Книга поступлений музейных предметов (основного фонда)




на постоянное хранение (для музеев кроме художественных)

первый документ музея, учитывающий все поступления в музей

по следующим параметрам: № по порядку; дата записи; время, источ-

ник и способ поступления, сопроводительные документы, № акта;

наименование и краткое описание предмета (автор, дата, место про-

исхождения, надписи, подписи, печати и пр.); количество предметов;

материал и техника; размер, вес для драгоценных металлов и камней;

сохранность; стоимость при покупке, акт закупочной комиссии;

в какой отдел или собрание поступил, № научного инвентаря; приме-

чание (место нахождения предмета).

 

Коллекционная опись – документ, содержащий описание музейной

коллекции по следующим параметрам: № по порядку, наименование

и описание предмета, материал и техника, размер, вес, сохранность,

примечания.

 

Коллекционный (систематический) метод – это метод, предусмат-

ривающий экспонирование однородных предметов в соответствии

с классификационной системой конкретной научной дисциплины

или отрасли производства посредством типологического

(системного) ряда.

 

Комплексное комплектование – сбор предметов музейного значе-

ния, который объединяет задачи систематического и тематического

комплектования.

 

Комплектование музейных фондов – целенаправленный, планомер-

ный, опирающийся на методологические принципы профильных

дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов му-

зейного значения для формирования и пополнения музейного

собрания.

 

Копия – точное воспроизведение, созданное с целью имитации

или замены подлинника или оригинала.

 

Ландшафтные диорамы – экспозиционное пространство, как прави-

ло, заглубленное внутрь стены с художественно оформленной задней

стеной (макетами валунов, скал и т.п.) и объектами фауны и флоры

на переднем плане.

 

Ландшафтные экспозиции – экспозиции, воссоздающие

«природные ансамбли» посредством таких основных структурных

единиц, как биогруппы и ландшафтные диорамы.

 

Личная коллекция – коллекция, созданная частным лицом и посту-

пившая на хранение в музей.

 

Макет – объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое

создается в определенном масштабе и допускает некоторую услов-

ность в показе.

 

Мемориальная коллекция (лат. memorialis – памятный) – коллек-

ция, предметы которой связаны с определенным лицом (в основном,

умершим выдающимся деятелем) или историческим событием.

 

Методическая экскурсия – знакомство с принципами построения

экспозиции, особенностями хранения фондов, спецификой культур-

но-образовательных программ.

 

Модель – воспроизведение предмета, сохраняющее конструктивные

принципы и фактуру оригинала и создающееся в тех случаях,

когда требуется изменить масштаб предмета, который не может быть

представлен в экспозиции из-за своих габаритов.

 

Музееведческие исследования – формирование новых знаний

в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использо-

вания музейных предметов.

 

Музеи ансамблевого типа – это музеи под открытым небом, дворец-

музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

 

Музеи естественнонаучного профиля – это палеонтологические,

антропологические, биологические, ботанические, зоологические,

минералогические, геологические, географические и др.

 

Музеи исторического профиля – это общеисторические, археологи-

ческие, этнографические, военно-исторические, музеи политической

истории, музе истории религии, историко-бытовые, монографические

(посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллекти-

ву), прочие исторические музеи.

 

Музеи комплексного профиля – это краеведческие музеи, музеи-

ансамбли.

 

Музеи художественного профиля – это музеи изобразительного ис-

кусства, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи народного

искусства, монографические (посвященные какому-либо художнику),

прочие художественные музеи.

 

Музей – это государственное, общественное, частное учреждение

культуры, предназначенное для сбора, хранения, изучения и публич-

ного представления (экспонирования, публикации) музейных предме-

тов и музейных коллекций, являющихся неотъемлемой частью

национального культурного достояния.

 

Музейная аудитория – совокупность людей, включенных в сферу

культурно-образовательной деятельности музея.

 

Музейная коллекция – совокупность музейных предметов, связан-

ных общностью одного или нескольких признаков и представляющих

научный, художественный или познавательный интерес как единое

целое.

 

Музейная коммуникация (лат. communico – делаю общим, связы-

ваю, общаюсь) – общение, обмен идеями, сведениями, умениями,

навыками в музейном пространстве.

Музейная педагогика – это одно из направлений педагогической

науки, которая определяется как междисциплинарная область научно-

го знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии,

музееведения и профильной музею дисциплины, и построенная

на его основе специфическая практическая деятельность, ориентиро-

ванная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.

 

Музейный предмет – предмет, имеющий научную, мемориальную,

историческую и художественную ценность и выступающий как ис-

точник знания, эмоционального воздействия. Для музеев историче-

ского профиля музейный предмет – это памятник истории и культуры

определенной эпохи, для музеев естественнонаучного профиля – это

объект природы, характеризующий природный процесс или явление

и классифицирующийся по своей принадлежности к определенной

профильной научной дисциплине: геологии, географии, зоологии,

почвоведению и т.д.

 

Музейная сеть – совокупность музеев, существующих на определен-

ной территории.

 

Музейная социология – особая отрасль социологии, изучающая

музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потреб-

ности, эффективность деятельности музеев по их формированию

и удовлетворению.

 

Музейная экспозиция (лат. глагол expono – выставлять напоказ,

раскладывать и производного от него существительного expositio

изложение, описание) – целенаправленная и научно обоснованная

демонстрация музейных предметов, которые организованы компози-

ционно, снабжены комментарием, технически и художественно

оформлены и в итоге создают специфический музейный образ

природных и общественных явлений.

 

Музейное собрание – это научно организованная совокупность

музейных предметов, научно-вспомогательных материалов, а также

хранящихся в музее различных средств научно-информационного

обеспечения, в частности архива и библиотеки.

 

Музейно-образный метод – метод, создающий экспозицию посред-

ством экспозиционно-художественного комплекса, в котором

музейный предмет становится средством, элементом «формы».

 

Музейный праздник – комплексная форма культурно-

образовательной деятельности, в которой единой темой объединены

элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного пред-

ставления и пр. Он проводится музейными специалистами на основе

тщательно разработанного сценария и при участии творческих работ-

ников театра, музыкальных учреждений, художественной самодея-

тельности, радио, кино, телевидения.

 

Музейный предмет – движимый объект природы или материальный

результат человеческой деятельности, который в силу своей значимо-

сти для музейного использования изъят из среды бытования

и включен в состав музейного собрания.

 

Муляж – точное воспроизведение размера, формы, цвета и фактуры

подлинника.

 

Научная концепция – первый и важнейший этап проектирования,

раскрывающий экспозиционный замысел и дающий общее представ-

ление о будущей экспозиции. В научной концепции выбирается

и обосновывается тема и главная идея экспозиции, общая тематиче-

ская структура и принципы построения крупных разделов

и комплексов.

 

Научно-вспомогательные материалы – материалы, которые помо-

гают изучать и экспонировать музейные предметы (статистические

данные, схемы, планы, графики).

 

Научное проектирование экспозиции – разработка основных идей

экспозиции в соответствии с теорией и практикой музейного дела,

а также профиля музея.

 

Научно-исследовательские музеи – это музеи, которые функциони-

руют при научно-исследовательских институтах и академиях наук,

в состав которых они обычно входят в качестве структурных подраз-

делений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции

ориентированы, прежде всего, на специалистов.

 

Научно-просветительские музеи – это музеи, занимающиеся иссле-

довательской работой и ориентированные прежде всего на массового посетителя. Их фонды широко используются в культурно-

образовательных целях. В их деятельности большое внимание

уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-

образовательных мероприятий.

 

Новодел – точная копия, выполненная из материала подлинника

и в его же размерах вследствие утраты памятника материальной

культуры на основе научной реконструкции по сохранившимся

фрагментам или описаниям.

Обзорная экскурсия – экскурсия, содержащая главные аспекты дан-

ной темы и дающая таким образом общее представление о музее

и его коллекциях.

 

Общественные музеи – создаются по инициативе общественности

и действуют на общественных началах, но под научно-методическим

руководством государственных музеев. Финансируются такие музеи

создавшими их учреждениями.

 

Первичная регистрация – регистрация поступивших в музей

предметов.

 

Письменные источники – музейные предметы, содержащие инфор-

мацию, зафиксированную с помощью знаков письма – букв, цифр

и других символов.

 

Подиумы – возвышения различной формы для открытого экспониро-

вания объемных предметов.

 

Пояснительный текст – аннотация к залу, теме, комплексу или же

к отельному экспонату. Содержит информацию, которая лежит

за пределами зрительного восприятия экспонатов.

 

Предмет музейного значения – предмет, который обладает научной,

художественной, исторической или мемориальной ценностью

и в силу этого имеет значимость для использования в музее.

 

Профиль музея – это его специализация.

 

Профильная группа музеев – совокупность музеев одной специали-

зации (естественнонаучные, исторические, художественные,

литературные, музеи науки и техники, промышленные, сельскохозяй-

ственные, педагогические и др.)

 

Реликвия (лат. reliquiae – остатки, останки) – предмет, обладающий

высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемый

как память о выдающемся человеке или событии.

 

Реплика – повторение произведения искусства, которое выполнено

автором или другим художником.

 

Репрезентативный (фр. representant – представитель) – представи-

тельный, имеющий определенные характеристики какой-либо

большой совокупности или комплекса; типовой, характерный.

 

Репродукция – копия живописного, графического или фотографиче-

ского изображения, сделанного печатным способом, обычно в ином,

увеличенном или уменьшенном размере.

 

Реставрация – устранение искажений, которые вызваны естествен-

ным старением, нанесенными повреждениями или преднамеренными

изменениями.

 

Систематическая коллекция – коллекция, состоящая из предметов

одного типа, сгруппированных по определенному признаку класси-

фикации – по материалу, отраслям знаний, практической деятельно-

сти, регионам, этническим группам и т.п.

 

Систематическое комплектование – регулярное пополнение музей-

ной коллекции однотипными музейными предметами.

 

Слепок – точная передача облика с произведений скульптуры

и декоративно-прикладного искусства.

 

Социально-психологические исследования – изучение особенно-

стей процесса мышления и восприятия в специфических условиях

музея, а также проблем психологического воздействия музея

на современного человека.

 

Стенды – вертикальные щиты для плоскостного экспонирования.

 

Тематико-экспозиционный план – документ, в котором отражен

конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими

им научными характеристиками.

 

Тематическая коллекция – коллекция, сформированная

из музейных предметов разных типов (документов, фотографий, про-

изведений искусства, вещей и т.д.), которые в своей совокупности

раскрывают определенную тему.

 

Тематическая структура – совокупность взаимосвязанных в логиче-

ской схеме частей экспозиции.

 

Тематическая экскурсия – экскурсия, содержащая материал

на определенную тему.

 

Тематический план экспозиции – документ, который составляется

одновременно с подбором экспозиционного материала и определяет

содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции.

 

Тематическое комплектование – выявление и сбор разнотипных

предметов музейного значения, отражающих конкретную тему.

 

Технический проект – проект, определяющий окончательный вид

экспозиции (от монтажных листов и авторских разработок художест-

венно-конструкторских решений до прокладки коммуникационных

линий для освещения и крепления экспонатов, решения вопросов

отопления, вентиляции, пожарно-охранной сигнализации).

 

Технические средства экспозиции – это действующие модели, уста-

новки для голографических изображений, видеомагнитофоны,

телевизоры, компьютеры, аудио системы.

 

Типовой музейный предмет – предмет, отражающий типичное явле-

ние и обладающий свойствами, которые характерны для большого

числа предметов, существующих в настоящее время.

 

Типы музеев по признаку общественного назначения музеев

научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные

музеи.

 

Турникеты – перекидные листы, укрепленные на шарнирах, на кото-

рых располагаются плоскостные материалы, документы, плакаты,

фотографии.

 

Уникальный музейный предмет – предмет, отражающий типичное

явление, но сохранившийся в одном экземпляре или в очень неболь-

шом количестве и содержащаяся в нем информация приобретает

исключительный характер.

 

Учебные музеи – это музеи, существующие при различных учебных

заведениях и специальных ведомствах, главная задача которых

обеспечить наглядность и предметность процессу образования

и подготовки кадров.

 

Учетная документация – документация, в которой содержатся

данные об отдельных предметах и группах предметов, о порядке их

поступления в музей и в различные фондовые подразделения.

 

Фондовая документация – документация, которая содержит и пере-

дает сведения как о самих фондах, так и о тех явлениях и процессах,

которые документируют музейные предметы, представляя собой

информационную систему.

 

Фондохранилище – специально оборудованное помещение

для хранения музейных предметов.

 

Фонические источники – музейные предметы, на которых с помо-

щью специальных технических приспособлений зафиксирована ин-

формация в виде звуков человеческой речи, шумов, музыки и др.

 

Фото-источники – музейные предметы, содержащие информацию

в виде изображения, полученного с помощью фотоаппаратуры.

Это могут быть не только фотографии, но и негативы на стекле, плен-

ке и других материалах, фотоотпечатки на бумаге, керамике, металле,

диапозитивы на стекле или пленке.

 

Функция документирования – социальная функция музея, преду-

сматривающая целенаправленное отражение в музейном собрании

с помощью музейных предметов различных фактов, событий, про-

цессов и явлений, происходящих в обществе и природе.

 

Функция образования и воспитания – социальная функция музея,

направленная на удовлетворение познавательных и культурных

запросов общества, осуществляющееся в различных формах экспози-

ционной и культурно-образовательной работы музеев.

 

Функция организации свободного времени – социальная функция

музея, обусловленная общественными потребностями в культурных

формах досуга и эмоциональной разрядке.

 

Художественное проектирование экспозиции – это демонстрация

в объемно-пространственной и художественной среде экспозицион-

ного ансамбля на основе художественной концепции в целях

оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея.

 

Художественно-мифологический метод – метод, создающий

экспозицию как полноценное музейное произведение искусства

посредством музейной инсталляции.

 

Частные музеи – музеи, в основе которых лежат собрания, принад-

лежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра.

 

Экскурсия – коллективный осмотр музея, достопримечательного

места, выставки, объекта природы и т.д. по определенному маршруту

под руководством экскурсовода с познавательными, образовательны-

ми, научными и воспитательными целями.

 

Экспозиционное оборудование – специальное оборудование

для демонстрации экспонатов.

Экспозиционный комплекс – это группа экспонатов, связанных ме-

жду собой по содержанию, экспозиционной площади или иным при-

знакам и составляющим зрительное и смысловое единство.

 

Экспозиционный материал – совокупность музейных предметов

всех типов, выставленных в экспозиции, из основного, научно-

вспомогательного и ресурсного фондов музея.

 

Экспонат – музейный предмет, выставленный для обозрения

и являющийся основой музейной экспозиции. В качестве музейного

экспоната могут быть как подлинные предметы, так и воспроизведе-

ния (модели, макеты и т.д.) и научно-вспомогательные материалы

(карты, схемы, графики, тексты).

 

Экспрессивность (фр. expression – выражение, выразительность) –

ценностное восприятие предмета, способность вызывать у человека

ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям,

явлениям и фактам.

 

Эскизный проект – детализация художественной концепции: окон-

чательное распределение экспозиционной площади разделов,

тем и подтем, размещение всех экспозиционных материалов, оконча-

тельное объемно-пространственное и цветовое решение экспозиции,

освещение залов, экспозиции и отельных экспонатов, принципиаль-

ное решение конструкции оборудования и объемных декоративных

элементов, расстановка экспозиционного оборудования, размещение

аудиовизуальных и технических средств.

 

Этикетаж – это совокупность этикеток к отдельным экспонатам.

 

Этикетка – это текст, содержащий название предмета, его атрибутив-

ные данные то есть сведения о материале, размере, способе изготов-

ления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде

бытования, историческом и мемориальном значении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: