Теория игр - это метод моделирования воздействия принятого решения на конкурентов. Теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Эта информация важна, поскольку позволяет руководству учесть дополнительные переменные или факторы, могущие повлиять на ситуацию, и тем самым повышает эффективность решения
Теорию игр можно рассматривать как новый раздел оптимизационного подхода, позволяющего решать новые задачи при принятии решений.
В теории используются следующие понятия:
игра - упрощенная формализованная модель реальной конфликтной ситуации. Математически формализация означает, что выработаны определенные правила действия сторон в процессе игры: варианты действия сторон; исход игры при данном варианте действия; объем информации каждой стороны о поведении всех других сторон. Выигрыш или проигрыш сторон оценивается численно, другие случаи в теории игр не рассматриваются, хотя не всякий выигрыш в действительности можно оценивать количественно;
игрок - одна из сторон в игровой ситуации;
стратегия игрока - правила действия игрока в каждой из возможных ситуаций игры. Существуют игровые системы управления - системы, процесс управления в которых рассматривается как игра;
платежная матрица - матрица эффективности, матрица игры. Она включает все значения выигрышей (в конечной игре).
Рассмотрим пример игры. Пусть вы имеете всего три варианта стратегий в условиях конкуренции S1, S2 и S3 (например, выпускать в течение месяца один из трех видов продукции). При этом ваш конкурент имеет всего два варианта стратегий С1 и С2 (выпускать один из двух видов своей продукции, в каком-то смысле заменяющей продукцию вашей фирмы). При этом менять вид продукции в течение месяца не можете ни вы, ни ваш конкурент.
|
Пусть и вам, и вашему конкуренту достоверно известны последствия каждого из собственных вариантов поведения, описываемые таблицей:
Таблица
C1 | C2 | |
S1 | -2000 | +2000 |
S2 | -1000 | +3000 |
S3 | +1000 | +2000 |
Цифры в таблице означают следующее:
Вы несете убытки в 2000 у.е., а конкурент имеет ту же сумму прибыли, если вы приняли стратегию S1, а конкурент – С1.
Вы имеете прибыль в 2000 у.е., а конкурент теряет туже сумму, если вы приняли S1, против С2.
Вы несете убытки в 1000 у.е., а конкурент имеет ту же сумму прибыли, если ваш вариант S2 оказался против его варианта С1 и так далее.
Предполагается, что обе стороны имеют профессиональную подготовку в области теории игр и действуют разумно, соблюдая правила – вариант поведения принимают один раз на весь месяц, не зная, что предпринял на этот же месяц конкурент. При этом каждый игрок добивается выигрыша, но не каждый может его добиться.
Варианты поведения игроков принято считать ходами, а множество ходов рассматривать как партию. Пусть партия состоит всего лишь из одного хода с каждой стороны.
Решение. Так как таблица известна и вам, и конкуренту, то можно промоделировать все рассуждения.
Вашему конкуренту вариант С2 явно невыгоден – при любом вашем ходе вы будете в выигрыше, а конкурент в проигрыше. Следовательно, со стороны вашего противника будет, скорее всего, принят вариант С1, доставляющий ему минимум потерь.
Теперь можно порассуждать за себя. Вроде бы вариант S2 принесет нам максимальный выигрыш в 3000 у.е., но это при условии выбора стратегии С2 вашим конкурентом, а он, скорее всего, выберет С1.
|
Значит наилучшее, что мы можем предпринять – выбрать вариант S3, рассчитывая на наименьший из возможных выигрышей – в 1000 у.е.
Введем теперь в рассмотрение несколько терминов теории игр.
Поскольку в таблице игры ваш возможный выигрыш всегда равен проигрышу конкурента и наоборот, то эту специфику отображают обычно в названии – игра с нулевой суммой.
Варианты поведения игроков-конкурентов называют чистыми стратегиями игры, учитывая независимость их от поведения конкурента.
Наилучшие стратегии для каждого из игроков называют решением игры.
Результат игры, на который рассчитывают оба игрока (в данном примере 1000 у.е. прибыли для вас или столько же в виде проигрыша для конкурента) называют ценой игры. Она в игре с нулевой суммой одинакова для обеих сторон.
Таблицу выигрышей (проигрышей) называют матрицей игры, в данном случае – прямоугольной.
Основные методы ситуационного анализа при принятии управленческих решений (метод кейсов, мозговая атака, производственное совещание, факторный анализ, многомерное шкалирование)
Кейс-метод. Пошаговый разбор ситуаций (кейс-метод) - эффективный способ анализа управленческих ситуаций. В этом случае предлагаемые ситуации должны быть близки к проблемам, с которыми менеджерам приходится сталкиваться в жизни. Навыки, полученные в результате анализа, могут пригодиться в дальнейшей практической деятельности.
|
Анализ состоит из четырех шагов:
1) индивидуальная подготовка анализа;
2) неформальное обсуждение отдельными группами;
3) обсуждение в аудитории;
4) обобщение результатов обучения в конце занятия.
Основные рекомендации при анализе кейса:
- прочитайте изложение ситуации быстро, практически просмотрите ее, попытайтесь ответить на вопрос: «О чем идет речь и какая информация требует анализа?»;
- прочитайте изложение ситуации очень внимательно и по ходу чтения выделите ключевые моменты;
- сформулируйте основные, по вашему мнению, проблемы, которые должен решить менеджер;
- прочитайте еще раз, выделяя необходимую информацию по каждой проблеме;
- продумайте набор рекомендаций, которые подкреплялись бы анализом данных, представленных в ситуации.
Результатами обсуждения должны служить ответы на следующие вопросы:
- кто в данной ситуации действующее лицо;
- каковы его (ее) цели (скрытые, явные);
- какие решения (скрытые или явные) я должен принять;
- каковы проблемы, с которыми я сталкиваюсь;
- какие возможности у меня есть и на какой риск я иду, будучи на месте главного действующего лица;
- какими данными для принятия решения я обладаю;
- какие альтернативные подходы к решению проблемы имеются?
«Мозговая атака». Метод «мозговой атаки» - один из основных, используемых в организации и проведении экспертиз. Значительная роль при осуществлении «мозговой атаки» принадлежит руководителю, возглавляющему заседание экспертной комиссии. В реальной производственной деятельности это может быть совещание, которое созвано руководителем для обсуждения той или иной возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие с целью выработки и принятия управленческих решений.
«Мозговая атака» в ситуационном анализе, как правило, состоит из двух туров. В первом туре происходит генерирование идей, а во втором - обсуждение выявленных идей, их оценка и выработка коллективной точки зрения.
Многомерное шкалирование. Избыток информации о факторах, определяющих развитие ситуации, нередко приводит к снижению качества проводимого ситуационного анализа. Основная задача метода многомерного шкалирования состоит в том, чтобы уменьшить число факторов, которые необходимо принимать во внимание при анализе и оценке ожидаемых изменений ситуации в результате тех или иных управленческих решений.
Исходной информацией при многомерном шкалировании могут служить оценка специалистами близости и различия различных вариантов развития ситуации. Они оцениваются с помощью различных значений показателей, характеризующих состояние ситуации. Исходное число предварительных частных критериев, как правило, превышает число действительно важных критериев.
Свое название метод многомерного шкалирования получил потому, что в результате преобразования исходной информации основные показатели, характеризующие изменение ситуации, оказываются оцененными по сравнительно небольшому числу факторов, измерены в сравнительно небольшом числе шкал. Каждый выделенный таким образом фактор получает со стороны специалистов, участвующих в проведении ситуационного анализа, содержательную интерпретацию.
Использование метода многомерного шкалирования способствует установлению наиболее существенных факторов, определяющих развитие ситуации.
Факторный анализ. В основе факторного анализа - предположение о том, что на основании статистических данных может быть получена аналитическая зависимость, отражающая степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию.
Факторный анализ решает задачи определения:
- факторов, необходимых для выявления всех существенных зависимостей, влияющих на развитие ситуации;
- коэффициентов (называемых иногда нагрузками), характеризующих влияние каждого из выявленных факторов на показатели, отражающие состояние и развитие ситуации.
Применение метода факторного анализа позволяет на основе обработки статистической информации классифицировать факторы на существенные и несущественные, основные и неосновные, внутренние и внешние.
Благодаря полученным при использовании факторного анализа результатам можно более обоснованно оценивать ожидаемые изменения ситуации при тех или иных ожидаемых изменениях факторов вследствие наметившихся тенденций либо управленческих воздействий, целесообразность которых устанавливается в процессе использования технологий ситуационного анализа.
Пример факторного анализа:
Формула себестоимости единицы продукции:
Себ-ть = v + , где v - удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции, C - общая сумма постоянных затрат за весь анализируемый период; Q - объем реализации продукции в натуральном выражении.
С помощью формулы (подстановки в нее значений в v, C и Q за базовый (предыдущий) и отчетный (последующий) периоды, можно оценить влияние этих трех факторов на изменение себестоимости единицы продукции.