Отличие мышления от остальных психических процессов




Содержание

 

Введение

1. Виды мышления

1.1 Наглядно-образное мышление

1.2 Абстрактно-логическое мышление

1.3 Отличие мышления от остальных психических процессов

2. Развитие мышления в онтогенезе

2.1 Подход Пиаже

2.2 Подход Выготского

3. Теория поэтапного формирования умственных действий

Заключение

Список использованной литературы

 


 

Введение

 

На протяжении многих столетий способность человека мыслить являлась предметом пристального внимания всех ученых. До сих пор человечество не разгадало всех тайн этого процесса.

Любая деятельность, даже самая обыденная, связана с мышлением. Приведем простой пример, двум школьника дают одну и ту же задачу. Одному из них понадобится минут 15-20 на решение, а другому - значительно больше. Так почему же они не смогли решить данную задачу одновременно? Все дело в том, что у школьников по-разному развито умение мыслить. Одни владеют им лучше, а другие хуже.

Однако, чем же является мышление само по себе?

Мышление - это процесс отражения объективной деятельности, составляющий высшую степень человеческого познания. Оно является одной из функций мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Мышление оперирует понятия для раскрытия отношений между объектами и выявления связей между ними.

Мышление человека, его интеллектуальные способности развиваются и совершенствуются. В психологии традиционно проблему развития и совершенствования того или иного психического феномена рассматривают в двух аспектах: филогенетическом и онтогенетическом.

В данном реферате мы рассмотрим последний аспект, то есть развитие мышления в онтогенезе.

 


 

Виды мышления

 

Как уже писалось ранее, мышление - это процесс отражения объективной деятельности, составляющий высшую степень человеческого познания. Оно состоит из различных мыслительных операций. Очевидно, что элементарный мыслительный процесс у ребенка не идет в сравнение со сложными мыслительными операциями взрослого ученого.

В психологии принято различать наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление. Эту классификацию называют классификацией по генезису. Все эти виды мышления тесно взаимосвязаны. Так же в некоторых источниках приводятся и другие классификации: по характеру решаемых задач - теоретическое и практическое; по степени развернутости - дискурсивное и интуитивное; по степени новизны и оригинальности - репродуктивное и продуктивное (творческое); по типу познания - эмпирическое и вербальное; по средствам мышления - наглядное и творческое; по степени рефлексии - интуитивное и рациональное.

Рассмотрим подробнее наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление.

 

Наглядно-образное мышление

мышление личность умственный психический

Наглядно-образное мышление - это вид мышления, который характеризуется опорой на различные виды и образы, возникающие у человека при решении определенной поставленной задачи.

Человек оперирует наглядными образами, которые встречались ему ранее и, накладывая на определенные действия или слова, складывает целостную картину происходящего.

Чаще всего такой вид мышления используют дошкольники. Для них не обязательно знать, что это за объект, его название и описание. Достаточно потрогать его, увидеть своими глазами. Некоторые психологи считают, что данное мышление также свойственно творческим людям - художникам, поэтам и другим.

 

Абстрактно-логическое мышление

 

Абстрактно-логическое, или отвлеченное, мышление - это вид мышления, основанный на выделении человеком связей между предметами и отвлечении от других, несуществующих объектов или предметов.

Данный вид мышления начинает развиваться у детей после 7 лет. Он характерен для взрослых, которые, в отличии от детей, мыслят рационально. Им необходимо понять сущность объекта, найти его определение, понять значение, а не просто увидеть и потрогать, чтобы иметь о нем представление. Тем не менее, с помощью абстрактно-логического мышления можно представить себе любой объект, даже если ты его никогда не видел в жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что чаще всего люди комбинируют эти два вида мышления для получения полной информации об объекте или предмете. Каждый из них дополняет друг друга и помогает лучше решить поставленную задачу или представить, узнать объект или предмет.

 

Отличие мышления от остальных психических процессов

 

Мышление тесно связано с другими психическими и познавательными процессами. Так чем же мышление отличается от восприятия, воображения или памяти, например?

В восприятии содержится только то, что воздействует на органы чувств. Иногда могут возникать иллюзии, но все они будут основываться на восприятии обстановки органами чувств. Мышление же всегда полностью опирается на действительность. Важным его качеством является конкретика.

Теперь сравним мышление и воображение. Результатом мышления является мысль, к которой пришёл человек, а результатом воображения – образ. Также мышление способствует познанию действительности, окружающего мира. Воображение же часто не имеет отношения к реальности, порой даже противопоставляется ей. При чем дальше воображение уйдёт от реальности, тем лучше. С мышлением все наоборот, оно приближенно к реальности и основано на ней. А значит это абсолютно разные процессы.

Память, в отличии от мышления, - это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации, полученной органами чувств, без какого-либо изменения. Мышление наоборот замок порождает мысль или изменяет уже полученную информацию путём добавления к ней новых деталей и суждений.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: