Теория систем гласит, что всякая система состоит из подсистем. Принимается, что любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей. Иерархия и число подсистем зависят только от внутренней сложности системы в целом.
Иерархическая пирамида (структура) технологии и организации перевозок. В вершине этой пирамиды находятся интермодальные перевозки. Ниже – мультимодальные перевозки. Далее – юнимодальные перевозки, затем внутриобластные и городские перевозки специализированными автотранспортными предприятиями и, наконец, местные перевозки отдельных предпринимателей и собственным транспортом производственных и коммерческих структур.
Каждые из приведенных видов перевозок обладают специфическими особенностями в технологии, организации и управлении, но они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем перевозки и составляющие эти схемы звенья или элементы. Перевозочный процесс на каждой стадии (позвенно) можно представить в виде определенной подсети. Политика контроля и управления в такой системе моделируется синхронизацией позиций на каждой стадии (в каждом звене). В свою очередь, составляющие элементы перевозки грузов характеризуются определенными, присущими только им закономерностями. В технической и экономической литературе нет единого толкования многих основополагающих понятий: перевозочный процесс, транспортный процесс, цикл транспортного процесса, транспортная система, транспортный комплекс и т.д. Операции, из которых складывается процесс перевозки, неоднородны и сильно отличаются своей продолжительностью. Некоторые операции, объединяясь, создают определенные этапы этого процесса, каждый из которых выполняет свои задачи. Как отдельные операции, так и этапы процесса перевозки находятся в определенной зависимости друг от друга (прежде чем транспортировать груз, его надо погрузить и т.д.). Таким образом, данный процесс является многоэтапным и многооперационным, с большой технологической, эксплуатационной и экономической разнородностью операций. Отдельные этапы процесса перевозки груза часто рассматриваются как самостоятельные. Поэтому в литературе в настоящее время пишут о перевозочном процессе, процессе транспортирования, о погрузочно-разгрузочном процессе и т.д.
|
Схемы процессы перевозки грузов.
Процесс перевозки имеет циклический характер. Это значит, что, за исключением трубопроводного транспорта, который действует непрерывно, перемещение грузов совершается повторяющимися производственными циклами, следующими один за другим. Ритм этих циклов определяется их частотой, которая, в свою очередь, зависит от средней продолжительности одного цикла. Каждый цикл характеризуется высокой степенью динамизма, непрерывной сменой состояния и изменением состава элементов. Циклы отдельных процессов перевозки колеблются во времени. Однако они всегда имеют начало и конец. Каждый повторяющийся цикл перевозки слагается из многих отдельных этапов, находящихся в тесной взаимосвязи и одинаково направленных, так как их конечная цель – достичь пространственной смены положения грузов. Комплекс этих циклов, слагающихся в цикл перевозки, создает перевозочный процесс.
|
Анализ схем процесса показывает, что в любом процессе перевозки есть этапы, присущие только грузу, только подвижному составу, но есть и совместные этапы. К последним относятся этап погрузки, транспортирования и разгрузки. Различные этапы – подача подвижного состава под погрузку, подготовка груза к отправке, хранение груза в пункте производства и промежуточных пунктах, складирование, экспедиторские операции и т.д. Такое положение затрудняет однозначность понятия процесса перевозки. С позиции автотранспортных предприятий, когда на первый план выдвигаются вопросы улучшения использования подвижного состава, сокращения времени оборота подвижного состава и т.д., для выполнения процесса перевозки груза необходимо помимо его транспортирования произвести погрузку и выгрузку, а также подать подвижной состав под погрузку, т.е. выполнить транспортный процесс.
Дадим определения некоторым основополагающим понятиям:
Процесс перевозки – совокупность операции от момента подготовки груза к отправлению до момента его получения, связанных с перемещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм, размеров и физико-химических свойств.
Процесс перемещения – совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного его хранения, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки.
Транспортный процесс – совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку. Цикл транспортного процесса – производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирования и разгрузки. Законченный цикл транспортного процесса называется также поездкой.
|
Операция перемещения – часть процесса перемещения, выполняемая с помощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную.
Транспортирование – операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки.
Транспортная продукция – масса груза в натуральном выражении доставленная от места производства до места потребления. Опыт по организации перевозок показывает, что не весь груз, погруженный в пункте производства на подвижной состав, доставляется до места его потребления. Причина тому – потери груза, порча, естественная убыль и др.
Дать характеристику продукции по 13 показателям качества. Вид продукции – легковой автомобиль. Характеристика представлена в таблице 1, приведён пример заполнения таблицы на примере показателя назначения.
Таблица 1 - Характеристика качества легкового автомобиля
Группа показателей качества | Характеристика группы | Показатели качества |
1. Назначение | Характеризует природные или технические совершенства продукции и соответствие ее своему функциональному назначению | Функциональное назначение легкового автомобиля состоит в том, что он является средством транспорта, обеспечивающим доставку мелких грузов и людей из одного пункта в другой. |
2. Технологичность | Совокупность свойств конструкции изделия, при оптимальных затратах труда, средств, материалов и времени при технической подготовке произ-ва, изгот-ии, эксплуатации и ремонте по сравнению с однотипными изделиями при обеспечении уставных значений показателей качества и принятых условий изготовления, эксплуатации и ремонта. | Применение высоких технологий при производстве автомобиля. Низкий выброс в атмосферу вредных веществ. |
3. Сохраняемость | Свойство автомобиля или его составной части сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования. | Примение современных лакокрасочных покрытий, защита металла от коррозии. |
4. Ремонтопригодность | Свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта. | Легкодоступность замены узлов и агрегата автомобиля |
5. Безотказность | Свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого промежутка времени или вплоть до выполнения определенного объема работы без вынужденных перерывов (например, на ремонт). | Гарантируемый ресурс работоспособности узлов и агрегатов автомобиля. |
6. Долговечность | Свойство элемента или системы длительно сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при определенных условиях эксплуатации. | Благодаря современным технологиям увеличивается срок работы автомобиля. |
7. Эргономичность | Наибольшая производительность при наименьшей вероятности ошибки. | Производство комфортабельных автомобилей, которые позволяют использовать встроенный компьютер, навигатор, кондиционер и т.д. |
8. Стандартизация и унификация | Унификация –это приведение к единой норме, к единой форме. Стандартизация - это один из видов деятельности по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения экономии ресурсов и качества продукции. | Должны быть единые стандарты на все запчасти. |
9. Патентное право | Подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изготовление, применение, продажа, иное введение в гражданский оборот) объектов интеллектуальной собственности, охраняемых патентом. Упомянутые объекты интеллектуальной собственности называются также промышленной собственностью. | Производитель одного бренда не может выпускать автомобили под маркой другого производителя. |
10. Эстетичность | Достоинства продукта для пользователя, отвечающие его эстетическим, этическим потребностям или понятиям престижности. | Знаковость (форма автомобиля, дизайнерские решения); оригинальность (отличие от других моделей этого класса, наличие в интерьере признаков фирменного стиля); тектоничночть (зрительная уравновешанность элементов –кузова, сидений); пластичность (выразительность форм частей и целого). Сочетание цвета, фактуры и декоративных элементов. |
11. Транспортабельность | Это степень трудоемкости перевозки автомобилей. | Легкодоступность доставки конечному потребителю. |
Приложение
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3