ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




Исследование по теме дипломной работы проводилось на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления».

Рынок труда для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования — представляет собой довольно проблемную среду. Образование получили — что делать дальше? Способны ли сами выпускники решить проблему трудоустройства.

Проблема трудоустройства выпускников ГБПОУ РО «МТАТиУ (ДСХТ) является актуальной и требует постоянного совершенствования. Карьера выпускников — это составляющая репутации любой образовательной организации.

По версии Росстата, в среднем по стране не работают по выбранной специальности порядка 50 % выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования.

Ежегодно в ГБПОУ РО «МТАТИУ (ДСХТ)» проводится анализ востребованности выпускников на региональном рынке (см. Таблицу трудоустройство выпускников 2018 года) [1] .

Всего выпускников  
Трудоустроены  
Призваны в ряды ВС РФ  
Продолжают обучение в ВУЗах  
Находятся в отпуске по уходу за ребенком  
Нуждаются в трудоустройстве  

 

 

Более 11 % выпускников ежегодно продолжают обучение по очной и заочной форме обучения в ВУЗах.

Обращаясь к мнению работодателей, какими они хотят видеть студентов при приеме на работу, можно сделать вывод, что из профессиональных качеств выпускников работодатели ценят прежде всего:

- качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений и навыков);

- наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков;

- способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.

Задача ГБПОУ РО «МТАТиУ (ДСХТ)» и работодателей— сформировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, т. е. выработать общие требования к квалификации работника и процедур оценки результатов образования.

Для решения проблемы трудоустройства выпускников, ГБПОУ РО «МТАТиУ (ДСХТ)» заключил договоры с социальными партнерами (приложение договоры с организациями). Совместная работа с широким кругом предприятий и организаций во многом зависит решение основной задачи — повышения качества образования, подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.

Поэтому одним из приоритетов техникума является развитие социального партнерства, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

В соответствии с федеральными государственными стандартами и учебными планами техникума по специальностям предусмотрено прохождение производственных и преддипломных практик студентами в организациях, деятельность которых соответствует подготовки профилю обучающихся. Работодатели в свою очередь обеспечивают прохождение этих практик с оформлением срочного трудового договора и с записью в трудовой книжке.

На практиканта в период прохождения практик распространяются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.

Общий период прохождения производственной и преддипломной практик за весь период обучения составляет примерно три месяца. Этот период можно считать как опыт работы.

(Добавить цифры из отчета, пункт 6 – организация временной занятости студентов)

 

 

В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше.

Мы провели выборочно опрос выпускников 2016 -2018 годов ГБПОУ РО «МТАТиУ (ДСХТ)» и выяснили, что практически каждый выпускник среднего профессионального образования, устраиваясь на работу, сталкивается с определенными проблемами:

- нехватка рабочих мест по полученной специальности (например, выпускников юридических и экономических специальностей выпускается больше, чем технических);

- низкий уровень заработной платы (из-за отсутствия стажа работы);

- не соответствие профессиональной компетенции выпускников требованиям работодателей (низкий уровень знаний, умений и практических навыков);

- завышенные требования, предъявляемые работодателями при трудоустройстве.

В любых вакансиях не зависимо, на какую должность либо директора, либо младшего обслуживающего персонала, существуют стандартные требования: наличия образования и опыта работы.

С целью выявления проблемных точек взаимодействия рынка труда и системы СПО мы провели опрос, в котором участвовало 50 обучающихся техникума. Особый интерес представляют данные, характеризующие степень готовности студента работать и искать работу в своей сфере деятельности и готовности выпускников к профессиональной деятельности по таким направлениям, как:

- создания условий трудовой деятельности в рамках постепенного развития экономики;

-выполнение функций, предписанных профессией;

- сообщение перспектив для дальнейшего повышения образовательного профессионального уровня.

Инструментарий: анкета (приложение А)

На представленные вопросы были получены следующие ответы: № 1. Оцените возможности, которые открывает для вас будущая профессия, и укажите основные проблемы каждой составляющей. На приведенных ниже рисунках указаны ответы студентов

 

Выборочной совокупностью исследования являются лица мужского и женского пола в возрасте от 18 до 20 лет. Студенты дневных отделений, 2-х курсов и 3-х курсов.

В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирических данных.

Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор места будущей работы

Наибольшее значение при выборе места работы будут играть такие факторы как деньги для 38% опрошенных, возможность самореализации для 18%, общественное признание для 11%, возможность принести пользу людям 8%, карьерный рост для 25% респондентов.

Рис. 2. Готовность к выполнению профессиональных обязанностей

33 % студентов оценивают данный показатель как ниже среднего, остальные 60 % как средний и только 7 % студентов считают этот показатель как высокий, на первом курсе студенты не оценивают готовность выполнения профессиональных обязанностей на качественном уровне как отличную.

Рис. 3. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

Относительно каналов будущего трудоустройства студентами отмечены следующие: большинство выпускников собираются искать работу через знакомства (34%), 20% опрошенных уже работают и будут продолжать работать там же после окончания ВУЗа, столько же респондентов (20%) попытаются найти работу через объявления в СМИ, 14 % станут обращаться к нанимателю напрямую, 8% ищут место работы с помощью кафедр и работников ВУЗа, по 2% распределились голоса между теми, кто займется поиском места работы при содействии службы занятости и теми, кто еще не задумывался о своей трудовой деятельности.

Рис. 4. Результат опроса студентов 1–2 курса КТС

76 % опрошенных считают, что развитие творческого подхода очень велико. 24 % как среднее.

Рис. 5. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

Более 70 % опрошенных считают, что смогут освоить смежные специальности и проходить переподготовку, если надо для дела. Но остальные считают, что имеются и некоторые проблемы в повышении образовательного уровня: например, недостаточный уровень информированности выпускников о курсах профессиональной переподготовки, нежелание работодателей вкладывать средства в подготовку кадров еще со студенческой скамьи.

Рис. 6. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС

Более 50 % студентов КТС планирует работать по избранной специальности. Но остальные студенты не собираются или еще не определились точно. Это говорит о том, что некоторые студенты идут в техникум только для того, чтобы получить любое среднее профессиональное образование. Что бы таких случаев было как можно меньше, нужны эффективные механизмы социального проектирования образовательной среды и рынка труда в регионах.

 


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования выяснилось, что для выпускника «МТАТиУ (ДСХТ)» более значимые критерии – карьерный рост и заработная плата.

Готовность к выполнению профессиональных обязанностей – средняя.

Немногие из опрошенных имеют желание искать работу через центр занятости, предпочитая искать работу преимущественно через знакомых и СМИ, это связано в первую очередь с бюрократизмом в государственном аппарате управления, т.е. слишком много «бумажной волокиты», таким образом, опрошенные экономят свое время.

Также большинство имеет высокую готовность к смежным профессиям, что значит высокое качество образования и выпуск квалифицированных специалистов на рынок труда техникумом.

Необходимо отметить, что проведенное исследование может выступать механизмом стимулирования развития социального партнерства между работодателями, учреждениями среднего профессионального образования и молодыми рабочими, следовательно, способствовать достижению между ними баланса интересов. Необходимые механизмы участия в реализации учебного процесса специалистов компании: выделение производственных площадей и оборудования для проведения практических занятий; последующее трудоустройства после прохождения в производственной практике; специальной программы поддержке молодых специалистов и т. п. позволяют сформулировать четкое видения перспектив в трудоустройство молодежи. В противном случае происходит ориентация молодежи либо на смену профессионального уровня, либо на смену профессиональной сферы, что приводит к нехватке рабочих кадров, требуемых компаниям, и снижает трудовой потенциал региональной экономики.

Следующим направлением решения проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования является — сертификация рабочей профессии. Система сертификации позволяет выпускнику повысить возможность трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда, стимулирует интерес к получению высшего образования, обеспечить психологический комфорт и уверенность в собственных возможностях.

Сертификация позволит работодателю сократить затраты на обучение персонала. Государство с помощью сертификации может снизить уровень и продолжительность безработицы среди выпускников СПО.

Реформа Пенсионной системы РФ подводит к тому, что пенсионеры (женщины 60 лет и мужчины 65 лет), чем дольше работают, тем больше будут получать пенсию. При такой системе выпускникам СПО еще труднее будет найти работу по своей специальности.

Большой процент выпускников, просто получают диплом об образовании, не задумываясь, будут ли они работать по выбранной специальности. В основном это абитуриенты, окончившие основное общее образование.

Но, есть еще одна проблема, при получении желаемого образования не всегда можно найти работу по специальности. Случается, что специальность, которая вчера была дефицитной и престижной к моменту окончания образовательного учреждения оказывается практически никому не нужной — лучшие вакансии уже заполнены, а новых в необходимом количестве не появляется.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

§ реформирование государственных органов с целью оптимизации поиска работы

§ повышение эффективности активных программ на рынке труда, способствующих доведению до 70% доли трудоустроенных граждан в общей их численности, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы (в т. ч. в связи с сокращением времени поиска работы и широкого распространения гибких форм занятости);

§ совершенствование системы госгарантий и механизмов защиты от безработицы, в т. ч. повышение размеров пособия по безработице (скорее всего – от 1500 до 8000 руб. для рядовых граждан и до 11 280 руб. для предпенсионеров);

§ поддержание достигнутых уровней зарплаты отдельных категорий работников, определенных Указами Президента РФ от 07.05.2012;

§ проведение ежегодной индексации заработной платы бюджетников;

§ установление порядка выплаты компенсации в случае утраты зарплаты, не выплаченной работодателем, в отношении которого возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве);

§ развитие института «Национальной системы квалификаций», в т. ч. за счет повышения вовлеченности работодателей в её совершенствование, внедрение и использование;

§ снижение диспропорций на региональных рынках труда;

§ поддержка работодателей в организации профессионального обучения и дополнительного профобразования сотрудников при внедрении новой техники;

§ совершенствование механизмов повышения мобильности трудовых ресурсов в целях увеличения доли сотрудников, закрепившихся на рабочих местах, в общей численности работников, привлеченных нанимателями в рамках реализации региональных проектов повышения мобильности трудовых ресурсов, до 80%;

§ вовлечение в трудовую деятельность категорий граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве, граждан старшего поколения, инвалидов, а также лиц в отпуске по уходу за ребенком;

§ развитие охраны труда, выявления профессиональных рисков и совершенствование механизмов госнадзора за соблюдением трудового законодательства;

§ укрепление социального партнерства и взаимодействие с объединениями работодателей и профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений;

§ создание условий для применения электронного кадрового документооборота (не исключено, что речь идёт и об электронных трудовых книжках[2]);

§ внедрение системы оценки соблюдения трудового законодательства;

§ совершенствование системы обязательного соцстрахования от несчастий производственного характера и профессиональных заболеваний в рамках ФСС.

Также см. «Развитие цифровой экономики в России: Национальный проект 2018 года[3]».

 


[1] Отчет о работе службы содействия трудоустройству выпуск 2018 https://дсхт.рф

[2] https://buhguru.com/kadrovaya-rabota/trudovaya-knizhka-v-elektronnom-vide.html

[3] https://buhguru.com/spravka-info/nats-proekt-tsifrovaya-ekonomika.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: