Проект «Развитие мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»




По срокам: долгосрочный: 2 года.
По видам деятельности: творческий, практико-ориентированный.
Актуальность проекта
Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования
при поступлении в школу. У ребенка должна быт сформирована готовность к
поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребенка
грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными
навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные
процессы. Все это необходимо развивать в дошкольном учреждении.
Достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук
дошкольника.
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев
рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и
мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать
маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие
мышцы организма.
Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.
1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые
необходимы ребёнку в повседневной жизни.
2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических
процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания
и речи.
3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей
готовности к обучению ребёнка в школе.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким
последствиям для малыша:
·отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
·сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе:
ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп
обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
·недостаточное развитие творческих способностей, мышления и
внимания;
·неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и
писать цифры или буквы;
·если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не
может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает

Цель проекта: создание условий для развитие мелкой моторики у детей
дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.
Задачи:
· Использовать разные виды детской деятельности;
·Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития
мелкой моторики;
·Развивать мелкую моторику рук;
· Психические познавательные процессы (память, мышление,
воображение, речь, восприятие);
·Формировать волевые навыки:
·Воспитывать умение работать в коллективе;
·Формировать положительные эмоции.
Данный проект рассчитан на два года и охватывает детей старшего дошкольного
возраста.
Объект исследования: мелкая моторика рук.
Предмет исследования: влияние разных видов детской деятельности на
развитие мелкой моторики рук.
Описание проекта
Особенность развития мелкой моторики рук
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш
рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять
ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере
взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится
рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты
ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители
занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли
упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (5–6 лет)
В 5–6 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только
самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему
крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового
только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо
владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на
подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого
возраста. Не стоит путать, в 5 лет никто не заставляет кроху писать целые слова
или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным
выше, стоит подключить новые:
·игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти
упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки
или предметы;
·работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски,
затем геометрические фигуры;
·аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной
плоскости, работать с клеем и салфеткой;
·рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки
готовят руку малыша к письму.
Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет
В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и
интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают
соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала,
способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все
упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно
поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой
моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев
к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень
медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.
Подготовить ребенка к школе помогут такие занятия:
·физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук,
пальчиковые игры, пальчиковый театр;
·мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по
инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
·конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики
заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только
мелкая моторика, но и фантазия;
·прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные
фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься,
совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских
методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме
и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения.
Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:
Игровая деятельность
·Пальчиковые игры и упражнения;
·Массаж кистей рук и пальцев;
·Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
·Игры с верёвочкой, шнуровку.
Продуктивная деятельность
·Лепка, аппликация, рисование;
·Раскрашивание;
·Вырезание ножницами;
Познавательно-исследовательская

·Конструирование из лего-конструктора;
·Конструирование из бумаги;
·Конструирование из природного материала;
·Графические упражнения, штриховки;
·Собирание конструкторов и мозаик


Существуют средства развития мелкой моторики рук:

· Пластилин

· Крупа, бусы, пуговицы

· Песок, вода

· Бумага

· Карандаши, счётные палочки

· Прищепки, шнурки

· Природный материал

· верёвки, ткани,Нитки,


Методическое и материальное обеспечение проекта
Реализация проекта зависит от методического обеспечения. Для работы
с детьми дошкольного возраста необходимо подготовить материальную
среду, которая бы содержала основной материал, который будет
использоваться в работе с детьми.
В первую очередь необходимо подготовить:
·Дидактические игры со шнуровкой;
·Пальчиковые игры;
·Книжки-раскраски;
·Шипованные (массажные) мячики;
·Разные виды конструктора.
Следует изготовить разные виды театра: театр «топотушки», пальчиковый
театр, театр на палочке.
Для развития мелкой моторики необходимы материалы: пластилин,
соленое тесто, ножницы, цветная бумага, фломастеры, карандаши, ручки.
Широко можно использовать природный и бросовый материал: шишки,
пуговицы, крупы, семена и семечки, прищепки, трубочки из-под сока.
Следует подготовить картотеку пальчиковых игр и упражнений,
художественных произведений для показа театра, комплексы самомассажа.
Для того, чтобы использовать данный материал в работе с детьми
необходимо подобрать ряд психолого-педагогической литературы:
Целевая группа: дети старшего возраста (5-7л.)
Исполнители: воспитатель, педагоги.

Партнеры: Партнерами по реализации проекта являются родители. Они
являются активными его участниками.

