Методики исследования психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.
(дополнительный материал).
Тесты, определяющие уровень произвольной регуляции деятельности детей
В способности произвольной регуляции детей входят их умение подчинять свою учебную деятельность и поведение заданным правилам, требованиям; умение сдерживать свои эмоциональные порывы, если того требует ситуация (не говорить вслух на уроке, не вскакивать с места, не кидаться в драку, не заливаться слезами по малейшему поводу и т.п.); умение планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков; способность длительно выполнять неинтересную работу, если это необходимо, подчинять свои минутные интересы и желания будущим, более важным целям и многое другое. От того, насколько у вашего ребенка развиты эти способности, будет во многом зависеть его успеваемость в школе и его социальное благополучие, благоприятный статус внутри классного коллектива.
"Найди такой же предмет" (тест Кагана) (определение степени импульсивности-рефлективности в психической регуляции детей).
Ребенку предлагают картинку с изображением какого-нибудь предмета (самолет, цветок, кошка...) и еще карту с изображением 6-ти самолетов, цветов и т.п., среди которых только один — точная копия образца, а другие 5 имеют малозаметные отличия.
Следует фиксировать время обдумывания ребенком задачи, от момента предъявления общей таблицы и число ошибок.
Оценка результатов:
(1) Высокая импульсивность — скорость ответа 10 сек и менее.
(2) Выраженная рефлексивность — скорость ответа более 30 сек.
Безошибочность ответов при их высокой скорости говорит о быстроте, гибкости и точности мышления и не является поводом для беспокойства родителей по поводу будущей успешности их ребенка в обучении.
|
Большая неточность ответов, при их высокой скорости, свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь своему эмоциональному порыву. Безусловно, выраженная импульсивность негативно отражается на успеваемости детей в школе, однако, это качество познавательной активности личности поддается коррекции. Поощрение обдумывания своих действий, специальные тренировки действий в сдержанном стиле поиска ответов, выработка приемов организации внимания — способны дать положительные результаты. За помощью в этом вопросе родители всегда могут обратиться к специалистам— психологам.
Чрезмерная рефлективность детей так же должна озаботить родителей, так как такие дети испытывают в обучении трудности другого рода: они менее спонтанны и непосредственны в выражении своих мыслей и чувств, чувствуют себя менее свободно в классе на уроке, в общении со взрослыми и сверстниками, и очень озабочены результатами любой своей работы; такие дети менее решительны и уверены в себе, испытывают большее интеллектуальное и эмоциональное напряжение при необходимости принять решение. Рекомендации по коррекции этих качеств личности ребенка также можно получить у квалифицированных специалистов: конкретные в каждом конкретном случае.
"Палочки и крестики"
(определение уровня саморегуляции и стиля учебной деятельности) Ребенку предлагают тетрадный лист в клетку с полями, на первой строчке сверху написан образец задания: 1+1+1—1+1+1—1+ 1 и т.д.
|
Испытуемому необходимо в таком же порядке писать палочки и штрихи в течение 5 мин., соблюдая следующие правила:
(1) — пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности.
(2)—переходи на другую строчку после знака "-".
(3) — не пиши на полях.
(4) — пиши каждый знак в одной клеточке.
(5) — соблюдай расстояние между строчками в 2 клеточки. Все правила можно сначала разъяснить и показать ребенку.
Оценка результатов:
(5) баллов — Ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, старается делать аккуратно, не спешит сдать работу по окончании и пытается еще раз проверить написанное.
(4) балла — делает больше ошибок, но не замечает их и не старается исправить, не очень заботится о качестве выполнения работы, но стремится к успеху.
(3) балла — безразличен к результату работы, не стремится исправлять ошибки, не соблюдает все правила инструкции.
(2) балла — следует лишь некоторым правилам, но забывает быстро и их, выполняет работу хаотично.
Диагностика памяти.
"Узнавание фигур" (тест Бернштёйна). Ребенку предлагают табл. 1 с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции 10 сек. Ему необходимо запомнить фигуры.
Сразу после показа ему предъявляют табл.2, где фигуры-эталоны разбросаны среди других 25 фигур. Ребенок должен опознать среди них увиденные.
Оценка результатов:
Очень высокий — 9 фигур узнаны верно. Норма — 7-8 фигур (для 7 лет). Низкая норма — 6 фигур (для 7 лет, для 6 лет — норма). Низкий результат — меньше 6 фигур.
|
"25 Картинок" (методика Истоминой). Ребенку показывают поочередно 25 картинок с изображениями каких-либо знакомых предметов, животных, растений, игрушек. Время экспозиции каждой картинки З сек (можно использовать картинки любого игрового лото и др.). Потом ребенку предлагают вспомнить, что он видел.
Норма для 7 лет — 7-8 картинок.
Норма для 6 лет — 6 картинок.
"9 геометрических фигур".
Ребенку предъявляют табл. с простыми геометрическими фигурами, всего 9 фигур. В течение 18 сек. ребенок должен запомнить фигуры, а затем в отсутствие образца воспроизвести их на бланке ответов.
Оценка результатов:
Норма — 6-8 фигур. Очень низкий — меньше 4 фигур.
"Сложные фигуры" (шкала памяти Векслера). Ребенку предъявляются поочередно табл. 1, 2, 3, 4. Размер каждой фигуры — 20х30 см. Время показа — 3 сек. Сразу после окончания показа ребенку предлагают зарисовать на бланке ответов увиденную фигуру.
Оценка результатов:
Табл. Наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от направленности флажков — 1 балл.
• правильно поставленные по отношению друг к другу флажки — 1 балл.
• точность, равные линии, поставленные под правильным углом — 1 балл.
• (максимум — 3 балла)
Табл.2. Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл
• четыре малых квадрата в большом квадрате — 1 балл
• два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл
• 16 точек в малых квадратах — 1 балл
• точность в пропорциях — 1 балл
• (максимум — 5 баллов)
Табл.3. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом
краю —1 балл
• центр, правая или левая сторона правильно воспроизведены, фигура верная, за исключением одного угла — 1 балл
• фигура верно воспроизведена, в приблизительно равных пропорциях — 3 балла
• (максимум — 3 балла)
Табл.4. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл все вершины внутреннего прямоугольника соединены с углами наружного —1 балл
• маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.
• (максимум — 3 балла)
На нашей выборке (64 человека) были получены следующие средние показатели успешности:
в группе умственно отсталых — ни один человек не воспроизвел верно (даже частично) ни одной фигуры (10 человек).
в группе детей с задержками развития (10 человек) — оценки за 4 таблицы в среднем — 2 балла, в группе детей с нормальным интеллектом (38 человек)
• низкая оценка 4-5 баллов.
• средняя оценка — 6-6,5 баллов:
• хорошая оценка — 7-9 баллов.
• очень хороший результат (высокий) 10-12 баллов (2 человека).
"Запоминание цифр". Ребенку предлагают запомнить ряд случайных цифр, начиная с 3-х:
813 3126 52169 631925 645 7482 38471 936472
Если ребенок не повторил предъявленный ряд цифр в том же порядке, то ему прочитывают повторно другой ряд цифр того же количества.
Оценка результатов: максимальное число цифр, которое может запомнить ребенок — норма для 6-7 лет — 5-6 цифр.
Более сложным заданием является повторение цифр в обратном порядке. Начинать с 2-х цифр: например: 73 — ответ ребенка 37, 629 — ответ ребенка 926...
норма для 6-7 лет — 3 цифры в обратном порядке и более.
"Пиктограммы" (тест А.Лурии)
Ассоциативное зрительно-словесное запоминание. Предложите ребенку запомнить 16 слов с помощью рисунков. К каждому слову, которое вы будете читать, он должен будет нарисовать что-нибудь такое, что поможет ему лучше запомнить слово. Примерный перечень слов:
СТУЛ ШАПКА РУЧКА БАНКА ЗВЕЗДА ПЕРЕХОД КЛЮЧ КАРТИНКА НОЧЬ ЧАЙ БЕГЕМОТ ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ ФУТБОЛ ПЛАТЬЕ УЛЫБКА МИР.
Затем, глядя на свои картинки, ребенок должен вспомнить все слова. Такой прием подключения зрительных ассоциаций к запоминанию значительно улучшает запоминание, но только у тех детей, мыслительные способности которых достаточны, чтобы подобрать точные, адекватные образы к словам и узнаваемо изобразить их на бумаге.
Оценка результатов:
Хороший — ребенок правильно вспоминает все слова; легко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам.
Средний — затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам (мир, сомнение, вражда); вспоминает не все слова.
Низкая — затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев, и его образцы-изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминает меньше 10 слов.
Диагностика мышления.
Базой для развития интеллектуальных способностей ребенка являются возможности образно-логического, наглядно-действенного (конструктивного) и сенсомоторного мышления ребенка. Без умений анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; без умения устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками; без способности строить самостоятельные умозаключения или выводить закономерности на основе анализа, синтеза, индукции (восхождения частного, конкретного к общему) и дедукции (перехода от общих правил, понятий к конкретным явлениям) — без всех этих способностей и умений не может быть хорошей обучаемости ребенка в школе. Тесты всех предыдущих разделов сборника в той или иной степени так же выявляют уровень развития мышления детей, но в этом параграфе даются специально направленные на эти цели пробы.
Тест объединения форм Торндайка
Ребенку предлагают серию картинок с изображениями закрашенных и пустых геометрических фигур. В каждом случае дается одна инструкция: "Найди среди пустых фигур ту, в которую точно поместятся все закрашенные фигурки (квадраты или треугольники, прямоугольники), но так, чтобы они не заходили одна на другую".
Тест разъединения фигур на части. В аналогичном задании можно предложить ребенку сосчитать, сколько квадратов или треугольников составляют ту или иную фигурку.
"Фигуры из спичек", (тест Гольдштейна-Ширера). Ребенку предлагают составить фигуры из спичек по образцу, а потом воспроизвести их по памяти.
"Переставь спичку".
Ребенку предлагают перестановкой одной или двух спичек превратить одно изображение в другое или как-то его изменить. Например, передвижением только двух спичек в каждом случае нужно (1) повернуть дом другой стороной и (2) сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону. Вишня находится в стакане, составленном из спичек. Как с помощью только одной спички вынуть вишню из стакана? Подсказка: как, переставив только одну спичку, можно достать вишню из стакана?
"Составь квадрат".
На рисунке представлены 4 квадрата, по-разному разрезанные на несколько частей. Необходимо вырезать их из плотной однотонной бумаги и предложить сложить ребенку из частей квадраты по очереди (1, 2, 3, 4—в порядке возрастающей трудности). Время фиксируется на каждый квадрат — не более 3 мин.
Оценка результатов:
Очень высокий результат — ребенок складывает все 4 квадрата в указанное время. Время для четвертого квадрата неограниченно.
Хороший результат — 3 квадрата (складывает самостоятельно, без всякой помощи, в указанный лимит времени).
Средний результат — 2 квадрата (в указанное время).
Низкий результат — 1 из двух первых квадратов.
Очень низкий результат — ни одного квадрата не может сложить самостоятельно.
Тест Вартегга.
Часто при тестировании детям предлагают различные модификации этого задания, которое состоит в том, чтобы создать целостное изображение, используя как его первоначальную основу один из 8-ми различных элементов; это могут быть точка, волнистая линия, отрезки прямых в разных положениях, заштрихованный квадрат, полуокружность, пунктирный треугольник, запятая, галочка и т.д. и т.п.
Оценка результатов: оценивается скорость выполнения задания, легкость появления ответов, реалистичность, сложность и точность рисунков, их оригинальность. Вариантом подобного теста может быть предложение нарисовать как можно больше изображений, используя только круги, или только треугольники и т.д. Или дополнить какую-либо фигуру неправильной формы до целостного изображения. (Тест имеет и другие параметры оценки, например, при использовании его в клинической диагностике).
"Чего не хватает?" (7-е задание субтеста Векслера). В серии последовательно усложняющихся картинок ребенок должен найти недостающие детали изображения. Это нос, каблук, хвост, вода из маленькой лейки.
"Пробел в картинке" (4-е задание теста Ait Мейли). Ребенку предлагается серия картинок, в которых часть изображения закрыта пустым квадратом. Требуется назвать, что должно быть нарисовано (видно) на месте пустого квадрата. За каждый правильный ответ — 1 балл.
"Фрагмент картины"
Ребенку предлагается серия фрагментов каких-то картин. Необходимо нарисовать в воображении картинку и восстановить все ее части (слева, справа, сверху, снизу), рассказав, что там должно быть. Оценивается легкость появления ответа, логичность и правильность в завершении изображения; целостность интерпретации картины, наличие сюжета в рассказе-описании картины, описание событий до того, сейчас и потом, ответы на вопросы: где? как? почему? когда?
"Сохранение количества" (эксперименты Пиаже). В возрасте 6-7 лет показателем интеллектуальной зрелости ребенка является понимание им закона сохранения длины, массы, веса, количества. Ребенку могут быть предложены с этой целью задачи. Когда на его глазах взрослый делает какие-то преобразования с жидкостью, пластилином, пуговицами, проволокой, а затем спрашивает ребенка, где стало больше или длиннее?
Оценка результатов:
Высокий — ребенок сразу утверждает, что везде осталось поровну. Он не поддается на попытки диагноста его переубедить. В качестве обоснования своего ответа ссылается на аргументы: (1) идентичности (ничего не изменилось, проволока одна и та же, просто ее согнули, воду же не отливали, а просто перелили ту же самую в другой стакан). (2) компенсации (этот кусок пластилина тонкий, но зато шире; стакан выше —но уже и т.д.). (3) обратимости (если проволоку распрямить, она остается такой же, как и была; из лепешки пластилина можно сделать круглый шар, как и был).
