МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах.
Контрольная работа Раздел 3 Дошкольная дидактика (теория обучения и образования)
Задание. Сравнительная характеристика методов обучения детей и методических приемов их реализации
1. Дайте определение понятия метод и прием обучения.
Метод обучения – это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.
Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода.
2. Подберите к каждой группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей приемы их реализации.
Заполните таблицу
Группа методов | Методы | Методические приемы |
Словесные | Беседа | - Разговор - Обмен мнениями - Собеседования - Диалог - Объяснение - Рассказ - Дискуссия - Работа с книгой - Позы пантомимики - Речевые реплики - Вопросы - Краткое изложение - Цитирование - Загадывание и отгадывание загадок |
Рассказ взрослого | - Интонация - Объяснение - Жесты - Мимика - Убеждение - Размышления | |
Рассказ ребенка | - Пересказ сказок - Рассказы по картинкам - Творческие рассказы - Рассказы из детского опыта - Рассказы по картинкам | |
Чтение художественной литературы | -Вопросы -Словесное творчество -Рисование по содержанию произведения. -Анализ иллюстраций художников - Изобразительная деятельность по содержанию литературных произведений -Представление себя на месте персонажа -Выделение опорных слов в произведении -Анализ заглавия произведения -Выявление особенностей произведений разных жанров. -Нахождение выразительных средств в тексте - Пересказ литературных произведений - Театрализованные игры - Литературные игры | |
Наглядные | Наблюдение | - Явления - Экскурсия - Показ наглядных пособий - Показ наглядных предметов - Сравнивание предметов - Просмотр диафильмов - Замечать изменения - Овладение деятельностью наблюдения - Умение отбирать существенные признаки - Следование предполагаемому плану - задачи - Обучение различным способам обследования объектов |
Рассматривание картин, иллюстраций | - Описание картин - Обсуждение - Изучение различных объектов познания - Ознакомление с окружающим - Размышление - Направление внимания детей на различные стороны и свойства предметов - Развитие речи - | |
Демонстрация мультфильмов, видеофильмов, слайдов, спектаклей | Отображает объект или ситуацию во всех деталях - Сюжет - Рассказ о фильме - Обсуждение - Изучение различных объектов познания, их внутренних свойств -Процесс познания – явления - Ознакомление с окружающим - Беседа с целью выявления знаний детей - Задание или короткое сообщение - Обмен впечатлениями - Рассказ о понравившемся | |
Показ образца, показ способа действия | - Рассматривание - Анализирование Показ способа действия используется на занятиях по развитию движений. | |
Практические | Упражнение | Многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания - Творческие упражнения - элементарный опыт - экспериментирование. |
Игровой метод | Игровая деятельность на материале литературных произведений - Введение элементов соревнования - Создание игровой ситуации - Выполнение игровых действий - Загадывание и отгадывание загадок | |
Элементарные опыты | Преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения. | |
Моделирование | Процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. |
3. Приведите примеры, когда методы обучения и методические приемы заменяют друг друга в конкретных педагогических ситуациях (метод становится приемом, и наоборот, прием может стать методом)
|
|
4. Дайте сравнительную характеристику репродуктивных и продуктивных методов обучения. Для выполнения задания воспользуйтесь классификациями методов обучения разных авторов.
Репродуктивный метод обучения – это многократное воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата. Преподаватель дает конкретное задание, а учащийся по определенному образцу выполняет его. Такой метод весьма эффективен в следующих дисциплинах: математика, химия, физика, информатика и т. п. То есть осуществляется программированное обучение. Каждая задача и операция имеют определенный алгоритм действий.
А продуктивный метод концентрируется на конкретной проблеме. Он предлагает учащимся самостоятельный (произвольный) поиск ответов на вопросы. В отличие от репродуктивного, он не имеет четких алгоритмов, формул. А задачей педагога является создать серьезную мотивацию для приобретения новых знаний учащимися.