ОРДЕНА, КАК ИХ СЛЕДСТВИЕ.




 

Еще в древности началась борьба за господство в странах Передней Азии, особенно в Сирии и Месопотамии, а также за овладение Египтом. Эти страны являлись одним из богатейших и культурных районов тогдашнего мира. Через них пролегали пути международной торговли. За господство в этих странах вели борьбу Византия и Иран, Иран и арабы, арабы и Византия. В конце XI века в борьбу вступили и феодальные государства Западной Европы.

Крестовые походы – это военно-колониальное движение западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья, продолжавшееся в течение почти двух столетий (1096 – 1270) под знаком борьбы христианства с исламом за «святые места»,они были направлены на освобождение Гроба Господня из рук неверных.

Предпосылки крестовых походов. Наименование крестовых походов в истории получили военно-колониальные походы западноевропейских феодалов в страны восточного Средиземноморья, а также в пределы земель принадлежавших западным славянам и прибалтийским народам. Крестовые походы в страны Восточного Средиземноморья, происходившие под видом религиозных мероприятий, оттуда и их название, начались в конце XI века и продолжались с перерывами до конца XIII века.

В крестовых походах принимали участие различные слои феодального общества. Наиболее крупные из феодалов – короли, графы и герцоги стремились путем захватов богатых земель расширить свои владения, увеличить доходы и усилить влияние в Европе.

Главную военную силу крестовых отрядов составляли отряды мелких феодалов-рыцарей. Основное средство производства в эту эпоху феодализма – земля оказалась на Западе к XI столетию поделенной между светскими и духовными представителями господствующего класса. Превращение же пожизненного бенефиция в наследственный феод привело к установлению определенного порядка наследования земли феодалами. Теперь она стала переходить от отца только к старшему сыну (право старшинства, или майорат). В результате этого в Западной Европе образовался многочисленный слой рыцарей, не имевших феодов и жаждавших как захвата и грабежа новых территорий, так и закрепощения живущих на них крестьян.

Кроме крупных и мелких феодалов, в крестовых принимали участие также и представители купеческой верхушки многих городов Генуи и Венеции, стремившихся к захвату территорий Передней Азии, и ликвидации торгового соперничества Византии и к укреплению своей роли посредников между Востоком и Западом.

Самую активную роль в крестовых походах играла римская католическая церковь, являющаяся крупнейшим феодальным собственником и заинтересованная в военно-колониальном движении. В силу тех же причин, что и остальные крупные феодалы. Но у церкви имелись еще и свои особые интересы. Ко времени первого крестового похода западная и восточная церкви окончательно отделились друг от друга. С этого момента стремление западной церкви подчинить себе восточную составляло один из главных пунктов в реакционной теократической программе папства, желавшего поставить власть римского папства выше всякой иной светской и духовной власти. Удачные походы на Восток католической церкви рассчитывали также увеличить количество епархий (церковных областей, обязанных уплачивать ей десятину) и повысить таким путем свои доходы. Кроме того, уходившие в поход лица зачастую жертвовали свои сбережения церкви или отдавали под ее покровительство свое имущество. Богатства церкви после этого непрерывно росли.

В конце XI века духовенство начало усиленную проповедь походов на Восток и захвата Сирии и Палестины. Церковь призывала верующих к завоеванию Иерусалима (бывшего в руках у мусульман), где, согласно христианским легендам находилась гробница Иисуса Христа. Церковь выдвинула во время крестовых походов официальный лозунг: «Освобождение Гроба Господня». Действительные же причины восточного направления крестовых походов были иные. Европейца имели преувеличенное представление о легкости завоевания стран Восточного Средиземноморья, раздробленных на ряд феодальных владений - сельджуйские эмираты непрерывно враждовали друг с другом. В тяжелом положении в это время находилась Византия, которую со всех сторон враги, захватывавшие ее владения. Она была вынуждена обращаться к Западу за помощью. Главное же, в Европе существовало издавна сложившееся убеждение относительно «сказочных» богатств Востока, стоявшего по своей материальной и духовной культуре значительно выше Запада.

Многочисленные богомольцы (паломники), отправлявшиеся в Иерусалим на поклонение «Гробу Господню» и купцы, торговавшие со странами Передней Азии, бывшие в городах Византии, Сирии и Палестины, неизменно удивлялись красоте и изяществу зданий и храмов, изобилию богатых лавок и рынков и всевозможных на Западе товаров. Возвращаясь на родину, купцы и паломники приносили с собой рассказы не только о пальмах Йерихона, водах Иордана и о «Гробе Господнем», но и восторженные отзывы о богатствах Востока. Так в Западной Европе складывалось мнение о заморских странах, полных изобилия, которые не только выгодно, но и не трудно завоевать.

 

Сложившаяся в конце XI века на Ближнем Востоке обстановка благоприятствовала осуществлению этих захватнических планов. Турки-сельджуки, завладев в 1055 году Багдадом и разгромив византийское войско в битве при Манцикерте в 1071 году захватили почти всю Малую Азию, а также Сирию и Палестину с Иерусалимом, где находились главные христианские святыни. Это до некоторой степени затруднило посещение паломниками «святых мест». Они в XI веке десятками тысяч притекали сюда изо всех стран Западной Европы. Турки обижали богомольцев, разграбляли торговые караваны и тем делали совершенно невозможными торговые сношения с Востоком.

Все это и дало духовенству повод призвать к походу для освобождения «Гроба Господня» от «неверных». Успеху этой проповеди способствовало обращение за помощью, исходившее от Византии. Испуганный император Константинополя обратился к западным христианам с просьбой оказать ему помощь в борьбе с неверными. Он думал нанять на западе солдат и воспользоваться ими для отвоевания потерянных азиатских областей.

Цели и участники крестовых походов. Крестоносное движение охватило первоначально не только феодалов, но и широкие слои населения. Сотни тысяч народа богатого и бедного, и князей и простолюдинов откликнулись на этот призыв. В нем участвовали массы крестьян, а также купечество северо-итальянских городов-республик. Вдохновителем и духовным вождем крестоносцев являлось католическое духовенство во главе с папой.

Естественно, что побудительные мотивы и цели каждой из этих социальных групп феодального общества были разными, хотя их всех объединял один лозунг – освобождение христианских святынь. Для крупных феодалов и рыцарства главным мотивом была нажива, захват земель и богатой добычи. Крупные сеньоры стремились создать на Востоке самостоятельные княжества, а участвовавшие в походах монархи западных государств – колониальные владения. Многочисленное рыцарство надеялось получить в завоеванных странах земельные лены. Духовенство ожидало доходных церковных должностей и богатых приходов. Папство, выступая в роли единого руководителя, преследовало цель укрепить сое верховенство не только над католической церковью, но и над всеми западными государствами, а также распространить влияние римского престола в странах недавно обособившегося восточного православия. Уже папа Григорий VII планировал поход для освоения «святых мест» и предполагал на этой основе объединить православие с католицизмом. Папство надеялось также на успех католической миссии в мусульманских странах. Немаловажную роль играли и фискальные соображения – пополнить казну за счет богатых церковных владений на Востоке.

Для массы крестьян, страдавших от феодального гнета у себя на родине, уход «за море» в далекие страны давал надежду обрести свободу, избавиться от эксплуатации, может быть, и разбогатеть. Но, увы, эти надежды оказались тщетными, а последующие крестовые походы уже не вызывали среди бедноты прежнего энтузиазма. Потеряли свое прежнее значение и религиозные мотивы походов, выродившиеся в обыкновенные грабительские экспедиции.

В крестовых походах активно принимали участие крупные северо-итальянские города-республики – Венеция, Генуя. Пиза и другие, которые стремились укрепить свои позиции в торговле с Востоком, захватить базы и создать колонии в Восточном Средиземноморье.

Рыцари охотно собирались в далекий путь. Борьба с неверными соответствовала их идеалам, предвкушение битв разжигало их воинственный пыл, а отдаленные неизвестные страны и опасные путешествия будили в них неутомимую страсть к приключениям. Дома эти солдаты уставали от праздности, погибали от скуки и часто томились в безвыходной нужде. Многие совершенно запутались в долгах, а между тем, папа освобождал всех крестоносцев от долговых обязательств. Таким образом, погоня за богатством, которое сулили неизведанные страны, нужда и запутанные денежные обстоятельства играли немалую роль в увлечении рыцарства крестовыми походами. Но, кроме того, не нужно забывать, что средние века были веками пылкой веры, и многие из крестоносцев, одушевленные действительной набожностью, желали искупить свои грехи тягостными и опасными и опасными походами.

Рыцари снаряжались в поход так, как будто они и не рассчитывали на возвращение. Они везли с собой все свое имение, оружие, утварь вели всю свою челядь. Их палатки блистали золотом, в обозе они везли все свои драгоценности. За обозами тянулись певцы, шуты, музыканты и скоморохи, развлекавшие во время остановки все рыцарское общество. Войска нарастали, как снежная лавина, потому что по дороге к ним присоединялись все новые и новые отряды.

Крестовые походы и захват большей части побережья Восточного Средиземноморья образовались четыре государства крестоносцев: Иерусалимское королевство в Южной Сирии и Палестине, графство Триполи на сирийском побережье, княжество Антиохское в Северной Сирии и графство Эдесское в Верхней Месопотамии.

В государствах крестоносцев были заведены порядки, господствовавшие на родине большинства из них – во Франции. Феодальное обычное право получило здесь письменную фиксацию в так называемых «Иерусалимских ассизах», являвшихся как бы конституцией иерусалимского королевства. Отношения между феодалами строились на основе ленной зависимости. Крестоносцы подвергали местное население жестокой эксплуатации. Крестьяне облагались тяжелыми оброками в размере от 1/3 до ½ урожая, местами существовали и барщинные повинности. Коренное население неоднократно поднимало восстания против пришлых угнетателей. Крестоносцам с трудом удавалось удерживать власть над мусульманским населением. В то же время им приходилось напрягать силы для обороны своих весьмя уязвимых владений, растянувшихся более чем на тысячу километров с севера на юг. Чтобы иметь постоянную военную силу для оборонительных и наступательных войн, были созданы духовно-рыцарские ордена тамплиеров (храмовников) и госпитальеров (иоаннитов). Позже возник еще и Тевтонский орден, объединявший немецких рыцарей. (XII-XIII века) Членами этих орденов были рыцари, жившие по особым монашеским обетам.22 Тамплиеры носили белые плащи с красным крестом; госпитальеры – красные плащи с белым крестом; у тевтонских рыцарей был белый плащ с черным крестом. Члены ордена давали монашеские обеты (нестяжание, отказ от имущества, целомудрие, повиновение), носили схожие с монашеским одеяния, а под ними военные доспехи.

Члены орденов всегда были готовы к войне с «неверными». В распоряжении рыцарей находились слуги, которым отводилось низшее место в ордене. Во главе ордена стоял «великий магистр», подчинявшийся непосредственно папе. Ордена пользовались большими привилегиями и со временем превратились в богатейшие корпорации, владеющие землей и недвижимой собственностью. Тамплиеры, например, занимались ростовщическими операциями и располагали огромными денежными средствами.

Рыцарские ордена возникли как классовые феодальные организации, непременным условием вступления в них была принадлежность к феодальному классу, в некоторые рыцарские ордена принимались только представители родовой феодальной знати. Наибольшее распространение и значение ордена получили в период феодальной раздробленности, являясь одной из форм ополчения феодального класса в целях удержания в повиновении эксплуатируемого крестьянства и осуществления военных захватов. В XIV-XV веках некоторые ордена учреждались государями, превращавшими их в орудия укрепления своей власти (Орден Подвязки, учрежден английским королем Эдуардом III в 1350, орден Золотого руна, учрежден бургунским герцогом Филиппом Добрым в 1429 году и др.). большое распространение получили: орден Иоаннитов (1113), орден Тамплиеров (1118), Тевтонский орден (1128). Позже в Испании действовали ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантаре. В Прибалтике известен орден Меченосцев и Левонский. Организационно они строились на основе строгой иерархии, возглавляемой выборным магистром, утверждаемым папой римским. При магистре действовал капитул (совет), с законодательными функциями.

Значение крестовых походов. Наиболее важным крестовых походов для Западной Европы был западноевропейскими странами торговых путей по Средиземному морю, которые ранее находились в руках у Византии и стран Восточного Средиземноморья. А то обстоятельство, что торговые пути по Средиземному мору попали в руки западноевропейских купцов, сильно способствовало их торговли с Востоком, сыгравшей в экономическом развитии западноевропейских государств большую роль. Северо-итальянские города получили в этой торговле первенствующее значение, так как Византия, разгромленная в результате четвертого крестового похода, уже не могла с ними соперничать. Это имело большое значение для более быстрого роста северо-итальянских городов и облегчило возникновение в них ранних ростков капиталистических отношений.

На Востоке крестоносцы познакомились с шелководством, новыми земледельческими культурами (не известными до тех пор на Западе), рисом, арбузами, лимонами и фисташковыми деревьями. Именно во время крестовых походов в Европе начали пользоваться ветряными мельницами, познакомились с их употреблением в Сирии. Встретив более высокую материальную культуру на Востоке, население Западной Европы научилось также изготовлению более тонких тканей, различной обработке металлов. Феодалы, побывавшие на Востоке, приобретали там более изощренные вкусы. Расширение же потребностей высших классов западноевропейского общества вело к усилению эксплуатации крестьян, а следовательно, и к их обострению классовой борьбы в Европе. Таковы были экономические и социальные последствия крестовых походов для западноевропейских.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: