Основы деятельности Шанхайской организации сотрудничества в области информационной безопасности были заложены в 2009 году, когда на Саммите глав государств-членов ШОС было подписано Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, в котором вопросы противодействия кибертерроризму являются одними из основных.[7]
В январе 2015 года участниками ШОС был внесён на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН Международный кодекс поведения в области информационной безопасности, являющийся первым международным документом, посвященным нормам поведения в информационной среде. Документ имеет следующие цели:
1) определить права и обязанности государств в информационном пространстве;
2) стимулировать конструктивное и ответственное поведения государства;
3) укреплять сотрудничество против угроз и вызовов в информационном пространстве.
В июле 2015 года пресс-служба Региональной антитеррористической структуры ШОС сообщила, что в структуре организации был создан механизм взаимодействия для противодействия кибертерроризму. Тогда же были сформированы группы экспертов, обеспечивающие эффективное взаимодействие стран-участниц ШОС в борьбе с терроризмом в сфере коммуникационных технологий[8].
В 2016 году ШОС и АТЦ СНГ был проведён форум, на котором активно обсуждались меры противодействия новым угрозам, связанным с использованием международными террористическими организациями информационно-телекоммуникационных технологий. По данным РИА Новости, речь шла о предупреждении кибератак на системы управления промышленных объектов, органов госуправления и социальной инфраструктуры[9]. [16]
В рамках ШОС также проводятся учения по борьбе с кибертерроризмом. Так, в 2017 году страны Шанхайской организации сотрудничества провели совместные учение по борьбе с кибертерроризмом в Сямэне провинции Фуцзянь на юго-востоке Китая. По сообщению РАТС ШОС, целью учения является улучшение координации и обмен опытом между членами ШОС в области борьбы с кибертерроризмом, говорится в заявлении Региональной антитеррористической структуры.[10]
В обращении Генерального секретаря ШОС Владимира Норова, зачитанном в октябре 2019 года на форуме в Шэньчжэне на открытии 10-й международной конференции "Доверие и безопасность в цифровом будущем" отмечается, что Шанхайская организация сотрудничества «считает необходимым создание рабочего механизма ООН для выработки правил и
принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве.»[11]
Таким образом, в рамках Шанхайской организации сотрудничества ведётся постоянная активная работа по противодействию кибертерроризму, в которую входит как разработка теоретических основ противостояния преступности в цифровом пространстве, так и отработка практических навыков в рамках совместных учений.
Выводы
Кибертерроризм – глобальная проблема современности, с каждым годом набирающая обороты из-за стремительного развития новых технологий. Для осуществления эффективного противодействия данной угрозе необходимы быстрые и слаженные действия всего мирового сообщества. Активная работа по противодействию кибертерроризму проводится в таких международных организациях, как ООН, НАТО, Совет Европы, ШОС; Больших успехов в обеспечении цифровой безопасности добился Европейский Союз. По всему миру создаются комитеты и подразделения, осуществляющие надзор за кибербезопасностью регионов.
При этом нельзя не отметить, что в настоящий момент государства сталкиваются с большим количеством препятствий при осуществлении деятельности, направленной против кибертерроризма. Очевидна необходимость формулировки единого определения понятия «кибертерроризм», выработки соглашения, регламентирующего механизмы осуществления международного взаимодействия в борьбе с угрозами в цифровом пространстве. (Вопросы экономики и права. 2017 № 1) Отсутствие единой нормативно-правовой базы для осуществления межгосударственного сотрудничества в данной сфере препятствует эффективной борьбе с кибертерроризмом. Среди других факторов, осложняющих борьбу с кибертерроризмом, можно выделить следующие:
1) фактически неограниченная возможность их финансирования со стороны лиц, имеющих политический, корыстный или иной интерес в достижении целей данных преступлений;
2) анонимность лиц, осуществляющих террористическую деятельность в цифровом пространстве;
3) возможность удалённого осуществления террористической деятельности в цифровом пространстве;
4) возможность террористов воздействия на широкие слои населения. [12]
Очевидны значительные успехи стран ШОС в области противодействия кибертерроризму. Все страны-участники проводят упорную работу по обеспечению цифровой безопасности и развитию эффективного сотрудничества в данной сфере. Тем не менее, исследователями выделяются проблемы, связанные, прежде всего, с запаздыванием реакций политических и законотворческих институтов на быстроразвивающиеся угрозы в киберпространстве. Исследователи А.К. Гайнетдиновой и Е.Ю. Сизых отмечают следующие направления, по которым необходимо ускорять темпы развития:
1) совершенствование соответствующей законодательной базы, дальнейшая гармонизация законов стран-участниц ШОС, в том числе и по вопросу экстрадиции киберпреступников;
2) закрепление в законодательстве необходимых понятий, введение и конкретизация в уголовном законодательстве стран-участниц состава преступления и соответствующей ответственности за совершение преступлений информационного терроризма;
3) расширение единой базы данных информационных атак;
4) создание соответствующих исследовательских центров;
5) совместная подготовка кадров;
6) углубление сотрудничества в вопросах диверсификации поставок оборудования.[13]