Нравственность и мода в молодежной среде.
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида Мода. Как же она обманчива и иллюзорна, но какое при этом огромное влияние она оказывает на мировоззрение целых народов и эпох. То, что сегодня считает модным – уже завтра может превратиться в ненужное, чуждое. И речь идет не только о материальных вещах. Даже само опредение слова «мода» говорит само за себя. Мода (фр. mode, от лат. modus - мера, образ, способ, правило, предписание) - временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Стереотипы о моде навязываются нам с детства, формируя по чьему-то трафарету нас как личность. А затем, повзрослев, мы не понимаем, что мыслим и действуем по ранее привитой нам программе, хотя по сути эта программа чужда нашему естеству. Но с другой стороны - мы же люди, и многое в жизни зависит от нас самих, многое мы можем изменить, в том числе и наше восприятие мира и «реальности». Сегодня существует мода на материальное богатство, мода на крутое социальное положение, должность, мода на проживание в престижном районе города, страны. Но если глубже задуматься, ведь человек от этого не становится по-настоящему счастливым, хотя при этом он тратит большую часть своей жизни и драгоценного времени на достижение всего этого. Но история нам не раз показывала, что общество, идущее по такому пути, обречено на провал. Это может касаться и каждого индивида в отдельности. И сегодня многие люди начинают задумываться над тем: «А правильно ли мы живем? Те ли цели ставим перед собой в жизни? И теми ли принципами пользуемся в каждодневном выборе?»… Ведь достигнув одного, нам непременно хочется ещё лучшего и обязательно лучше, чем у соседа. И так без конца и без края. И человек все равно остаётся неудовлетворен в непомерных амбициях своего Эго. От того и чувствует себя несчастным. Осознавая эти простые слова, люди всё чаще приходят к мысли, что есть в жизни более важные ценности, которым и стоит отдавать свое предпочтение в каждодневном выборе – это нравственность и духовность. Это просто понять, проведя очень простой эксперимент.
|
Проживите хотя бы один день в своей жизни так, как если бы Вы руководствовались своими самыми лучшими качествами, пребывая в самом лучшем расположении духа, что называется по совести. Только постарайтесь это сделать по-настоящему с полной отдачей. А затем посмотрите на реакцию окружающих, как к Вам стали по иному относится люди – коллеги, родные, случайные знакомые.
Видя такой контраст в восприятии мира, разницу в общении и отношениях с другими людьми, любой человек уже не захочет возвращаться к прежнему, поскольку начнет на каком-то интуитивном уровне понимать, что именно так и должно быть. И это действительно так, поскольку культурно-нравственные ценности вечны и мода на них существует всегда!
22. Нравственность и наука.
Наука тесно связана с развитием нравственности, зависит от моральных ценностей и императивов разных эпох, в свою очередь мораль зачастую регулируется и даже определяется наукой. Научное знание, выясняя, что возможно и что невозможно в действительности, намечает границы и ориентиры познания, границы дозволенного и недозволенного, тем самым осознается область реальных возможностей человека, совершенствуются критерии нравственного выбора. Таким образом, наука есть не только производство знаний, но и выработка определенных этических норм. В научном сообществе сложилась в течении времени своя система моральных норм. Основные нормы этики ученого носят всеобщий характер- это честность, справедливость, добросовестность, кроме того можно выделить и специфические требования научной этики. Несмотря на тесное взаимодействие науки и нравственности в истории культуры, немало и свидетельств тому, что пафос и величие задач науки могут нередко служить оправданием для вещей бесчеловечных, поэтому неизбежно встает вопрос о нравственной ответственности ученого. Цели науки не всегда являются нравственными и далеко не всё, что может сделать наука, морально допустимо. Не только цели научного исследования сегодня должны соизмеряться с важнейшими нравственными ценностями, это касается и используемых наукой средств. Нравственный императив «цель не оправдывает средства» должен стать основой деятельности настоящего современного ученого. Таким образом, ученый несет большую ответственность как за цели и средства, так и за социальные последствия своей деятельности. Проблема взаимоотношения науки и нравственности приобрела в наше время особую актуальность. Современная наука, включив в сферу своего исследования особые объекты, затрагивающие человеческое бытие, уже не может быть «ценностно-нейтральной», она уже не только допускает, но и требует включения нравственных императивов и ценностей в деятельность ученого (в постановку проблем, целей и задач исследования, использование определенных средств исследования, в апробацию итогового результата и т.д.). В ходе современной исследовательской деятельности ставится задача гуманитарной, социальной экспертизы научных программ, которая позволит науке не только развивать человеческое познание, но и благотворно влиять на жизнь человека и природы.
|
|
23. Взаимоотношения искусства и морали
Весьма тонкими и многообразными являются взаимоотношения искусства и морали. И в морали, и в искусстве центральным является человек в его общественных отношениях, человек как общественное существо. Это сближает их друг с другом. Но если искусство рассматривает человека во всех его многообразных связях с другими людьми и с природой, то мораль выделяет лишь одну сторону этих отношений -нравственные отношения. И в морали, и в искусстве вырабатывается определенный идеал, с позиций которого оцениваются действительность и сам человек. Но критерием оценки действительности в искусстве является эстетический идеал, а в морали — этический идеал. Поскольку эти идеалы в искусстве и морали определенного класса формируются на одной и той же социальной основе и пронизаны одним мировоззрением, постольку они соответствуют друг другу, т. е. то, что мораль признает благом, искусство изображает как прекрасное. Но если они формируются на различной социальной основе, то между ними могут иметь место противоречия и даже антагонизм. Искусство и мораль близки по своим функциям. Они играют огромную роль в формировании духовного облика человека и тем самым служат интересам данного общества или класса. Но если мораль формирует нравственные качества личности, то искусство, способствуя формированию нравственных качеств, не ограничивается этим.
Взаимосвязь морали и религии.
Религию часто рассматривают как основу морально-нравственных норм. Научные исследования эту точку зрения, скорее, опровергают. Моральные нормы человечества формировались независимо от религии. Существует два подхода возникновения. Согласно первому — именно религия способствовала формированию морали и нравственности, согласно второму — она возникла параллельно с появлением представлений людей о том, что такое хорошо и что такое плохо. То, что религия толкает людей на достаточно расточительные поступки вроде строительства гигантских соборов и пирамид, еще не аргумент против ее биологической природы. Альтернативный взгляд на проблему появления религии таков: вера человека в сверхъестественное действительно имеет биологическую природу, однако мораль и нравственность тут ни при чем. Религиозные культы могли возникнуть параллельно морали, а их влияние на представления человека о нравственности связано просто с тем, что дающая ответы на почти все вопросы религия никак не смогла бы обойтись без рассмотрения этических задач. В частности, исследователи указывают на ряд научных работ, в которых предлагались модели, позволяющие объяснить появление морали процессами, никак не связанными с религиозностью. Наличие таких очевидных свойств психики, как память и способность узнавать других индивидов, приводит к тому, что аморальное поведение становится невыгодным. Окружающие запоминают тех, кто постоянно обманывает, после чего они попросту теряют доверие. Именно ради регуляции межличностных отношений могло совершенствоваться умение правильно предсказывать поведение других. Опыт говорит, что задолго до появления религиозности возникли как минимум зачатки морали. Накопленные этнографами, антропологами, культурологами и религиоведами материалы, скорее, свидетельствуют о том, что религия действительно возникла параллельно с моралью, но не способствовала становлению нравственных норм напрямую. Все предпосылки к вере в сверхъестественные силы и выполнению религиозных предписаний были заложены еще до появления первых культов, а альтруистическое поведение имеет не только культурную, но и биологическую природу.