Этапы работы по проекту:
Подготовительный этап: подготовительный с 01.09.2017г. по
31.12.2017г.
·Изучение методической литературы по данному вопросу;
·Изучение взглядов ведущих психологов и педагогов;
·Определение видов деятельности, наиболее эффективных для развития
мелкой моторики рук;
·Создание предметно-развивающей среды (создание Центра «Познавай-ка» и
насыщение его наглядным, практическим, художественным материалом);
·Разработка перспективного плана для работы с детьми, родителями,
воспитателями.
Основной этап: деятельностный с 01.02.2018г. по 01.05.2019г.
·Реализация перспективного плана для работы с детьми, родителями,
воспитателями.
·Накопление материала по проекту: конспектов мероприятий, создание
дидактических игр, творческих альбомов;
·Оформление выставок.
Заключительный: итоговый с 02.05. 2019г. по 31.08.2019г.
·Подведение итогов по реализации проекту;
·Представление опыта педагогической общественности;
·Публикация материалов;
·Участие в конкурсах;
Ожидаемые результаты
·Максимально использовать разные виды детской деятельности;
·Создана развивающая предметно-пространственная среду для развития
мелкой моторики;
·Развита мелкая моторика рук;
·Развиты психические познавательные процессы (память, мышление,
воображение, речь, восприятие);
·Сформированы волевые навыки:
·Воспитано умение работать в коллективе;
·Развита эмоциональная сторона ребенка;

Перспективный план с детьми по развитию мелкой моторики рук 2017-2018г.

месяц Тематика работ  
Январь   Выкладывание из счётных палочек «Ёлка», «Ёлочный шар».
    «Шаловливый котенок». Сматывание и разматывание клубка ниток.
    Лего-конструктор «Дом будущего», «Робот».
    Пингвин на льдинке- пластилинография
    Игры со штриховкой.
    Раскрасим силуэт, картинку.
    Разучивание пальчиковых игр «Снежок», «Дом».
февраль    
    Разучивание пальчиковых игр на тему посуда
    Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур»
    Самомассаж пальчиков рук «В гости к пальчику большому».
    Конструирование из бумаги способом оригаими кораблик, будёновка
    Бежит кораблик по волнам-- пластилинография
    Составление из геометрических фигур «Домик», «Цыпленок».
    Выкладывание из палочек «стакан», «тарелка».
март    
    Рисование крупами.
    Дидактические игры с прищепками «Художник», «Одень дерево».
    Раскрасим силуэт, картинку.
    Разучивание пальчиковой игры «Много мам на белом свете».
    «Вытрим наши ручки». Собираем платок в кулачок одной руки, а потом другой.
    Сухой бассейн.
    Игра «Шнуровки».
Апрель    
    Самомассаж с использованием массажных мячиков.
    Выкладывание из палочек очки, ракета
    Разучивание пальчиковых игр «Ракета», «Моя семья», «Гномики», «Ботинки».
    Работа с трафаретами. Обведи изображение и заштрихуй.
    Пластилинография-Лунтик
    Игры с мелким конструктором.
    Дидактическая игра «Собери картинку» (разрезная картинка из 6-8 частей)
май    
    Конструирование из бумаги «Цветок»,
    Самомассаж пальцев рук при помощи грецкого ореха.
    Сухой бассейн, найти предметы в коробке с фасолью.
    Пластилинография- Проснулись жуки, червячки и другие насекомые.
    Выкладывание цветов из геометрических фигур.
    Обследование руки


Перспективный план с детьми по развитию мелкой моторики рук 2018-2019г.

месяц Тематика работ  
сентябрь   Работа с карандашом по клеткам в тетради
    Обследование руки детей
    Пальчиковая гимнастика- повтор знакомых
    Выкладывание фигур из счетных палочек
    Штриховка «Листья клена».
    «Дорожка в лес», выкладывание дорожки из семян арбуза
    Песочная терапия.
Октябрь   Игра «Шнуровки».
    «Тарелка с фруктами»-пластилинография
    Работа с природным материалом.
    Пальчиковая гимнастика:-с зубными щётками
    Игры с лего-конструктором «Вертолет», «Грузовая машина»;
    Игры с грецкими орехами «Однажды пошел гялть орех».
    Грибы-грибочки выросли в лесочке- лепка
Ноябрь   Работа с карандашом по клеткам в тетради-графический диктант
    Игры: «Нанизывание бус, пуговиц»,
    Рисование крупой - Медвежонок
    Настольные игры «Пазлы», «Мозаика».
    Игры с прищепками
    Выкладывание из палочек «стакан», «тарелка». Самомассаж с использованием массажных мячиков.
декабрь   Разучивание пальчиковой игры «Зима», «Новый год».
    Работа с карандашом по клеткам в тетради-графический диктант
    Сухой бассейн
    Снеговик-пластилинография
    Дорисовка до образа.
    Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Дом», «Овощи».
    Изготовление пальчикового театра «Теремок».
январь   Выкладывание фигур из счетных палочек
    Игры из мелкого конструктора, строителя: «Дом и ворота», «Елочка».
    Разучивание пальчиковых игр «Снежок», «Дом».
    Ёлочка пушистая- пластилинография
    Работа с карандашом по клеткам в тетради-графический диктант
    Выкладывание из крупы снеговика, деда Мороза.
    Конструирование из бумаги
февраль   Дидактическая игра «Чудесный мешочек», распознавание предметов на ощупь.
    Игра «Шнуровки».
    Работа с карандашом по клеткам в тетради-графический диктант
    Настольные игры «Мозаика», «Пазлы».
    Игры с крупами «Выложи по образцу», «Подводный мир»;
    Игры с крупами «Выложи по образцу», «Подводный мир»;
    Игра с резиночками
март   Игра «Собери бусы на нитку».
    Работа с трафаретами. Обведи изображение и заштрихуй.
    Цветок для мамы- пластилинография
    Игры с прищепками
    Выкладывание из арбузных семечек
    Пальчиковая гимнастика с платочками
    Работа с карандашом по клеткам в тетради-графический диктант
апрель   Разучивание пальчиковых игр «Ракета», »Птичий двор»
    Массаж кистей рук и пальцев.
    Работа с карандашом по клеткам в тетради-графический диктант
    Аппликация «Петушок»
    Массаж грецкими орехами.
    Космос-пластилинография
    «Продолжи узор», «Дорисуй»
май   Игры с бусами.
    Самомассаж с использованием массажных мячиков.
    Пальчиковые игры- повтор знакомых
    Нарисуй по клеткам цветы и заштрихуй.
    Настольные игры «Мозаика», «Пазлы».
    Обследование руки детей

 

План работы с родителями на 2017-2019г.

Январь·Мастер-класс «Использование техники
«пластилинография» в работе с детьми старшего
дошкольного возраста»;

Февраль
·Открытая НОД на тему: «Нетрадиционные
техники аппликации, как средство развития
детского творчества»;

Март
·Консультация на тему: «Использование
пальчиковой гимнастики для развития мелкой
моторики рук детей дошкольного возраста»;

Апрель
·Практический семинар на тему: «Развитие
мелкой моторики рук детей дошкольного
возраста посредством использования
нетрадиционной техники аппликации».

Май

·Мастер-класс на тему: «Использование
природного материала в работе с детьми
дома».

 


2018-2019г. Сентябрь
·Родительское собрание: «Путешествие в
страну знаний»

Октябрь
·Выставка детских рисунков и поделок «Здравствуй-осень золотая!»

Ноябрь

· Практический семинар на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Декабрь
·Конкурс «символ года»;

Январь
· Информационная папка для родителей

Тема: «Как подготовить ребёнка к школе» (развиваем пальчики)

Февраль

· Консультация для родителей

Тема: «Игры на развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи»

Март
·Международный день семьи - выставка
детских рисунков «Моя семья»;

Апрель
·Викторина «День Космонавтики»;
Открытое занятие для родителей

 

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей дошкольного
возраста

Упражнения для 4–5 лет.
1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в
виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать
пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые
линии, волны.
3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по
контуру простые геометрические фигуры.
4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее
сложить лист бумаги А4.
3. Упражнения для 5–7 лет.
1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать
человека.
2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно
указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять
секунд.
3. Вырезать из квадрата круг.
4. Вырезать и наклеить изображения.
5. Воспроизвести пальчиковую игру.
6. Заштриховать изображение.
7. Сложить бумагу пополам, гармошкой, по диагонали.
8. Выложить изображение из крупы, семян.
Заключение
Работа по проекту позволяет увидеть, что использование с детьми
дошкольного возраста разных видов деятельности способствует развитию
мелкой моторики руки.
Систематическая и планомерная работа, использование разных
приемов и средств, форм работы, эффективно помогает развить мелкую
моторику и благотворно влиять на развитие познавательных процессов и
связной речи, что способствует формированию навыка овладения письмом.
На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников
развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется
словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности
Использованная литература
1. https://zhdumalisha.ru/rebenok/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-deteydoshkolnogo-vozrasta.html#i Развитие мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста
2. https://fb.ru/article/164137/vidyi-detskoy-deyatelnosti-v-detskom-sadu-igrakak-veduschiy-vid-deyatelnosti Виды детской деятельности в детском
саду. Игра как ведущий вид деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: