Эссе
В средневековом обществе конец XI века ознаменовался возникновением нового понятия, больше известного как «куртуазная любовь», которое предполагало особое поведение при дворе. Его суть заключалась в поклонении рыцаря к замужней даме, как правило выше его по статусу. Такое явление и породило образ Прекрасной Дамы, который широко освещался в средневековой рыцарской куртуазной литературе.
Ж. Дюби в своей работе «Европа в Средние Века» описывает куртуазную любовь как игру, целью которой является избрание и завоевании дамы сердца. В «Культуре рыцарской среды» И. Николаевой и Н. Карначук говорится, что куртуазная любовь – это новая форма отношений между мужчиной и женщиной, которую можно назвать «утонченной любовью». По мнению российского литературоведа А.Д. Михайлова, главная концепция куртуазных романов заключается в том, что возлюбленная является именно дамой, а не женой и подругой.
Есть два правила рыцарского поведения, две страсти и обязанности: «сражаться и любить», которые совершаются совершенно бескорыстно. Куртуазная любовь основана на поклонении Даме и строится по модели вассальных отношений. Женщина в этом дуэте играет главную роль, занимает место сеньора. Влюбленный приносит клятву своей избраннице и служит ей как сюзерену. Верность избраннице также была важным условием. Но дама же не брала на себя никаких обязательств, рыцарю обещались только благоволение и милость.
Для написания куртуазных романов авторы брали информацию из многих источников классических, восточных и европейских, в качестве главных героев нередко использовались образы известных людей. По свидетельствам известного средневекового романиста, Кретьена де Труа, на написание сюжета «Ланселота» его вдохновила Мария, графиня Шампанская, дочь знаменитой Алеоноры Аквитанской.
|
Женские образы в рыцарской куртуазной литературе раскрываются совершенно по-разному. Так, Энида, героиня романа Кретьена де Труа «Эрек и Энида» является символом всепобеждающей любви. Изольда Белокурая, героиня романа «Тристан и Изольда» является воплощением трагичной, но истинной любви. Эталонным образом Прекрасной Дамы является Гвиневера, жена короля Артура, героиня романа Кретьена де Труа «Ланселот, или рыцарь телеги». Она капризно и своенравно испытывает на прочность чувства своего рыцаря Ланселота, который влюблен в нее и посвящает ей все свои подвиги. В некоторых произведениях, например, у Готье де Куэнси, Дева Мария воспевается как Прекрасная Дама.
Вопреки мнению некоторых авторов, женская роль в куртуазной литературе не является пассивной. В жизнеописаниях трубадуров Джауфре Рюделя и Гильема де Кабестаня, необходимость оценивать по заслугам любовь и верность вынуждает Даму после смерти возлюбленного уйти в монастырь или покончить с собой.
Также, хотя куртуазная любовь предполагает собой скорее платонические отношения, то в рыцарской куртуазной литературе зачастую преобладают отношения плотские, что, однако, не мешает романам обладать своей куртуазностью. В доказательство можно привести известное куртуазное произведение – «Тристан и Изольда», в котором после заточения Изольды своим мужем в башню, Тристану с помощью ее служанки удается пробраться к возлюбленной, где несколько дней они наслаждались любовью, пока спящий Тристан не был схвачен.
|
Вообще, в женских образах куртуазных произведений можно проследить не только красоту, но и стремление к хитрости и некоторой скрытности. Снова в пример следует привести несколько сцен из «Тристана и Изольды». Король Марк приказал своему поверенному слуге Одре надзирать за королевой, т.к. он подозревал о существовании влечения между Тристаном и Изольдой. После того, как Одре прознал, что Тристан и Изольда встречаются в саду. Тогда король Марк сам пожелал убедиться в этом. Но, влюбленные это заметили, и король услышал специально предназначенную для его ушей беседу. Также следует привести более раннюю сцену после свадьбы Марка и Изольды. Чтобы скрыть провинность Изольды от короля, было придумано сделать так, чтобы первую ночь тот провёл со служанкой Бранжьеной, которая была девственна. Когда король Марк вошёл в опочивальню, Изольда задула свечи, объяснив это старинным ирландским обычаем, и в темноте уступила своё место служанке.
Роман «Эрек и Энида» Кретьена де Труа можно назвать некой противоположностью общепринятым «постулатам» куртуазной любви. Эрек знатен и богат, Энида бедна – она дочь полунищего дворянина, вконец разоренного феодальными усобицами. Но это не мешает ему разглядеть в девушке, которая одета в бедное и поношенное платье, красоту и благородства. Любовь Эниды к супругу выдерживает все испытания. Таким образом, в этом романе не важен статус женщины. Более того, отрицается невозможность супруги являться Прекрасной Дамой.
К сожалению, культ Прекрасной Дамы просуществовал недолго. Уже в первой половине XIII века Прованс подвергся четырем крестовым походам из Северной Франции, и с его падением трубадурское искусство быстро пришло в упадок. Однако, куртуазная любовь оставила большой отпечаток в средневековой литературе и в средневековой жизни. В каждом произведении образ Прекрасной Дамы может различаться, но некоторых их них объединяет наличие, пусть иногда и трагичной, но все же любви.
Список использованной литературы
1. Михайлов, А.Д. Французский рыцарский роман / А.Д. Михайлов. – М.: Наука, 1976.
2. Николавева, И.Ю. В культуре рыцарской среды: учебное пособие / И.Ю. Николаева, Н.В. Карначук. – Томск: издат-во Томского гос. ун-та, 2000.
3. Дюби, Ж. Европа в Средние века / Ж. Дюби. – Смоленск: Полиграмма, 1994.
4. Мелетинский, Е.М. Средневековый роман / Е.М. Мелетинский. – М.: Наука, 1983.
5. Гуревич, А. Избранные труды. Культура Средневековой Европы / А. Гуревич. – СПб.: издат-во С.–Петерб. ун-та, 2007.
1+1+1+1+0,5+0,5 = 5