Средний — в своих ответах ребенок дает и правильные ответы (в одних заданиях) и неправильные — в других, и колеблется — в третьих.
Низкий — ребенок в единственном случае дает верный ответ, в остальных колеблется или говорит неверно.
Существует недемонстрационный способ проверить овладение ребенком понятия сохранения (например, веса):
ЗАДАЧА: Цапля на одной ноге весит 10 кг, сколько она будет весить на двух ногах? Что тяжелее — 1 кг железа или 1 кг ваты?
Тест "Комбинаторика".
Ребенку предлагают лист бумаги с тремя фигурами: треугольником, зигзагом и кругом. Поясняют рисунок: как-то раз воробышек крылатый, мышонок мохнатый да блинок масленый отправились гулять, да только не захотели блинок и мышонок становиться после воробышка. Спорили-спорили, как им стать? Ничего не решили. Помоги друзьям! Расставь их друг за другом, по-разному столько раз, сколько это возможно, пусть выберут, как им удобнее идти на прогулку. Нарисуй свои варианты.
Оценки:
Высокая — 5 новых вариантов.
Средняя — 3-4 варианта.
Низкая—1-2 варианта.
"Угадайка" (методика Переедена Л.И.). (Прогнозирование закономерности).
Ребенку поочередно предлагают три испытания. В каждом из них от него требуется угадать, в какой последовательности должны чередоваться две буквы А и Б. Правильный для каждой серии порядок устанавливается ребенком на основе сличения своего прогноза с картинкой, которую ему показывает взрослый после того, как он выскажет свое предположение.
Например, в 1 серии экспериментатор загадывает простую последовательность чередования АБ АБ и т.д. Перед ребенком кладут 20 карточек с буквами А и Б (по 10 каждой). Ребенок угадывает: первая Б. Ему показывает экспериментатор А. Ребенок угадывает следующую А — экспериментатор показывает Б. Следующий шаг ребенка — А. Экспериментатор подтверждает — показывает А. Ребенок говорит Б — экспериментатор тоже показывает Б. После чего ребенок безошибочно показывает 3 следующие карточки с буквами АБАБАБ. Это считается правильным решением задачи.
II серия (АББ). Перед началом ребенка предупреждают, что за данная взрослым последовательность будет другая (всего 60 букв — 20 блоков по три). Процедура "угадывания" аналогична первой. Задача считается решенной после 3-х подряд правильно предсказанных блоков: АББАББАББ.
III серия (ААБА). 60 карточек, 15 блоков по 4 буквы в каждом. Процедура проведения та же самая.
• Во время всех трех серий в каждой из них фиксируется число неверных (ошибочных) предсказаний, сделанных до получения правильных решений.
Оценка результатов: 12 и менее ошибочных результатов — высокая эффективность прогностической деятельности. Более 18 ошибочных предсказаний — низкая оценка.
"Числовой ряд". Ребенку, умеющему считать, могут предложить продолжить какой-либо числовой ряд;
10, 8, 6.....или 1, 3, 5....1, 4, 7...5, 10, 15.... или найти ошибку в числовом ряду: 1,2,3,4,5,7,8,9,10.
1,2,3,4,5,6,8,7,9, 10 и разные другие. Можно предложить ребенку продолжить ряд из любых фигур, предметов или букв, например: +0=+0=... или; СКСК...; АБСАБС...; черный, красный, желтый,
черный...
Формирование искусственных понятий (методика Л.С.Сахарова-Выготского. Модификация А.В.Говорковой).
Ребенку показывают 16 карточек с геометрическими фигурами, которые отличаются по форме (2 вида), цвету (красный и зеленый) и величине (4 размера). На обороте карточек написаны условные обозначения фигур, например: мюсли, гурек, конти и ладун. Ребенок берет любую фигуру и пытается подобрать к ней какую-нибудь другую (ориентируясь, например, на форму или цвет фигуры). Каждую выбранную фигуру ребенок переворачивает, сличает надпись на обороте с названием первой фигуры. Ориентируясь на правильность своего выбора, ребенок в конце концов находит все 4 фигуры одной группы (по признаку величины). А затем, таким же образом образует три группы другого размера. По числу ошибочных ходов определяют успешность выполнения теста. Минимальное число ошибок — 2 — это очень высокий результат. Очень низкий — неспособность самостоятельно сформировать 4 группы по признаку разной величины площади фигур.