Дистанционное проведение занятий
Проведение занятий по почвоведению в дистанционном режиме включает несколько этапов, отвечающих поставленным целям и задачам:
1) освоение методов полевого исследования почв,
2) получение навыков полевой диагностики почв,
3) выявление взаимосвязей между почвами и компонентами природной среды,
4) освоение методов почвенного профилирования местности.
В рамках первого этапа студенты знакомятся с методами полевых почвенных исследований. Этап включает подготовку и последующее обсуждение докладов (видеоконференция в ZOOM) по темам: виды и назначение почвенных карт; подготовка к полевым выездам; выбор полевого маршрута для характеристики почвенного покрова местности; способы закладки почвенных разрезов; описание почвенных разрезов; ведение полевого дневника; отбор, хранение и транспортировка почвенных образцов.
На втором этапе каждому студенту выдается задание охарактеризовать почвенный покров одного из административных районов Пермского края. Характеристика включает в себя: географическое положение, степень сельскохозяйственного освоения и виды хозяйственной деятельности (социально-экономическая характеристика), факторы почвообразования, картографические материалы, в т.ч. карта почвенного покрова, данные ботанического и почвенного районирования.
Третий этап включает поиск и анализ информации по основным типам почв заданного района, включающей строение профиля, описание морфологических свойств горизонтов, фото профиля, описание свойств почвы. На карте района выбирается ключевой участок в пределах основных элементов рельефа. Для ключевого участка составляется картосхема полевого маршрута с обязательным обоснованием выбора места закладки почвенных разрезов. Обязательно включение не только природных типов, но и антропогенно трансформированных почв (для основных видов хозяйственной деятельности).
На четвертом этапе даётся описание почвенного покрова административного района, интерпретируются свойства, плодородие и возможное сельскохозяйственное использование почв, оформляется картосхема почвенного покрова, подготавливается схематический почвенный профиль ключевого участка.
Итоговым этапом является защита отчёта, во время которого дифференцированно оцениваются следующие виды работ:
– теоретические знания;
– полнота и правильность ведения записей и зарисовок;
– отчет по изучению почвенного покрова одного из административных районов Пермского края, выполненного самостоятельно;
Отчет должен содержать введение, четыре главы и заключение. Во введении указывается географическое положение района практики, цели, задачи и виды проведенных работ.
В первой главе характеризуются природные условия территории, описываются основные почвообразовательные процессы, определяющие структуру почвенного покрова.
Вторая глава отчета включает картографические материалы, характеристику предлагаемого маршрута изучения ключевого участка, перечень основных типов почв с приложением бланков описаний морфологических признаков этих почв.
В третью главу входят схематический почвенный профиль, журнал с описанием почв и схематическая почвенная карта ключевого участка.
Четвертая глава отчета включает данные по основным свойствам почв и их интерпретацию в связи с особенностями почвообразовательных процессов. В нем также охарактеризуется уровень природного плодородия почв и возможного сельскохозяйственного использования.
В заключении содержатся выводы по выполнению поставленных перед практикой задач и возможные предложения по улучшению ее организации.
Отчет должен иметь стандартный титульный лист. При устном опросе студентов проверяются навыки по диагностике генетических горизонтов и почв, степень усвоения связей между почвами и факторами почвообразования.
Для проведения занятий всем участникaм учебного процесса необходимы устройства, позволяющие вести видео и аудио трансляцию (ноутбук или ПК, доступ в интернет, веб-камера, микрофон, колонки или наушники), программное обеспечение позволяющее работать с литературными источниками (веб-браузер, средство просмотра PDF, DjVu и др. файлов, WORD и PowerPoint (или аналоги)) а также средства работы с картами и космоснимками (Google Earth, SAS planet, ArcMap и др.), графические редакторы (Paint, Photoshop и др.).
Для поиска информации студенты используют интернет источники: Google SCOLAR, E-library, CyberLeninka и др.