Этапы школьной адаптации




Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж им. А.К. Савина»

Самокрутова Анна Сергеевна

Адаптация первоклассников в школе

РЕФЕРАТ

 

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс: 1, группа 11

 

Руководитель: Кедровских Т.С.

Основы проектной деятельности

 

 

Сатка, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4

Глава 1. 4

1.1 Трудности адаптации к школе у первоклассников. 4

1.2 Этапы школьной адаптации. 5

1.3 Факторы адаптации ребёнка к школе. 6

Глава 2. 13

2.1 Пути решения проблемы адаптации с точки зрения родителей. 13

2.2. Пути решения проблемы с точки зрения учителя. 15

Заключение. 17

Список литературы. 18

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Школа – это очень важный период, ведь именно в школьные годы ребенок приобретает знания и навыки, которые помогут ему добиться успеха во взрослой жизни, развить профессиональные, творческие и духовные качества.

Особенно важным в жизни любого школьника считается первый класс: ребёнок осваивает новую социальную роль ученика, дугой вид деятельности – учебный, а также у него меняется окружение и распорядок дня. Правильная адаптация ученика положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, помогает легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Но иногда даже у подготовленных детей возникают трудности с адаптацией к школе и учебному процессу. В последнее время проблема адаптации имеет высокую актуальность, поэтому я, как будущий преподаватель начальных классов, решила лучше изучить эту тему, чтобы понять, как помочь своим будущим ученикам привыкнуть к школе, а родителям – помочь своим детям в самый важный для них период.

Цель моей работы: изучить трудности адаптации ребёнка в школе.

Задачи:

1. Изучить литературу по заданной теме

2. Найти возможные способы решения проблемы.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Глава 1.

 

Трудности адаптации к школе у первоклассников.

Адаптация к школе – это процесс физического и психологического привыкания ребёнка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к школьному обучению.

Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых моделей поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых правил и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Привыкнуть к школе после детского сада бывает очень сложно практически всем, так как в дошкольное время от ребёнка не требовалось соблюдения особой дисциплины, иного распорядка дня, а занятия проходили в отличной от школьных форме – в игровой. Начало обучения предъявляет определённые требования к ребёнку, которые объединены в понятие готовности к школьному обучению. Наиболее важным показателем готовности является приспособление к школе. Это очень ответственный и значимый период в жизни первоклассника, так как меняется вся его жизнь и привычная обстановка: желания, интересы, общение со сверстниками и взрослыми – всё подчиняется школьным проблемам, которые влияют на состояние ученика.

Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки.

При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в 1 классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития.

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.

 

 

Этапы школьной адаптации

 

Школьная адаптация делится условно на три этапа (или фазы):


Ориентировочная фаза занимает 2–3 недели. Это самый «острый» и напряжённый период для ребёнка, настоящий стресс для организма.

Фаза неустойчивого приспособления начинается после «ориентировочной» и длится ещё 2–3 недели. Первые сложности позади, ребёнок уже начинает разбираться в школьной жизни, в новых правилах. Его организм испытывает меньший стресс.

Фаза относительно устойчивой адаптации начинается после фазы неустойчивого приспособления и может длиться от 5–6 недель до года. Достаточно распространены случаи, при которых ребёнок весь первый класс привыкает к школе, к усилившимся физическим, психологическим и интеллектуальным нагрузкам. Это – вариант нормы.

Родителям стоит учесть, что, даже если у ребёнка наблюдается высокая степень готовности к школьному обучению (то есть всё говорит о личностной и эмоционально-волевой готовности, хорошем интеллектуальном развитии), он всё равно будет проходить все фазы школьной адаптации. Это неизбежно. Просто тот первоклассник, чью школьную зрелость психологи оценили как высокую, пройдёт этот период легче, нежели дети со средним или низким уровнем школьной готовности.

 

 

1.3 Факторы адаптации ребёнка к школе

 

Первые месяцы учёбы школьнику предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с окружением и новые знания. Как быстро приспособится к школе ребёнок, зависит от разных факторов:

1. Особенности характера

2. Уровень сложности образовательной программы.

3. Обстановка в семье

4. Наличие сторонних стрессовых факторов

5. Степень подготовленности малыша к школе.

 

В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребёнку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию страхов и комплексов, низким отметкам и другим негативным последствиям.

Взрослым необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который очень важен для психического развития ребёнка.

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

 

Физическая готовность.

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

Уровень биологического развития:

1. Рост

2. Масса

3. Работоспособность;

4. Утомляемость;

5. Система условных словесных реакций;

6. Зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.

 

Состояние здоровья и анализаторных систем.

Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении.

Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

 

Общее физическое развитие определяется по наличию основных физических качеств:

1. ловкость;

2. скорость;

3. сила;

4. скоординированность движений.

 

Уровень развития основных видов движений:

1. бег;

2. прыжки;

3. наклоны;

4. приседания;

5. ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

1. держать ручку или карандаш;

2. проводить четкие линии;

3. перекладывать мелкие предметы;

4. складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

1. умываться;

2. чистить зубы;

3. мыть руки;

4. пользоваться туалетом;

5. одеваться;

6. застегиваться и завязывать шнурки;

7. следить за своим внешним видом;

8. пользоваться столовыми приборами;

9. убирать за собой посуду;

10. организовывать рабочее место;

11. собирать, складывать и убирать свои вещи.

 

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

1. важности быть здоровым;

2. необходимости беречь здоровье;

3. режиме дня;

4. значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

1. достаточный багаж знаний об окружающем мире;

2. умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;

3. любознательность, потребность в получении новых знаний;
уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;

4. наличие словесно-логического и образного мышления;

5. развитую речь, достаточный словарный запас;

6. сформированные сенсорные навыки;

7. устойчивое внимание;

8. крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

1. коммуникабельность;

2. стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними

3. дружеские отношения;

4. умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;

5. умение выслушивать собеседника;

6. готовность соблюдать очередь;

7. готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;

8. понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

1. радостное ожидание поступления в школу;

2. принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;

3. способность подчинять свои мотивы коллективным;

4. умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;

5. стремление преодолевать трудности;

6. стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;

7. сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;

8. присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

 

 

Глава 2.

2.1Пути решения проблемы адаптации с точки зрения родителей.

 

Поддержка родителей очень важна для ребёнка во время адаптации. Родителям, а также остальным членам семьи важно задаться вопросом: чем он может помочь своему чаду в такой непростой период?

 

Самое главное для мам и пап – не впадать в крайности, не пытаться сделать всё сразу и соблюдать баланс между школьными нагрузками и свободным временем ребёнка. У многих родителей появляется большой соблазн записать малыша ещё и в пару кружков или на секцию. Но делать этого не стоит. Да, очень хочется, чтобы дети росли всесторонне развитыми, но важно также, чтобы они оставались здоровыми, весёлыми, непосредственными, как это и свойственно детям.

 

Родителям нужно не забывать о том, что каждый малыш уникален, учитывать индивидуальные особенности именно своего ребёнка. Нуждается ли он в твёрдом контроле, или сам имеет достаточную мотивацию, чтобы быть первым учеником? Он стеснительный тихоня или смелый заводила, стремящийся к первым результатам во всём? Подходя к ребёнку как к личности с выраженной индивидуальностью, нужно внимательно выбирать и программу обучения. Сделать школьное обучение комфортным, радостным и интересным поможет система, учитывающая индивидуальные особенности ребёнка, такая как «Начальная школа XXI века». Ведь эта система особое внимание уделяет именно полноценному индивидуальному развитию ребёнка, его успешному усвоению знаний в привычном для него темпе и, как следствие, плавному вхождению в школьную жизнь.

Вырабатывая план действий на первый год обучения в школе, родителям стоит помнить про все три основные компонента адаптации.

Облегчить физиологическую адаптацию можно, если:

1. продумать и чётко прописать режим дня первоклассника;

2. укладывать его спать и звать за стол в одно и то же время;

3. гулять не менее 2,5 часа в день (в первом классе не задают уроков, и этим надо пользоваться!);

4. чередовать виды деятельности: после занятий – подвижные игры;

5. в школу давать ребёнку перекус (сок, фрукт, йогурт), это поможет

6. поддержать силы, если он устал к концу дня;

7. не оставлять на продлёнке – отдых дома куда полноценнее;

8. по возможности не отменять дневной сон.

