духовность

свобода

успех

религия

воля

терпимость

сила

 

По данным опроса, проведенного Фондом “Общественное мнение”.

“Известия”,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: