ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
художественно-эстетической направленности
«Краски»
для детей младшего и среднего школьного возраста 8-10 лет (младшая группа) и 11-14 лет (средняя группа)
.
Срок реализации: 3 года
Разработчик дополнительной
образовательной программы:
Учитель изобразительного искусства
Азизова Ирина Октябрьевна
С. Новоселово.
Г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа, разработанная на основе программы Б.М. Неменского ИЗО 1-8 классы на 34 годовых часа. М. «Просвещение», 2011 год.
Целью дополнительногопреподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формированиехудожественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
Задачами курса являются:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
|
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 3 лет обучения.
В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает развитие на кружковых занятиях.
|
Эта программа рассчитана на учащихся начальной школы и среднего звена, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Программа поможет решить различные обучающие задачи: развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознано использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Предполагаемый срок реализации дополнительной образовательной программы «Краски» 3 года.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
Программа предусматривает достижение трёх уровней результатов
Первый уровень результатов (1 год обучения) Младшая группа | Второй уровень результатов (2 год обучения) Старшая группа | Третий уровень результатов (3 год обучения) Старшая группа |
· освоение детьми основных правил изображения; · восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; · умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; · навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; · умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; · обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием | · способность к художественному познанию мира; · приобретение опыта творческого выполнения задания; · желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; · формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников | · умение осознано использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; · умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; · развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности; · стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения; · активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; · формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; · умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; · умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности |
|
Занятия проводятся в классе. Продолжительность занятий строится из расчёта младшая
группа (8-10 лет) - 34 часа (1 час в неделю); старшая группа (11-14 лет) - 34 часа в (1 час в неделю).
По ходу занятий обучающиеся обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
Формы работы:
ü Свобода в системе ограничений, когда четкое выполнение практических задач предполагает возможность для проявления творчества.
ü Метод диалога, в котором учитель и ученик собеседники. В результате, которого мы приходим к созданию у каждого ребенка своего художественного образа.
ü Использование приемов сравнений и ассоциаций. Все это способствует поддержанию не только высокого интереса учащихся на протяжении всего урока, но и большой работоспособности.
Формы обучения:
· индивидуализированные формы учебной деятельности:
o консультация,
· формы взаимодействия:
o групповые соревнования,
o диспуты;
o игры.
Сроки и формы контроля
Итоги занятий будут представлены в форме отчётной выставки.
Развитию школьников способствует выделение их в творческую группу и работа по индивидуальным заданиям, привлечение к разработке конкурсных работ, участие в предметных олимпиадах и фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Проект творческой группы «К 50-летию полета Гагарина в космос»
Контроль поставленных задач, методов и приемов стали:
· успешное формирование у детей умения выдвигать нестандартные идеи и ассоциации; находить необычные ответы; грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных ситуациях.
· учащиеся эмоционально раскрепощены и активны в демонстрации своих работ. Они умеют: работать группами, находить необходимую информацию; отстаивать свою точку зрения и уметь убеждать других, а так же умеют выявлять пробелы в своих знаниях при решении поставленной задачи; ставить цели и планировать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, а также готовы к творческому риску и принятию любых фантастических идей.
· способность обучающихся быстро и легко переходить от одного явления к другому, гибкость и оригинальность мышления и самое главное – способности презентовать свою работу.
· у детей вырабатывается свой собственный стиль, о чем свидетельствуют рисунки детей, представленных на мини - выставках.
· тесная взаимосвязь семьи и школы помогает мне создать единую систему педагогического воздействия на каждого ребенка и добиться положительных результатов воспитании и обучении. Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного курса в форме индивидуальных бесед, тематических встреч, родительских собраний. Индивидуальные достижения учащихся фиксируются после каждого занятия.
· организациия мероприятия по своему предмету (ко «Дню Матери», «К 50-летию первого полета в космос», «Новый год», «Рождество», «Моя семья», «Экология и мы» и т.п.). Совместно с учителями ШМО, на протяжении нескольких лет провожу мероприятия по искусству в ходе методической недели. Мои ученики постоянные оформители школьных праздников, вечеров.
· призовые места в районных и областных конкурсах детского творчества и рисунка.
Охват учащихся кружковой деятельностью.
Диагностика охвата обучающихся МКОУ «Новоселовской средней школы» в кружковой деятельности показала, что за три учебных года количество учащихся, задействованных в кружковой работе, возросло в два раза. Так, в 2012-2013 учебном году 17 участников, а в 2014-2015 году уже 36.
Активное сотрудничство с МОУ ДШИ, ДДТ, принимаем участие в конкурсах рисунков:
Районный конкурс «Новогодняя игрушка» 2013 г.; Приложение № 13А- заметка в газете.
районный тур областного фестиваля «Простой карандаш»2013г.,
районный художественный конкурс «Золотая осень»- 2013-2015гг.,
районный тур областного конкурса «Родное слово» 2015г.,
районный конкурс «Рождество» 2013-2015 гг,
районный конкурс «Зеленая планета»2014г.,
районный конкурс «Экология и МЫ» 2013-2015г.
Диаграмма участия детей в районных и областных конкурсах
3.Учебно-тематический план
Учебно-тематический план
№ П/п | Темы | 1 год | 2 год | 3 год | всего |
Живопись | |||||
Графика | |||||
Скульптура | |||||
Аппликация | |||||
Бумажная пластика | |||||
Работа с природными материалами | |||||
Организация и обсуждение выставки детских работ | |||||
Итого |
Содержание изучаемого курса.
Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета и зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения него ахроматической шкалой(насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ароматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы – цветов, веток, фантастических фигурок.
Графика
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкого искусства. Выразительность линий, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о котрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев,веток, объектов природы и быта, насекомых. Тканей.
Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластических, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими матералами – углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати не картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.) Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание, и т.д.) со скульптурными материалами – глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов прдавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
Аппликация
Первый год обучения. Работа с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых световых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получение симметрических форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склейвание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй г од обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).