 

Облегчить социальную адаптацию возможно, если:

1. научить ребёнка правилам общения с другими учениками в классе;

2. обратить его внимание на то, как важно быть вежливым;

3. обучать ребёнка самостоятельности: пусть он учится сам

4. собирать портфель, убирать за собой игрушки, выполнять задания (например, поделки к празднику);

5. отказаться от идеи критиковать учителя при ребёнке – это подрывает авторитет учителя.

 

Психологическая адаптация пройдёт легче, если:

1. привлекать ребёнка к процессу покупки тетрадок и книжек, организации рабочего места и т.п.;

2. стараться объяснять всё, что непонятно: задания, ситуации;
поддерживая малыша своей уверенностью в том, что у него всё получится, направлять на достижение хороших результатов;

3. обеспечить ему благоприятную психологическую обстановку в семье, надёжный тыл (а для этого родителям не нужно ссориться или резко менять устои семьи).

 

Любовью и заботой можно смягчить любые дискомфортные проявления адаптации. Именно родительское понимание и позитивный настрой помогут первокласснику в первые трудные дни и недели в школе.

 

2.2. Пути решения проблемы с точки зрения учителя.

 

Учитель является важнейшим звеном в адаптации ребёнка к школе. Именно о его подачи зависит дисциплина в классе, любовь ребёнка к учебному процессу, а также отношения с одноклассниками. Именно поэтому учитель должен знать, как правильно организовать работу на первых этапах пребывания детей в школе.

Чтобы обеспечить психологический комфорт ученика, учитель должен уметь уважать личное пространство своих воспитанников. Он должен быть способен оставить все свои негативные эмоции и в первую очередь показать детям понимание и сопереживание. Важно постараться посредством правильного поведения с детьми, создать атмосферу света в классе. Таким образом дети будут чувствовать себя в безопасности и знать, что школа и учитель – не враг.

Также необходимо общаться со своим классом: слушать детей на перемене, если они идут на контакт, рассказывать что-нибудь интересное по теме урока или из обычной жизни.

Поощрять даже маленькие успехи своих детей, а тем более свои. Случилось что-то счастливое – можно поделиться радостью с детьми, чтобы те могли увидеть в преподавателе пример искренности, открытости.

Различные форматы ведения уроков – хорошая возможность помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям. Интересная подача материала привьет ученику интерес к обучению, а это в свою очередь даст более быстрое протекание адаптации. Ученики могут выполнять домашние задания с помощью картинок, текстов книг, в роликах в интернете и учебниках. А уроки можно вести в виде игры (первое время), использовать яркий наглядный материал, интересно подать сложные темы.

 

Также, чтобы помочь детям сблизиться друг с другом, а также развить их кругозор, следует организовывать классные мероприятия: походы, экскурсии, пикники и поездки.

 

Во время перемен выплеснуть энергию и настроить учеников на процесс обучения помогут подвижные игры, а на уроках – физкультминутки.

 

 

Заключение.

Период адаптации – сложный период в жизни каждого первоклассника, но с правильной подготовкой, помощью со стороны родителей и учителя, ребенок способен быстро освоиться в столь непривычной для него среде.

 

Список литературы.

 

Журавлёва, О.Н. Как подготовить ребёнка к школе: Практические советы и рекомендации [Текст]. – ЛитРес, 2009. – 110с.

Гладко, М. Виды готовности к школе: Характеристика и критерии, 2017. https://pedsovet.su/metodika/6520_vidy_gotovnosti_k_shkole (Дата обращения: 27.09.2022)

Кузнецова, Д. Адаптация ребёнка к школе: Трудности периода, 2022. https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/adaptaciya-rebenka-k-shkole (Дата обращения: 28. 09. 2022)

Бабина, А. Как помочь ребёнку адаптироваться в новой школе, 2021. https://roditeli.maximumtest.ru/cards/kak-podruzhitsya-s-odnoklassnikami-i-naiti-druzei-v-novoi-shkole (Дата обращения: 28. 09. 2022)

Овчарова, Р. В. Советы родителям и рекомендации учителям по адаптации ребёнка к школе, 2018. https://kladraz.ru/sovety-dlja-roditelei/sovety-roditeljam-i-rekomendaci-uchiteljam-po-adaptaci-rebenka-k-shkole.html (Дата обращения: 28.09.2022)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: