Донецкие мастера кузнечного дела.




СРС №2 Декоративно-прикладное творчество народа Донбасса.

Цель: углубить знания к изучению декоративно-прикладного творчества Донбасса: воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, развитие познавательного интереса, технического мышления, творческих способностей и технологических знаний в процессе изучения изделий с использованием элементов русской народной вышивки, формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа.

Изучение темы по следующим вопросам:

1. Виды декоративно-прикладного творчества народа Донбасса.

2.Народные традиции: символы, орнаменты.

3.Символы в архитектуре моего города (села).

4.Слияние традиций и современных тенденций в орнаментах и символах.

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы:

 

Донецкие мастера кузнечного дела.

Донбасс может по праву гордиться своими мастерами кузнечного декоративно – прикладного искусства. Донецкие кузнецы делали и продолжают делать произведения, которые известны далеко за пределами нашей республики.

Одним из самых известных символов, конечно же является Пальма Мерцалова. Пальма Мерцалова - самый старый и в то же время самый молодой символ города.Стальная пальма была выкована в конце 1895 года кузнецом металлургического завода «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств» Алексеем Ивановичем

Также одной из достопримечательностей Донецка является Парк кованых фигур. Он открыт в 2001 году. Здесь ежегодно проводится международный фестиваль кузнечного мастерства. Лучшие работы остаются в парке как подарок городу. Этот уникальный ансамбль кованых произведений искусства не имеет аналогов в Европе. Парк кованых фигур – любимое место отдыха горожан и гостей города.

Евгений Ясенов, кузнечных дел мастер ДПИ Донецка, бывший инженер наладчик:

«Сейчас в Донецк как в кузнечный центр приезжают люди со всего мира. Такие мастера, как Анатолий Биловол и Александр Литвинов, учились художественной ковке профессионально в Ленинграде, работали в Донецком художественном фонде, который находился на Соловках, были известны по всей Украине и не только, состояли в Союзе кузнецов Советского Союза.

 

Виктор Петрович Михалев (г. Донецк) - Мастер современного декоративно - прикладного искусства, член Гильдии кузнецов Донбасса, председатель детско-юношеской творческой организации "Надежда".
Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта человека. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения и сувениры. Вот и Донецкие мастера, порой, обыкновенные люди, самоучки, дарят нам всем свое видение мира, свой талант и понимание роли ДПИ, как составляющую художественной культуры родного края в виде использования нестандартного материала для своей работы. Ведь наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево…) или по технике выполнения ( резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей.

Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т. к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно - пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком

Заключение:

Стремление раскрыть творческий потенциал народа растет и растет: с одной стороны, авторы ощущают инновационные тенденции мировой художественной культуры, с другой - изучают аутентичные истоки народного искусства. Эти формы духовного освоения мира позволяют мастерам ДПИ достойно представлять Донбасс в мире художественной культуры.

После самостоятельного изучения студент приводит примеры декоративно-прикладного творчества народа Донбасса; обосновывает региональную уникальность Донбасса менталитет народа Донбасса

 

Задание. Подготовьте в виде презентации или реферат народные промыслы Донбасса.

Составить карту «Карта промыслов Донецкой Народной Республики».

Составьте краткий конспект «Русская вышивка» и дайте ответ на следующие вопросы:

1.Назовите известные вам виды вышивки

2.Что, по вашему мнению, означает словосочетание «вышивка как оберег», почему вышивка так ценилась и почиталась в древней Руси?

4.Чем отличается городская вышивка от крестьянской?

5.Какие узоры чаще всего встречаются на полотнах с русской вышивкой и что они символизируют?

Литература.

1.Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство, 1982. – 577 с., ил

2.Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». автор Горячева Н.А. Издательство «Просвещение». 2003 г.

Интернет – ресурсы:

· https://yandex.ua/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fpoezhaika.ru%2Fmapimages%2Ffpx0PHZ5qAaBb6UuKYEeofC&_

https://alldonetsk.com/events/7258-keramika-irina-i-gennadiy-vasilevy.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: