Противодействие кибертерроризму в международных организациях




Введение

В настоящее время цифровые технологии развиваются с невероятными темпами, всё глубже проникают в жизнь человека, государства и общества. Масштаб цифровизации современных обществ сложно было представить ещё 30 лет назад. Современные информационные технологии открывают огромное количество новых возможностей, являются залогом успеха и процветания любой страны. Без их развития невозможен переход к качественно новому этапу развития общества – постиндустриальному.

Однако вместе с новыми возможностями появляются новые угрозы. Террористические организации по всему миру начинают активно применять информационные технологии в своей деятельности. Это явление, появившееся в конце ХХ века, получило название кибертерроризм. Чем больше технологии проникают в общество, тем выше становится опасность, которую представляют преступления, совершённые в цифровом пространстве. Подвергнуться атакам могут государства, международные организации, крупные компании и организации, отдельно взятые люди, объекты гражданского и военного назначения. Кибертерроризм не ограничен одним государством: он носит транснациональный характер и представляет угрозу для всего мирового сообщества. Для борьбы с этим опасным явлением необходима слаженная работа всех стран и международных организаций.

Понимая опасность кибернетического терроризма, страны Шанхайской организации сотрудничества предпринимают активные действию по обеспечению цифровой безопасности региона. Противостояние кибертерроризму – одно из важнейших направлений сотрудничества стран-участников ШОС.

 

 

Проблема понятия «Кибертерроризм».

Кибертерроризм – относительно новое понятие. Его предложил в 1980-х годах Барри Коллин, сотрудник Института безопасности и разведки. Тем не менее, процесс формирования четкого и последовательного определения термина «кибертерроризм» до сих пор не завершен[1]. Профессор Серебренникова А.В. объясняет это тем, что обсуждение кибертерроризма проводится преимущественно в СМИ, где точность формулировок уступает эмоциональной окраске и драматизации. Некоторые исследователи[2] считают, что использование данного термина в принципе некорректно из-за его расплывчатости и преувеличений в СМИ.

Отсутствие общепринятого определения данного понятия порождает ещё одну проблему: кибертерроризмом можно назвать проявления киберпреступности, кибервойны, элементы «обычного» терроризма, что, с одной стороны, создаёт путаницу в международных договорах и соглашениях, а с другой стороны создаёт возможность для беспочвенных обвинений других стран в использовании кибертерроризма в политических целях.

 

Противодействие кибертерроризму в международных организациях

В последние десятилетия государства всё активнее сотрудничают в борьбе с кибертерроризмом в рамках международных организаций. Проблемой кибертерроризма занимаются ООН, Совет Европы, Интерпол, Международная организация экспертов и т.д.

Впервые вопрос об обеспечении цифровой безопасности был вынесен на рассмотрение ООН в 1998 году по инициативе Российской Федерации. Впоследствии Генеральной Ассамблее ООН регулярно представляются доклады, в которых государства-члены высказывают своё мнение по данному вопросу[3].

В 2001 году Совет Европы принял Конвенцию о кибербезопасности – документ обязательного применения, регулирующий правоотношения в области использования компьютерных сетей, определяющий перечень преступлений, совершаемых в киберпространстве, и обязывающий участников создать необходимые правовые условия для предоставления компетентным органам прав на совершение ряда действий, направленных на борьбу с кибертерроризмом. В этот список входят: выемка компьютерной системы, ее части или носителей; изготовление и конфискация копий данных; обеспечение целостности и сохранности данных, относящихся к делу; уничтожение или блокирование данных, находящихся в компьютерной системе[4].

Данную Конвенцию подписали более 50 государств, среди которых не только страны Европы, но и такие государства как Япония, США, Израиль и др., однако Россия в этой Конвенции не участвует, так как, по мнению экспертов, ст. 32 данного документа противоречит российскому законодательству и нарушает государственный суверенитет. Согласно пункту «b» ст. 32, государствам-участникам предоставляется доступ к данным, хранящимся на территории другого государства-участника, причём получение его согласие на это необязательно.

Стоит отметить, что в настоящий момент данную Конвенцию можно признать частично устаревшей и не отвечающей современной ситуации. Конвенция разрабатывалась более 20 лет назад, на тот момент многие потенциальные угрозы в сфере киберпространства были ещё неизвестны. Кроме того, в данном документе отсутствует чёткое определение понятия международного кибернетического терроризма. Стремительное развитие технологий создаёт необходимость в обновлении и дополнении содержания Конвенции.

В 2004 г. в соответствии с регламентом ЕС № 460/2004 (Regulation (EC) No 460/2004) было создано Европейское агентство по безопасности сетей и

информационной безопасности, в рамках которого проводятся учения по обеспечению кибербезопасности[5].

В 2006 году страны «большой восьмёрки» инициировали разработку обновлённых международно-правовых документов, регламентирующих борьбу с кибертерроризмом и отвечающих новым вызовам в данной сфере. Это подтолкнуло мировое сообщество к созданию новых национальных и межгосударственных подразделений, деятельность которых должна направлена на противодействие преступности и терроризму в цифровом пространстве. Примером такой организации может служить Европейский центр по борьбе с киберпреступностью, открытый в 2013 году в Гааге.

ООН также предпринимает активные действия по противодействию компьютерному терроризму. В резолюции 2341 (2017) Совет Безопасности призывает государства «установить или укрепить национальные, региональные и международные партнерские отношения с заинтересованными сторонами, как государственными, так и частными, сообразно обстоятельствам, в целях обмена информацией и опытом и тем самым предотвращения террористических нападений на критически важные объекты инфраструктуры, обеспечения защиты от них, смягчения их последствий, их расследования, реагирования на них и восстановления после причиненного ими вреда, в том числе путем проведения совместных учебных мероприятий и применения или создания соответствующих сетей связи или экстренного оповещения»[6].

Контртеррористическое управление Организации Объединенных Наций (КТУ ООН) реализует ряд инициатив в области новых технологий, включая проект по использованию социальных сетей для сбора информации из открытых источников. В тексте документа S/2015/939 Совета Безопасности (Мадридские руководящие принципы) принят свод руководящих принципов для пресечения потока иностранных боевиков-террористов (ИБТ):

Руководящий принцип 25: «Государства-члены должны рассмотреть возможность пересмотра национального законодательства для обеспечения того, чтобы доказательства, полученные с помощью специальных методов расследования или от стран назначения, и доказательства, собранные с помощью информационно-коммуникационных технологий и социальных сетей, в том числе посредством электронного наблюдения, могли признаваться допустимыми в контексте рассмотрения дел, связанных с иностранными боевиками-террористами, и при этом уважать международные стандарты в области прав человека, включая свободу выражения мнения».

Руководящий принцип 26: «Государства-члены должны создать в национальных правоохранительных органах информационно-коммуникационную и экспертно-криминалистическую базу и укрепить способность правоохранительных органов отслеживать в социальных сетях материалы, связанные с терроризмом, с тем чтобы пресекать поток иностранных боевиков-террористов таким образом, чтобы это не противоречило международным обязательствам государств в отношении прав человека».

Резолюция 2370 (2017) Совета Безопасности «настоятельно призывает государства-члены прилагать совместные усилия с целью не допустить приобретения террористами оружия, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, уважая при этом права человека и основные свободы и соблюдая обязательства по международному праву, и подчеркивает важность сотрудничества с гражданским обществом и частным сектором в этих усилиях, в том числе на основе создания государственно-частных партнерств». НАТО также осуществляет деятельность по противодействию кибертерроризму. К примеру, в 2013 г. было завершено развертывание единой системы НАТО по реагированию на компьютерные угрозы, включающей

центры по реагированию на угрозы в киберпространстве в Брюсселе и Монсе.

Важно не забывать, что процесс формирования устойчивых механизмов противодействия кибертерроризму на международном уровне далёк от завершения. Основными проблемами, препятствующими созданию таких механизмов, являются:

1) Отсутствие единого чёткого определения кибертерроризма;

2) Тесная связь информационной безопасности государств с их суверенитетом, вследствие чего создание единого координационного органа на глобальном уровне практически невозможно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: