Объем и структура государственного сектора экономики




Государственное и

Муниципальное управление

очная форма обучения,

группа 209

Пушкарёва А.О.

Проверил:

Азанова Н.Н.

Тюмень 2012

 

Регистрационный номер Дата

________________ _______________2012г.

 

Регистрационный номер (кафедра) Дата

________________ ________

 


Содержание

1. Введение……………………………………………………...…………………3

2. Объекты, субъекты, принципы и цели экономической политики……….….5

3. Объем и структура государственного сектора экономики…………………10

4. Механизм функционирования государственного сектора экономики…….13

5. Эффективность регулирующей функции государственного сектора……..18

6. Заключение…………………………………………………………………....21

Библиографический список………………………………………………….…22

 

Введение

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является егороль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитиесвоего рынка и расширение экономики. Во всех экономических системах государство регулирует экономику.Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется внамного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика. В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

2. Объекты, субъекты, принципы и цели экономической политики

Государственное регулирование экономики обращено на всю систему народного хозяйства и поэтому носит системный характер. Государственное регулирование экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство. Указанная системная целостность регулирования заключена в поддержании определенных (упорядоченных), соответствующих интересам общества, экономических отношений.

Основными субъектами государственного регулирования экономики (или государственной экономической политики) являются совокупность носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носителями экономических интересов являются социально-профессиональные, демографические, территориальные группы населения, которые отличаются уровнем и структурой своих интересов. Так, экономические интересы молодых семейных пар отличаются от интересов пенсионеров и др. Особенностью реализации интересов их носителей состоит в необходимости адекватных организационно-политических форм их выражения.

Выразители экономических интересов - это профессиональны союзы, политические партии, союзы промышленников и предпринимателей, комитеты защиты прав потребителей, творческие союзы (союз композиторов, художников, журналистов, писателей и др.), религиозные организации, независимые организации граждан по различным интересам. Способ выражения интересов субъектов экономической жизни общества меняется вместе с трансформацией общественной жизни и зачастую из-за ее неразвитости носит непоследовательный характер, зависит от субъективных устремлений исполнителей интересов. Из истории России известно, что стремление Ивана IY заменить наместников выборными посадских и крестьянских миров, то есть ввести самоуправление, не встретило поддержки со стороны многих миров из-за их неразвитости. Напротив, в XXI веке спустя почти 500 лет под предлогом незрелости носителей своих интересов вместо прямых выборов исполнителей интересов (главы субъектов федерации) вводится режим утверждения назначенцев.

Развитость субъектов экономических интересов проявляется в разнообразии форм их выразителей и исполнителей. Это происходит в частности на основе расщепления функций исполнителей интересов. Так, в странах с давними демократическими традициями (Германия, Швейцария) наряду с исполнителями экономических интересов в лице государственных органов управления существуют самостоятельные публично-правовые институты, которые ведают вопросами страхования, развития больничных касс, общественного транспорта и др.

Исполнители экономических интересов в классическом виде представлены тремя ветвями органов власти: законодательной, исполнительной, судебной, которые действуют в соответствии с организационно-политическим устройством государства. В Российской федерации исполнители экономических интересов действуют на федеральном, региональном и муниципальном уровне. На всех уровнях функционирования власти действуют также общественные и иные консультативные органы, например, общественные палаты при разных ветвях власти. На принятие решений в области экономической политики косвенное влияние оказывают средства массовой информации, экспертные советы (например, при определении уровня тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства) и другие субъекты социально-экономической жизни. Различные способы общественного действа (сайты и блоги, заявления, публикации, демонстрации, забастовки, обращения в суды, в том числе в международные судебно-правовые организации) способны оказать влияние на принятие решений по тем или иным интересам.

Объекты государственного регулирования экономики - условия и явления экономической жизни общества в социально-экономических группах населения, на отдельных территориях, в отраслях и видах экономической деятельности. Экономические проблемы, возникающие в звеньях экономической системы и не разрешаемые автоматически механизмом рынка, могут быть разделены на проблемы микроэкономики, то есть домохозяйств и проблемы макроэкономики, то есть экономической системы в целом. Но между ними не существует непроницаемая стена, например, фирма или домохозяйство не в состоянии брать кредит под высокий процент, а в масштабе народного хозяйства из-за указанных неприемлемых условий останавливается градообразующее предприятие со всеми вытекающими последствиями в виде безработицы, падения уровня жизни, обострения социальной и криминальной обстановки и т.д.

Цели государственного регулирования экономики (ГРЭ) являются одновременно функцией актуальности экономических проблем и располагаемых ресурсов для их решения. В качестве значимых целей ГРЭ следует рассматривать:

- благосостояние общества, экономическую и социальную стабильность;

- преобразование структуры народного хозяйства и выход, но «новые технологические рубежи»;

- преодоление экономических, социальных и региональных диспропорций, задающих новые траектории развития;

- снижение имущественного неравенства до границ различия в эффективности производства отраслей, территорий, профессий;

- создание благоприятной атмосферы для инвестиционного процесса как условия экономического роста;

- достижение естественного уровня безработицы;

- повышение роли среднего и малого бизнеса в экономическом развитии, и укреплении существующего строя;

- формирование человеческого потенциала;

- решение проблем демографического характера через удовлетворения потребностей в жилье;

- создание условий экономически безопасного проживания населения.

Система отраслей народного хозяйства, размещения в совокупности регионов страны, а также социально-экономические процессы, протекающие на микро- и макро уровне экономике составляет объект государственного регулирования. К числу основных объектов ГРЭ относятся:

- структура народного хозяйства по отраслям, регионам, воспроизводству;

- занятость, трудовые отношения и социальная защита населения;

- инвестиции и подготовка кадров, НИОКР;

- социальная сфера и уровень жизни;

- инфляционные явления;

- платежный баланс и внешне экономическая деятельность;

- состояние решения экологических проблем;

- структура собственности.

Все объекты ГРЭ распределены на микро уровне (домохозяйства) как физические, экономические единицы и фирмы - юридические лица и макро уровне, где происходит создание и распределение совокупного общественного продукта.

В системе ГРЭ активная, преобразующая роль принадлежит субъектам государственного регулирования. Все субъекты экономической политики от отдельного домохозяйства до международного валютного фонда являются носителями, выразителями и исполнителями их экономических интересов. Различные социальные группы как субъекты ГРЭ отличаются друг от друга по видам деятельности, доходам, месту проживания, статусу и др., представители социальных групп вступают в различные общественные отношения с государственными учреждениями, проводящими экономическую и социальную политику.

Вместе с тем носители экономических интересов могут воздействовать на государственную экономическую политику через политические партии, профсоюзы, союзы предпренимате6лей, которые являются выразителями экономических интересов. Такие субъекты ГРЭ как законодательные, исполнительные и судебные органы выступают исполнителями интересов социальных, профессиональных, экономических групп общества. В Российской Федерации экономических интересов различных общественных групп являются: Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, Конституционный Суд и соответствующие региональные органы власти.

 

 

Объем и структура государственного сектора экономики

В России федеративное устройство государства определяет структуру субъекта и объекта общественного сектора экономики. Объект государственного сектора - это общественный сегмент хозяйства страны, а его субъект - дифференцированные по уровню федеральные власти, которые совместно проводят государственную экономическую политику. В состав объекта государственного сектора входят: земельные участки, федеральные, республиканские и муниципальные предприятия внутри страны и за рубежом, ресурсы шельфа и морской экономической зоны страны, доли капитала акционерных компаний, государственные финансы, культурные и исторические ценности, государственные банки, золотовалютные резервы.

Цели функционирования государственного и частного сектора принципиально различны, так как первый ориентирован на создание продукта безотносительно к затратам и выгодам и может воспроизводить свою деятельность за счет налогов, а второй вынужден будет покинуть рынок, если его производство не обеспечивает прибыль. Государственный сектор экономики является продуцентом и поставщиком дешевого сырья и услуг: транспорта, почты и некоторых услуг телеграфной связи, образования и подготовки кадров, здравоохранения, мероприятий по охране окружающей среды. При этом возможные убытки такой деятельности покрываются за счет средств государственного бюджета.

В периоды экономического подъема наблюдается сокращение пространства государственного сектора экономики, ряд производств приватизируется с целью повышения конкурентоспособности отрасли, выручки средств для развития более значимых видов экономической деятельности. Так, правительство Дании в 2002 - 2004гг. проводило приватизацию (49% акций) государственного нефтегазового концерна Доng, 25% акций Почты Дании и др. Целью такой приватизации является получение дополнительных средств для государственной поддержки научных исследований фундаментального и прикладного характера.

Масштабы государственной собственности не тождественны всем ресурсам, образующим объект государственного сектора. В смешанной экономике объем государственного сектора превосходит долю государственной собственности, так как в дополнение к собственности государства оно является субъектом распорядителем государственного бюджета, достигающего 50% от ВВП. Поэтому мера влияния государственного сектора на регулирующие возможности государства превосходит долю государственной собственности.

В состав государственного сектора экономики России входят предприятия и организации со 100% федеральной собственности, а также акционерные общества, где доля государства не ниже 25% уставного акционерного капитала. Правомочия предприятий и организаций государственной собственности по поводу владения пользования и распоряжения объектами федеральной собственности носят ограниченный характер. Они распространяются на процессы хозяйственного ведения и оперативного управления с целью эффективного и обозначенного использования располагаемых ресурсов. Управление государственной собственностью в РФ структурно распределено по уровням государственной власти и носит независимый друг от друга характер.

Регулирующее влияние государства на экономический процесс через правомочия собственности осуществляется как непосредственно, так и опосредованно через формирование и использование государственных финансов. Так государственные заказы, налогообложение прибыли предприятий частного сектора опосредованно вовлекают их в общественный сектор.Непосредственное регулирование экономики государство ведет через структуру государственной собственности, в виде функционирующих предприятий федерального, регионального и муниципального управления. Наибольшими правомочиями по объектам государственной собственности на федеральном уровне располагает Правительство России в лице Федерального Агентства по управлению государственным имуществом, правомочия которого осуществляются по следующим направлениям:

- управление и распоряжение объектами федеральной собственности по критерию эффективности и соответствия использования;

- управление процессом приватизации;

- управление пакетами акций доли предприятий, принадлежащих государству;

- утверждение уставов, заключение и расторжение контрактов с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий;

В России отраслевая структура государственной сектора находится в значительном диапазоне: его доля в общем объеме производства в черной металлургии составляет 1,5% (для сравнения доля государства-29%), в транспортных перевозках-58%, услуг связи - 88%. В России, как и в других странах, актуальна проблема определения границ, сфер распространения государственной собственности критерия и показателей ее эффективности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: