Музейные термины
Акт приема-сдачи предметов на хранение в музей – первый
государственный юридический документ, фиксирующий передачу
в музей определенных предметов на постоянное или временное хра-
нение и подписанный двумя сторонами – сдатчиком и сотрудником
музея (оформляется в 3-х экземплярах).
Атрибуция предметов (лат. аttributio – приписывание) – выявление
присущих предмету признаков: физических свойств, функционально-
го назначения, истории происхождения и бытования.
Аттрактивность (лат. аtractio – стягивание [внимания]) – внешняя
сторона предмета, способность привлекать внимание посетителей
своими внешними признаками, в частности формой, размером,
цветом.
Аудиоматериалы (лат. audire – слышать) – фонозаписи, фонокоммен-
тарии (голоса птиц, животных, различные природные шумы; музы-
кальные и документальные звукозаписи исторических деятелей,
поэтов, писателей, певцов и др.).
Аудиовизуальные материалы (лат. audire – слышать + visio – виде-
ние) – кино- и видеоматериалы на различных носителях (кассеты,
видеокассеты, компьютерные диски и т.д.).
Биогруппа – экспозиционный комплекс из объектов животного
и (или) растительного мира.
Бриф (экспозиционный) – это план-проспект, направляющий весь
процесс организации экспозиции до ее открытия.
Буклет (фр. bouclette – колечко) – рекламное или информационное
издание, отпечатанное на одном листе, многократно сложенном.
Бутафория – создание предметно осязаемой атмосферы какого-либо
явления или события путем имитации подлинных предметов.
Ведомственные музеи – музеи, которые финансируются из государ-
ственного бюджета через Министерство финансов и соответствую-
|
щие ведомства.
Ведущий текст – текст, содержащий основную идею экспозиции
в целом или же каких-то ее разделов, тем, залов, комплексов.
Вещественные (вещевые) источники – музейные предметы, пред-
ставляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие
определенной утилитарностью.
Витрины – конструкции для пространственного экспонирования:
горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные.
Голограмма (гр. holos – весь) – объемная оптическая копия реально-
го объекта, основанная на интерференции лучей света – от источника
и от предмета; лазерное фотографирование в трех измерениях.
Государственные музеи – музеи, являющиеся собственностью госу-
дарства и финансируются из государственного бюджета.
Заглавный текст – текст, содержащий названия залов, тематических
разделов, экспозиционных комплексов, помогающий таким образом
ориентироваться в музее.
Изобразительные источники – музейные предметы, которые содер-
жат информацию, зафиксированную посредством зрительного образа
(картины, фотографии, рисунки, планы и др.).
Иллюстративный (иллюстративно-тематический или тематиче-
ский) метод – метод, позволяющий посредством тематико-
экспозиционных комплексов раскрыть определенную тему, сюжет,
проблему, создать музейную иллюстрацию отражаемых событий
или явлений.
Инвентаризация – научная регистрация музейных предметов.
Инвентарная книга (научный инвентарь музея) – документ,
содержащий полное описание всего основного фонда музея по сле-
|
дующим параметрам: шифр, № по порядку; дата записи, ФИО лица,
производящего запись; №№ по книге поступлений; наименование
и развернутое описание предмета, подписи, дата, надписи и пр.; про-
исхождение (место создания, бытования) и история предмета
с публикациями; материал и техника изготовления предмета; размер
и вес (для драгоценных металлов и камней); сохранность, источник
и способ поступления, документ поступления, цена; №№ фотонегати-
вов; примечания.
Инсталляция (англ. installation – установка, оборудование) – модер-
нистское произведение искусства, использующее в качестве фактуры
разного рода бытовые предметы, детали машин и т.д. Музейная
инсталляция создает экспозиционно-художественный образ.
Интерактивный (англ. interactive < лат. inter – между + activus – дея-
тельный) – взаимодействующий, взаимовлияющий, направленный
на общение (с музейными предметами, с сотрудниками музея, между
самими посетителями).
Интерпретация предметов (лат. interpretatio – толкование) – истол-
кование ценности предметов как источников знаний и эмоций.
Устанавливается подлинность, достоверность, репрезентативность
предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные,
экспрессивные и коммуникативные качества, принадлежность
к типовым или уникальным предметам.
Информативность (лат. informatio – сообщение, разъяснение) –
содержательная сторона музейного предмета, способность выступать
в качестве источника сведений об исторических событиях, культур-
ных, общественных и природных явлениях и процессах.
|
Каталог (выставки, коллекции) – аннотированный перечень экспо-
натов (музейных предметов), составленный в определенном порядке.
Кино-источники – музейные предметы, содержащие информацию
в виде динамического изображения, которое фиксируется и воспроиз-
водится с помощью технических средств.
Классификация предметов – установление взаимосвязи предметов,
деление их на группы по признакам родства и различия всего объема
нужных музею предметов.