Тема: Лекарственные травы и кустарники.




Дата: 02.02.22 школа 4 время 15.35-27-35 занятие №37

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

задачи: формировать представление детей о разнообразии лекарственных растений, об их влиянии на организм человека и жизненно важной ценности; закрепить умение распознавать лекарственные растения по внешнему виду и правильно их называть; закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений. Ход занятия:

Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.


Когда ты входишь в лес

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.


Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки этих травах, и попробуйте отгадать их названия.

1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»


1. Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня. (Крапива).

2. Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик).

3. Стоит в лесу кудряшка -

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая? (Ромашка).

4. Каждый лист мой любит

Тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник).

5. В траве растет, в лесу,

Все его собирают, рвут.

Цветки желто — золотистые,

Будто звездочки цветут. (Зверобой)

6. Пряность это и приправа,

Чай с ней удался на славу,

Догадаются ребята,

Ну конечно, это … (Мята)

7. Ранние, весенние, желтые цветы,

Очень необычные зеленые листы,

С одной стороны -лист блестящий и гладкий,

С другой — он светлее, приятный и мягкий.

Скажите, цветочек, как этот зовут? (Мать-и-мачеха)


- Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.

2. Беседа: «Что мы знаем о лекарственных растениях».

- И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник, зверобой и мяту, мать-и-мачеху можно объединить в одну группу, какую? (Это лекарственные растения)

Давайте поговорим о лекарственных растениях.

- Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели.)

- Как человек стал искать помощи у разных растений? (Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)

Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.

Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».

Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.

Посмотрите на это растение (показ на плакате).

- Как оно называется? (Подорожник)

- Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)

- Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве.)

- Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживают.)

- Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей - одуванчик)

- Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, …..)

Пройдите к следующему плакату.

О каком растении говорят, что оно жжёт? (Так говорят о крапиве)

- Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)

- Но почему же всё - таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из - за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков — едкая жидкость, она то и жжёт.

- Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).

- Ребята, а какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? (Это тысячелистник).

- Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.

- Зверобой – это лекарство, как говорят в народе, от 99 болезней. Цветы желто-золотистого цвета. Настои зверобоя употребляют для возбуждения аппетита, от ангины, гриппа, головной боли, ревматизма.

- Кто знает как называется это растение? Правильно, мята, растет она и в огороде и в лесу. Распознать можно по необычному запаху. Действует как успокаивающее средство.

- Посмотрите на это растение. Как оно называется? А вы знаете, почему оно так называется? (У него с одной стороны листочек теплый -как мама, а с другой холодный, как мачеха в сказке «Золушка», злая.

- А чем же полезен этот цветок? (Лечат им кашель, заваривают и пьют как чай.)

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

- Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)

- Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют - малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т. д.)

- Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)

- Что готовят из ягод? (Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)

- Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа)

- А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)

- Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян? (Делают отвары, настои)

Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.

А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.

 

3. Виртуальная Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.

Ребята, скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки - в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни — осенью. (Дети рассказывают и объясняют.)

4. Правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)

Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)

Потому, что обсохшие от росы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от росы растениями во время сушки и хранения?) Такие растения не вы сушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете?)
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему?) Потому, что на солнце они сгорят или пере сушатся и полезных веществ в них не останется.

Ребята, а как мы узнаем, что растения сгорели или пере сушились на солнце?

Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для дальнейшего размножения.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.

- Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу. Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций), а это — растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.

И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается.

Есть такая профессия - фармацевт. А кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Все лекарственные растения продаются в аптеке, где их и покупает ваша мама.

Итог занятия: Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у нас (наших фармацевтов.) Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: