Теория инстинктов социального поведения




Третьей теоретической предпосылкой современной науки о человеческом общении можно считать теорию инстинктов социального поведения, которая возникла из идеи эволюционизма Ч. Дарвина (1809–1882) и Г. Спенсера (1820–1903).

В центре этого направления теория У. Мак-Даугалла (1871–1938), английского психолога, с 1920 г. работавшего в США. Основные тезисы его теории таковы.

1. Психология личности играет решающую роль в формировании общественной психологии.

2. Главной причиной социального поведения индивидов являются врожденные инстинкты. Под инстинктами понимается врожденная психофизиологическая предрасположенность к восприятию внешних объектов определенного класса, вызывающая эмоции и готовность реагировать тем или иным образом. Другими словами, действие инстинкта предполагает возникновение эмоциональной реакции, мотива либо поступка. При этом каждому инстинкту соответствует вполне конкретная эмоция. Особое внимание исследователь уделял стадному инстинкту, порождающему чувство принадлежности и тем самым лежащему в основе многих социальных инстинктов.

Эта концепция претерпела некоторую эволюцию: к 1932 г. Мак-Даугалл отказался от термина “инстинкт”, заменив его понятием “предрасположенность”. Было увеличено количество последних с 11 до 18, но суть доктрины не изменилась. Бессознательные потребности в пище, сне, сексе, родительской заботе, самоутверждении, комфорте и т. д. по-прежнему считались основной движущей силой человеческого поведения, фундаментом общественной жизни. Однако постепенно американский интеллектуальный климат менялся: ученые разочаровывались в довольно примитивной идее неизменности человеческой природы, и чаша весов склонялась в пользу иной крайности – ведущей роли окружающей среды.

Бихевиоризм

Новое учение, получившее названиебихевиоризма, ведет начало с 1913 г. и имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Родоначальниками его считаются Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсон (1878–1958), сильное влияние на которых оказали труды известного русского физиолога И.П. Павлова.

Бихевиоризм– наука о поведении – предлагает отказ от непосредственного изучения сознания, а вместо этого – исследование человеческого поведения по схеме “стимул – реакция”, т. е. на первый план выдвигаются внешние факторы. Если их воздействие совпадает с врожденными рефлексами физиологического характера, вступает в силу “закон эффекта”: данная поведенческая реакция закрепляется. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения. При этом игнорируются не только врожденные задатки личности, но и неповторимый жизненный опыт, установки и убеждения. Иначе говоря, в центре внимания исследователей находится связь между стимулом и реакцией, но не их содержание. Однако бихевиоризм оказал существенное влияние на социологию, антропологию и, что особенно важно, на менеджмент [5].

В необихевиоризме (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Д. Хоманс и др.) традиционная схема “стимул – реакция” усложняется введением промежуточных переменных. С точки зрения проблемы делового общения наибольший интерес представляет теория социального обмена Д. Хоманса, согласно которой частота и качество вознаграждения (например благодарность) прямо пропорциональны желанию оказывать помощь источнику положительного стимула.

Фрейдизм

Особое место в истории социальной психологии занимает З. Фрейд (1856–1939), австрийский врач и психолог. Фрейд прожил в Вене практически всю жизнь, совмещая преподавательскую работу с медицинской практикой. Существенное влияние на становление его учения оказала научная стажировка в Париже в 1885 г. у известного доктора-психиатра Ж. Шарко и поездка с целью чтения лекций в Америку в 1909 г.

Западная Европа на рубеже XIX–XX вв. характеризовалась социальной стабильностью, бесконфликтностью, избыточно-оптимистическим отношением к цивилизации, безграничной верой в человеческий разум и возможности науки, буржуазным ханжеством викторианской эпохи в сфере морали и нравственных отношений. В этих условиях молодой и честолюбивый Фрейд, воспитанный на идеях естествознания и враждебно настроенный к “метафизике”, приступил к исследованию психических заболеваний. В то время причиной психических отклонений считались отклонения физиологические. У Шарко Фрейд познакомился с гипнотической практикой лечения истерии и начал изучать глубинные пласты человеческой психики.
Он сделал вывод, что нервные заболевания вызываются бессознательными психическими травмами, и связал эти травмы с половым инстинктом, сексуальными переживаниями. Научная Вена не приняла открытия Фрейда, но поездка в США с лекциями о психоанализе, сделала переворот в науке.

Рассмотрим те положения, которые имеют непосредственное отношение к закономерностям человеческого общения и поведения в обществе и в той или иной степени выдержали испытание временем [9].

модель психической структуры личности, по Фрейду, состоит из трех уровней: “Оно”, “Я”, “Сверх-Я” (по-латински “Ид”, “Эго”, “Супер-Эго”).

Под “ Оно ” понимается самый глубинный, недоступный сознанию слой человеческой психики, изначально иррациональный источник сексуальной энергии, именуемый либидо. “Оно” подчиняется принципу удовольствия, постоянно стремится реализовать себя и иногда прорывается в сознание в образной форме сновидений, в виде описок и оговорок. Являясь источником постоянного психического напряжения, “Оно” социально опасно, так как бесконтрольная реализация каждым индивидом своих инстинктов может привести к гибели человеческого общения. На практике этого не происходит, поскольку на пути запретной сексуальной энергии встает “плотина” в виде нашего “Я”.

Я ”подчиняется принципу реальности, формируется на основе индивидуального опыта и призвано способствовать самосохранению личности, ее адаптации к окружающей среде на основе сдерживания и подавления инстинктов.

“Я”, в свою очередь, подконтрольно “ Сверх-Я ”, под которым понимаются усвоенные индивидом общественные запреты и ценности, моральные и религиозные нормы. “Сверх-Я” формируется в результате идентификации ребенка с отцом, выступает источником чувства вины, укоров совести, недовольства собой. Отсюда следует парадоксальный вывод, что психически нормальных людей нет, все – невротики, поскольку у каждого присутствует внутренний конфликт, стрессовая ситуация.

В этой связи практический интерес представляют предложенные Фрейдом механизмыснятия стрессового напряжения, в частности вытеснение и сублимация. Суть их можно проиллюстрировать следующим образом. Представьте себе герметически закрытый паровой котел, в котором неуклонно возрастает давление. Взрыв неизбежен. Как его предотвратить? Либо максимально укрепить стенки котла, либо открыть предохранительный клапан и выпустить пар. Первое – это вытеснение, когда нежелательные чувства и желания вытесняются в область бессознательного, но даже после перемещения продолжают мотивировать эмоциональное состояние и поведение, остаются источником переживаний. Второе – сублимация: сексуальная энергия катализируется, т. е. трансформируется во внешнюю деятельность, не противоречащую общественно значимым ценностям, например, художественное творчество.

Таким образом на основе выше сказанного можно констатировать, что Социальная психология освещает закономерности возникновения, развития и проявления социально-психологических явлений. Социально-психологические явления возникают и проявляются на разных уровнях (макро-, мезо-, микро-), в разных сферах (государства, экономики, общества, отдельной личности) и условиях (нормальных, осложненных и экстремальных).

К пониманию и объяснению науки о социально-психологических феноменах в обществе в научной среде определились 3 подхода по вопросу предмета социальной психологии:

1-й определяет, что Социальная психология – это наука о «массовидных явлениях психики» под которыми понимают различные явления от психологии классов и общностей до изучения нравов, традиций, обычаев групп, коллективов и т.д.;

2-й исследует общественную психологию, понимая под этим изучение общественного сознания, через изучение социальной психологии личности;

3-й попытка синтезировать два предыдущих подхода, изучая массовые психические процессы и положение личности в группе.

За единицу анализа в социальной психологии берут «взаимодействие» в результате которого, образуются социально-психологические явления. По существу они и есть эффекты взаимодействия. Именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких отраслей знания сложилась социальная психология как наука?

2. Что можно выделить в качестве объекта и предмета исследования в социальной психологии?

3. Что вы знаете о национальной психологии и ее значении для практики использования в деловом общении?

4. Какова суть психологии толпы? В чем особенности манипулирования толпой?

5. Расскажите о бессознательных механизмах личности по учению З. Фрейда.

6. Как связаны бихевиоризм и современные концепции управления персоналом?

Контрольный тест

1. Бихевиоризм – это учение

А) о поведении человека основанное на изучении его жизненного опыта

Б) о поведении вызванного внешним раздражителем

В) о поведении человека руководствующегося сознательным отношением к происходящему.

 

2. Вывод о том, что различные формы социальной психики являются качественно новым образованием, а не среднестатистической суммой индивидуальных психик, был впервые сформулирован:

А) в психологии народов

Б) в психологии масс

В) в психологии толпы

 

3.Значение психологии народов заключается в том, что:

А) в рамках этой концепции обосновывается существование коллективной психики и сознания, не сводимых к индивидуальному сознанию

Б) в этой теории показано существование феноменов, которые порождены не индивидуальным, а коллективным сознанием

В) в уподоблении себя другому человеку

4.Непосредственными создателями психологии масс были:

А) В. Макдаугал

Б) М. Лазарус, Г, Штейнталь

В) Г. Лебон, Г. Штейнталь

Г) С.Сигеле, Г.Лебон

 

5. Функционализм как направление в социальной психологии возник под влиянием:

А) теории К.Маркса о прибавочной стоимости

Б) концепций психологии народов и психологии масс

В) эволюционной теории Ч. Дарвина и теории социал-дарвинизма Г. Спенсера

Г) бихевиоризма

 

 

6. Частота и качество вознаграждения (например благодарность) прямо пропорциональны желанию оказывать помощь источнику положительного стимула относится к:

А) теории социального обмена

Б) необихевиоризм

В) теории психологии масс

 

7. Центральной идеей бихевиоризма в социальной психологии является:

А) идея неизбежности влияния

Б) идея наказания

В) идея подкрепления

Г) идея измерения

8. Какое из приведенных ниже высказываниям не относится к предписаниям, описанным Э.Берном

А) «будь совершенным»

Б) «поторопись»

В) «будь сильным»

Г) «будь собой»

9. Концепции психологии масс содержат в себе важные социально-психологические закономерности:

А) взаимодействия людей в толпе

Б) влияние средств массовой культуры на общественное и массовое сознание

В) отношений массы и элиты

 

10. Понятие социальное влияние в социальную психологию ввел:

А) Дж. Уотсон

Б) Оллпорт

В) Мак Дугалл

11. Впервые смоделировал авторитарный и демократический типы руководства в лабораторных условиях:

А) Музафер Шериф

Б) Курт Левин

В) Лион Фестингер

11. Для индивида в толпе типичны:

А) обезличенность,

Б) резкое преобладание чувств, утрата интеллекта
В) утрата личной ответственности

Г) все выше перечисленное

12. «Психология народов» как теоретическая школа сложилась:

А) в Германии

Б) во Франции

В) в Англии

Г) в США

Лекция 2. ПСИХОЛОГИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ГРУПП

Тема 2.1. История исследования групп в социальной психологии

«Простой социальный контакт порождает стимуляцию инстинкта, повышающего эффективность каждого отдельного работника». (К. Маркс)

Жизнь большинства людей проходит в тех или иных группах (взросление, социализация, обучение, приобретение навыков, умений, профессий) сопряжена для каждого из нас со вступлением во все новые и новые группы. Принадлежность к группе – непременное условие человеческого существования, сохранения психического здоровья.

Теоретики психологии масс Г. Тард и Г. Лебон убедительно доказали, что поведение и психика отдельно взятого индивида и его же, но находящегося в массе, среди других людей, сильно различаются. Собрание уже двух людей образует массу. У истоков социально-психологического и собственно социологического понимания групп стоит психология масс.

Социальная психология обратилась к проблеме группового, массового поведения лишь через несколько десятилетий после психологии масс, в 1930-х г.г. Изначально в социальной психологии существовала традиция, которая предписывала изучать социальное поведение на уровне действия индивидов, а не групп. Психологи основное внимание уделяли личностному восприятию, индивидуальным установкам, действиям, межличностным взаимодействиям и т. д.

Некоторые психологи утверждали, что групп как носителей особой психологии вообще не существует, что группы – это некие фикции, созданные воображением. Так, в частности, Флойд Оллпорт утверждал, что группа представляет собой лишь набор разделяемых людьми ценностей, мыслей, привычек, т.е. всего того, что одновременно присутствует в головах нескольких людей. Данная точка зрения получила в истории социальной психологии название персоналистиического или чисто психологического подхода. Н. Тритлетт, У. Мак-Дугалл, М. Шериф, С. Аш, Л. Фестингер, Дж. Хоманс продолжили данную традицию, но их подход был менее радикальным.

Параллельно с персонализмом в социальной психологии сложилась и социологическая традицияидущая от Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Г. Тарда. Сторонники этого подхода утверждали, что все социальное поведение не может быть адекватно объяснено и понятно, если изучать его лишь на уровне поведения индивидов. Поэтому группы и групповые процессы необходимо изучать сами по себе, поскольку психологию групп невозможно понять на основе индивидуальной психологии.

Активное исследование групп началось в 1930-х г.г. Именно тогда Курт Левин провел в США первые лабораторные исследования групповых процессов («групповых динамик»). В социальной психологии благодаря Левину появились такие понятия, как «групповая сплоченность», «тип лидерства», им же было сформулировано первое определение группы (Шихерев П. Н., 1999, с. 89).

В 1950-60-х г.г. происходило интенсивное сближение вышеназванных течений социальной психологии – персоналистской и социологической школ. Противоречия постепенно преодолевались. Эта объединительная тенденция возникла не случайно. Проблема изучения закономерностей групповых процессов приобрела актуальное практическое значение. 75% всех исследований малых групп финансировалось промышленными фирмами и военными организациями. Интерес государственных учреждений, бизнесменов и финансистов к изучению групп был продиктован потребностью совершенствования методов управления группами-организациями, а через них индивидами.

Количество публикаций, касающихся проблем групп в мировой литературе с 1897 по 1959г. составило 2112 наименований, но с 1959 по 1969г. оно возросло на 2000, а с 1967 по 1972г. еще на 3400, 90% всех публикаций, касающихся исследования групп, пришлись на долю США. (Семечкин Н. И., 2004, с. 292).

 

Определение группы

По мере становления социальной психологии отрицание групп как носителей особой психологии было преодолено. Но остались другие проблемы. Одна из них связана с определением того, что же такое группа.

Разнообразие групп, членами которых мы являемся, лучше всего подтверждает то, что группы – это не фикции, не фантомы сознания, а активные психологические субъекты социальной реальности. Разнотипность групп затрудняет саму возможность выделить в них нечто общее, чтобы дать определение группы. Очевидно, что не всякую совокупность людей, даже собравшихся в одном месте, можно считать группой.

Что же делает группу группой? Что является наиболее общим признаком группы? Э. Берн утверждает, что это некое осознание принадлежности и непринадлежности, т.е. «Мы» и «Вы». Австралийский социальный психолог Джон Тернер говорил, по сути, о том же, утверждал, что члены группы должны воспринимать себя как «Мы» в отличие от «Они» (Майерс Д., 1997).

Но это слишком общий критерий. Он не позволяет понять, что, собственно, заставляет некую совокупность индивидов осознавать себя как «Мы».

Наиболее бесспорным представляется критерий определения группы, предложенный Куртом Левиным, который предполагал, что суть группы состоит во взаимозависимости ее членов. Следовательно, группа представляет собой «динамическое целое», а изменение в одной ее части влечет за собой изменения в любой другой части. Сплоченность группы определяется степенью взаимозависимости и взаимодействия всех частей и членов группы.

Большинство современных определений группы является производным от формулировки, предложенной К. Левиным. Группа – это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг с другом.

Различные авторы выделяют следующие признаки группы:

- наличие структуры;

- наличие организации;

- активное взаимодействие членов группы;

- осознание себя членами группы как единого целого, как «Мы» в отличие от всех остальных людей, которые воспринимаются как «Они».

Таким образом, группа возникает всякий раз, когда по крайней мере два человека начинают взаимодействовать друг с другом, выполняя свою роль и соблюдая определенные нормы и правила.

Группа появляется тогда, когда взаимодействие людей приводит к формированию групповой структуры. Причем не обязательно, чтобы люди находились в тесном, непосредственном взаимодействии. Они могут находиться на большом расстоянии друг от друга, редко, а может быть никогда не видеться друг с другом и тем не менее образовывать группу.

Джозеф Мак-Грас полагает, что группы могут различаться по степени выраженности в них групповых признаков: количеством социальных взаимодействий, степенью влияния членов группы друг на друга, количеством групповых норм и правил, наличием взаимных обязательств и т.д. (McGrath, 1984)

Все это будет определять меру сплоченности группы и долговременность ее существования.

Размер группы

Группа предполагает взаимозависимость и взаимодействие своих членов, вследствие чего у них возникают общие переживания, развиваются и устанавливаются эмоциональные связи, а также формируются определенные групповые роли. Группы отличаются друг от друга по многим параметрам. Они могут различаться по размеру, составу, т.е. по «внешнему виду» - возрастной, гендерной, этнической, социальной принадлежности своих членов. Кроме того, группы отличаются друг от друга структурно.

На протяжении всей истории изучения групп исследователи пытались установить оптимальный размер группы, необходимый для решения тех или иных задач. Проблемы, решаемые различными группами существенно различаются: у семейной – одни, у спортивной – другие. Поэтому ставить вопрос об оптимальном размере группы бессмысленно: прежде чем говорить о размере группы, необходимо уточнить, о какой конкретно группе идет речь.

Вопрос о размерах группы – вполне прагматический. Например, из скольких человек должна состоять академическая студенческая группа, чтобы каждый учащийся и группа в целом могли максимально эффективно пользоваться ресурсами ВУЗа.

Американские социальные психологи традиционно занимались проблемой оптимального размера двух разновидностей групп. Во-первых, групп, предназначенных для решения интеллектуальных задач (П. Слейтер – 5 человек, А. Осборн – от 5 до 10); а, во-вторых - жюри присяжных (компактное жюри из 6 человек может быстрее достичь единогласия).

Таким образом, размер группы – это не просто описательная характеристика, он является важным фактором, влияющим на течение внутригрупповых процессов: большой группе трудно принять единогласное решение.

Каким должен быть размер группы, которая работает в экстремальных условиях (подводная лодка, космос, пограничная застава и т.д.)? Словом, все те места, где люди длительное время находятся в условиях вынужденной групповой изоляции.

Нередко замкнутость относительно небольших групп, обусловленная различными причинами (экономическими, психологической безграмотностью, равнодушием и т.д.) приводит к конфликтам, психическим расстройствам и заболеваниям, самоубийствам и убийствам среди членов групп, оказавшихся в изоляции. Это явление известный полярный исследователь Р. Амундсен назвал «экспедиционным бешенством», а другой, не менее известный путешественник Т. Хейердал - «острым экспедиционитом».

Размер семейной группы затрагивает еще один аспект данной проблемы. Известно, что традиционная семья состояла из нескольких поколений, что и обеспечивало ее стабильность. Современная нуклеарная семья (родители и дети до совершеннолетия) малочисленна, а потому и неустойчива.

Конечно, в данном случае важен не только размер семейной группы сам по себе, поскольку это вопрос семейных ценностей – т.е. установок в отношении семьи как социальной ценности. Тем не менее, многочисленность семейной группы можно рассматривать как фактор самосохранения семьи. (Мацумото, 2002г.).

Таким образом, неправомерно ставить вопрос об оптимальном размере группы вообще, безотносительно к тому, что это за группа. Во-первых, не существует единого критерия успешности и эффективности всех групп во всех отношениях и в любых условиях. Большие группы могут способствовать снижению активности своих членов, ухудшению психологического климата, но в большой группе легче найти единомышленников. Однако если в маленькой группе человек всегда рискует остаться в одиночестве, то в большой группе ему легче найти единомышленников. Во-вторых, размер группы должен соотноситься со сложностью решаемой задачи. Выполнение одних задач под силу одиночке, тогда как для решения других требуется участие многих людей. В-третьих, размер группы должен зависеть от того, насколько структурирована задача, т.е. насколько ее можно разложить на подзадачи.

Кроме того, при определении размера группы необходимо учитывать ее тип, обстоятельства, в которых ей предстоит действовать, а также возможную продолжительность ее существования. (Семечкин Н.И., 2004, с. 297).

 

Структура группы. Роль, ролевые ожидания и статус

Структура группы является системой групповых ролей, норм и взаимоотношений членов группы между собой. Все эти элементы групповой структуры могут возникнуть стихийно, в процессе становления группы, но могут быть установлены и организаторами группы. Структура группы обеспечивает единство членов группы, поддерживает ее функционирование, жизнедеятельность. Кроме того, поскольку структурные характеристики у каждой группы свои, структура является выражением специфики той или иной группы, ее направленности, сущности, устойчивости и постоянства.

Что касается роли, то она связана с выполнением тех или иных функций человеком, занимающим определенную социальную позицию.

Ролевые ожидания – это представления о том, что должен делать человек, играющий конкретную социальную роль. Ролевое разделение является характеристикой групповой структуры.

Малые группы делятся на формальные и неформальные. Основное различие между ними состоит в том, что первые создаются и организуются целенаправленно, в то время как вторые обычно возникают стихийно. В зависимости от того является ли группа формальной или неформальной, ролевое разделение происходит либо спонтанно, либо целенаправленно.

В формальных группах роли распределяются и предписываются – например, назначается формальный лидер. Но в любой формальной группе параллельно идет и самопроизвольное ролевое распределение. Так, наряду с формальным руководителем в группе появляется неформальный лидер, обладающий даже большим влиянием.

Когда группа еще только формируется, роли ее членов определены нечетко, но затем происходит достаточно неоднозначный процесс вычленения тех или иных ролей. Например, в любой студенческой группе определяется «комик», «самый умный», «самый тупой», «самый справедливый», «самый хитрый», «сексапильный» и т.д. член группы. Когда же группа уже сложилась и какое-то время функционирует, то для новичка, только что вступающего в группу, может быть заранее отведено определенное место, как правило, не очень престижное.

В любом социальном обществе всегда выстраивается определенная система соподчинения авторитетов, поэтому людям присуща «борьба за статус». Т.к. не все роли пользуются одинаковым уважением и соответственно обладают равным статусом. Степень статусности зависит от возраста, уровня образования, пола, культурной принадлежности членов группы, характера ее деятельности, направленности и т. д. (Морис, 2002).

Социологи Дж. Бергер, С. Розенхольц и Дж. Зелдич разработали теорию статусных характеристик. Эта теория объясняет, как возникают статусные различия. Согласно данной теории, основанием для неравенства статусов являются те различия, которые имеются у индивидов – членов группы. Статусной может стать любая характеристика человека, отличающая его от других. В различных исследованиях было выявлено, что статусными могут оказаться такие характеристики, как способности, военные чины и звания, напористость, демонстрируемая озабоченность групповыми целями и т. п. В целом же, исследователи установили, что в западных культурах большими шансами на получение высокого статуса обладают мужчины, люди белой расы, пожилые, в отличие от женщин, чернокожих и молодежи.

 

Контрольные вопросы

 

1. Чем группа отличается от случайного, или агрегатного, скопления людей?

2. Из каких элементов складывается групповая структура?

3. В чем состоит суть группы, по мнению К. Левина?

4. Назовите основные признаки группы.

5. Правомерно ли ставить вопрос об оптимальном размере группы?

6. Почему численность группы приобретает жизненно важное значение, когда группа работает в экстремальных условиях?

7. Почему численность группы можно рассматривать как фактор самосохранения семьи?

 

Контрольный тест

1.Малая группа – это

 

А) небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Б) стихийно возникшее, характеризующееся отсутствием общей цели скопление людей, находящихся в непосредственном контакте.

В)небольшое по размеру объединение людей, не связанных непосредственным взаимодействием.

 

2. Групповое давление – это

А) анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива.

Б) процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида.

В) изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

 

3. Социальный стереотип – это

А) относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – группы, человека, события, явления.

Б) тенденция переоценивать степень, в которой поведение человека зависит от внутренних, диспозиционных факторов, и недооценивать роль ситуационных факторов.

В) установка, которая препятствует адекватному восприятию сообщения или действия.

 

4. Социальная перцепция – это

А) восприятие и понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.

Б) связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами.

В) связана с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействие.

 

5. Социометрия – метод

А) сбора информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемого;

Б) сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений;

В) диагностики социально-психологической структуры взаимоотношений в малых группах

 

6. Ситуация, в которой факт присутствия другого усиливает продуктивность деятельности. называется

А) социальной фасилитацией

Б) социальной ингибицией

В) сдвигом риска

Г) каузальной атрибуцией

 

7. Ситуация, в которой очевидность правильного решения приносится в жертву единодушия группы

А) социальная фасилитация

Б) групповая поляризация

В) сдвиг риска

Г) огруппленное мышление

 

8. Социальный статус – это

А) положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности, права и привилегии.

Б) изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

В) процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

 

9. Механизм проекции – это

 

А) неосознаваемое стремление иметь четкие, непротиворечивые, упорядоченные представления о воспринимаемых лицах.

Б) наделение познаваемого объекта исключительно положительными качествами.

В) перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия.

 

10. Социальная дистанция – это

 

А) сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат.

Б) оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

В) специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.

 

11. Конформизм – это

А) процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида.

Б) некоторое противоречие между двумя или более установками.

В) изменение изначально противоречащих мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

 

12. Интерактивная сторона общения –

А) восприятие и понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.

Б) связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами.

В) связана с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействие.

 

 

13. Частота и качество вознаграждения (например благодарность) прямо пропорциональны желанию оказывать помощь источнику положительного стимула относится к:

А) теории социального обмена

Б) необихевиоризм

В) теории психологии масс

 

 

Рекомендуемая литература

1. Андреева, Г.М. Современная социальная психология на западе / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1978.

2. Виттельс, Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа / Ф. Виттельс. – Л.: Эго, 1991.

3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М.. Грановская. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

4. Кульмин, Е.С. Социальная психология / Е.С. Кульмин; Под ред. В.Е. Семенова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

5. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори. – М.: Дело, 1992.

6. Платон. Государство / Платон // Соч.: В 3 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 3. Ч. 1.

7. Федотов, Г. Святые Древней Руси / Г. Федотов. – М.: Московский рабочий, 1990.

8. Франклин, Б. Автобиография / Б. Франклин. – М.: Московский рабочий, 1988.

9. Фрейд, З. “Я” и “Оно” / З. Фрейд // Труды разных лет. – Тбилиси, 1991.

10. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1984.

11. Дж.Майерс Социальная психология М.,1991.

 

Персоналии

Аристотель

(384-322 до н. э.)

Аристотель - древнегреческий ученый, философ,
был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Наиболее известными его трудами считаются «Метафизика», «Физика», «Политика», «Поэтика».

 

Платон (Аристокл) (примерно 428 – 348 до н.э.) –

древнегреческий философ.

Родился Платон в семье с аристократическими корнями. После знакомства с Сократом принял его учение. Затем в биографии Платона состоялось несколько путешествий: в Мегарц, Кирену, Египет, Италию, Афины. Именно в Афинах Платоном была основана собственная академия.

Философия Платона получила наибольшее выражение в учении о познании, а также политико-правовом направлении. Теория познания у Платона базируется на двух способах обретения знаний – посредством ощущений (вера, уподобление) и умом.

В своем труде «Государство» философ описывает политическую утопию. Также в своей биографии Платон рассматривал различные виды правления, представленные тимократией, олигархией, демократией, тиранией. Следующий труд «Законы» также был посвящен утопическому государству. Целиком изучить наследие философа удалось лишь в 15 веке, когда его работы были переведены с греческого.

 

Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) –

невролог, психиатр, психолог.

 

Родился 6 мая 1856 года в Фрайберге, Чехия. Затем из-за преследований евреев в биографии Фрейда состоялся переезд вместе с семьей в город Тысменица Ивано-Франковской области Украины.

Психоанализ Фрейда основан на изучении ранее испытанных травматических переживаний. Разбирая сновидение как сообщение, он выяснял причины заболевания, давая таким образом пациенту вылечиться.

 

Изучению психологии Фрейд посвятил несколько работ. Его метод свободных ассоциаций представлял неконтролируемый поток мыслей пациента.

В 1938 году в биографии Зигмунда Фрейда состоялся еще один переезд: в Лондон. Макс Шур по просьбе Фрейда, претерпевающего значительные боли в результате заболевания раком, дал ему превышенную дозу морфия. От нее Фрейд скончался 23 сентября 1939 года.

 

 

Карл Генрих Маркс (1818 — 1883) —

экономист, философ, политический журналист.

 

Родился 5 мая 1818 года в Трире, Пруссия.

Образование в биографии Маркса было получено в гимназии Трира. После ее окончания в 1835 году, Карл поступил в университет города Бонн, затем Берлинский университет. В 1841 году Карл Маркс окончил университет, защитил докторскую диссертацию. В то время он увлекался выдвижением атеистических, революционных идей из философии Гегеля.

В 1842-1843 годах работал в газете после закрытия газеты увлекся политической экономией. Женившись на Дженни Вестафлен, переехал в Париж. Затем в биографии Карла Маркса происходит знакомство с Энгельсом. После этого Маркс жил в Брюсселе, Кёльне, Лондоне. В 1864 году им была основана «Международная рабочая ассоциация».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: