Противодействие кибертерроризму в рамках ШОС




Основы деятельности Шанхайской организации сотрудничества в области информационной безопасности были заложены в 2009 году, когда на Саммите глав государств-членов ШОС было подписано Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, в котором вопросы противодействия кибертерроризму являются одними из основных.[7]

В январе 2015 года участниками ШОС был внесён на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН Международный кодекс поведения в области информационной безопасности, являющийся первым международным документом, посвященным нормам поведения в информационной среде. Документ имеет следующие цели:

1) определить права и обязанности государств в информационном пространстве;

2) стимулировать конструктивное и ответственное поведения государства;

3) укреплять сотрудничество против угроз и вызовов в информационном пространстве.

В июле 2015 года пресс-служба Региональной антитеррористической структуры ШОС сообщила, что в структуре организации был создан механизм взаимодействия для противодействия кибертерроризму. Тогда же были сформированы группы экспертов, обеспечивающие эффективное взаимодействие стран-участниц ШОС в борьбе с терроризмом в сфере коммуникационных технологий[8].

В 2016 году ШОС и АТЦ СНГ был проведён форум, на котором активно обсуждались меры противодействия новым угрозам, связанным с использованием международными террористическими организациями информационно-телекоммуникационных технологий. По данным РИА Новости, речь шла о предупреждении кибератак на системы управления промышленных объектов, органов госуправления и социальной инфраструктуры[9]. [16]

В рамках ШОС также проводятся учения по борьбе с кибертерроризмом. Так, в 2017 году страны Шанхайской организации сотрудничества провели совместные учение по борьбе с кибертерроризмом в Сямэне провинции Фуцзянь на юго-востоке Китая. По сообщению РАТС ШОС, целью учения является улучшение координации и обмен опытом между членами ШОС в области борьбы с кибертерроризмом, говорится в заявлении Региональной антитеррористической структуры.[10]

В обращении Генерального секретаря ШОС Владимира Норова, зачитанном в октябре 2019 года на форуме в Шэньчжэне на открытии 10-й международной конференции "Доверие и безопасность в цифровом будущем" отмечается, что Шанхайская организация сотрудничества «считает необходимым создание рабочего механизма ООН для выработки правил и

принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве.»[11]

Таким образом, в рамках Шанхайской организации сотрудничества ведётся постоянная активная работа по противодействию кибертерроризму, в которую входит как разработка теоретических основ противостояния преступности в цифровом пространстве, так и отработка практических навыков в рамках совместных учений.

 

 

Выводы

Кибертерроризм – глобальная проблема современности, с каждым годом набирающая обороты из-за стремительного развития новых технологий. Для осуществления эффективного противодействия данной угрозе необходимы быстрые и слаженные действия всего мирового сообщества. Активная работа по противодействию кибертерроризму проводится в таких международных организациях, как ООН, НАТО, Совет Европы, ШОС; Больших успехов в обеспечении цифровой безопасности добился Европейский Союз. По всему миру создаются комитеты и подразделения, осуществляющие надзор за кибербезопасностью регионов.

При этом нельзя не отметить, что в настоящий момент государства сталкиваются с большим количеством препятствий при осуществлении деятельности, направленной против кибертерроризма. Очевидна необходимость формулировки единого определения понятия «кибертерроризм», выработки соглашения, регламентирующего механизмы осуществления международного взаимодействия в борьбе с угрозами в цифровом пространстве. (Вопросы экономики и права. 2017 № 1) Отсутствие единой нормативно-правовой базы для осуществления межгосударственного сотрудничества в данной сфере препятствует эффективной борьбе с кибертерроризмом. Среди других факторов, осложняющих борьбу с кибертерроризмом, можно выделить следующие:

1) фактически неограниченная возможность их финансирования со стороны лиц, имеющих политический, корыстный или иной интерес в достижении целей данных преступлений;

2) анонимность лиц, осуществляющих террористическую деятельность в цифровом пространстве;

3) возможность удалённого осуществления террористической деятельности в цифровом пространстве;

4) возможность террористов воздействия на широкие слои населения. [12]

Очевидны значительные успехи стран ШОС в области противодействия кибертерроризму. Все страны-участники проводят упорную работу по обеспечению цифровой безопасности и развитию эффективного сотрудничества в данной сфере. Тем не менее, исследователями выделяются проблемы, связанные, прежде всего, с запаздыванием реакций политических и законотворческих институтов на быстроразвивающиеся угрозы в киберпространстве. Исследователи А.К. Гайнетдиновой и Е.Ю. Сизых отмечают следующие направления, по которым необходимо ускорять темпы развития:

1) совершенствование соответствующей законодательной базы, дальнейшая гармонизация законов стран-участниц ШОС, в том числе и по вопросу экстрадиции киберпреступников;

2) закрепление в законодательстве необходимых понятий, введение и конкретизация в уголовном законодательстве стран-участниц состава преступления и соответствующей ответственности за совершение преступлений информационного терроризма;

3) расширение единой базы данных информационных атак;

4) создание соответствующих исследовательских центров;

5) совместная подготовка кадров;

6) углубление сотрудничества в вопросах диверсификации поставок оборудования.[13]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: