Эффективность регулирующей функции государственного сектора




Эффективность государственного регулирования является актуальной как с практической, так и теоретической позиции. Поскольку цели ГРЭ могут приобретать форму целевых функций, то аналитическое их выражение позволяет найти их минимум или максимум. Основным критерием эффективности ГРЭ можно рассматривать агрегат в виде индекса человеческого развития: объем производства ВНП на душу населения, среднего возраста предстоящей жизни и уровень образования лиц старше 25 лет. К числу показателей эффективности ГРЭ относятся:

- соотношение программируемых и фактических показателей;

- сравнение показателей страны со схожими национальными экономиками;

- соотношение фактических и критических показателей социально-экономической безопасности страны.

Принципиальной особенностью функционирования объектов государственного сектора является то, что разнообразие их рыночного взаимодействия ограничено узаконенными обязательствами в интересах экономической системы в целом. Поэтому не прибыль и рентабельность являются основной целью функционирования предприятий государственной собственности, а степень удовлетворения соответствующих потребностей общества. Так, если для частного сектора деятельность в условиях неопределенности и риска несет в себе вероятность значительной прибыли, а также убытков, то предприятия государственного сектора ориентированы на предсказуемую деятельность, мотив прибыли носит второстепенный характер или вовсе не имеет места.

Регулирующая деятельность государства через государственный (общественный) сектор экономики опирается на недобровольное перераспределение в явной или скрытой форме созданного в обществе валового внутреннего продукта (ВВП). Образование финансовых ресурсов за счет налогов может служить в частности ряду социальных целей. Они могут принимать такие формы: фонды социального страхования по старости, фонды страхования здоровья и безработицы и др. Выплаты из названных фондов могут производиться без учета времени труда, размера заработка, то такие действия государства явно служат получению выгод одними группами населения и отрицательным последствиям для других.

Так, на величину пенсий по старости в России в настоящее время очень слабо или вовсе не влияет ни трудовой стаж, ни размер заработка. Такое положение является следствием двух обстоятельств. Первое заключается в том, что государство на фоне нынешней производительности труда и слабого регулирования экономики не располагает достаточными ресурсами для поддержания социального контракта между поколениями. Второе-Россия не ратифицировала женевскую конвенцию МОТ о том, что величина пенсии не должна быть ниже 40% от среднего заработка, сегодня она составляет лишь 25% от средней заработной платы. Перераспределительные действия государства ведут к увеличению расхождения полезности таких мер для различных групп населения.

Подобным намеренным действиям государства уравнительного характера можно дать оценку социальной и экономической эффективности. Социальная эффективность намеренных перераспределительных действий состоит в том, что они доставляют обществу определенную социальную успокоенность, уменьшается глубина дифференциация общества, ослабевает его межсоциальная конфронтация. С другой стороны намеренная перераспределительная политика формирует среди работников и предпринимателей формируется атмосфера асоциальности, нежелания поддерживать социальный контракт поколений. Последнее проявляется в отсутствии трудовых договорных отношений, двойная бухгалтерия в виде конвертной заработной платы и др. Социальная эффективность является инструментом упрощения условий функционирования власти и поэтому в большинстве случае разрушает экономическую эффективность.

Экономическая эффективность намеренных перераспределительных действий государства проявляется в следующем:

- Растет спрос на товары повседневного назначения узкого ассортимента и низких цен;

- Снижается стимулирующая роль стажа работы и размеров заработка в создании предстоящих условий;

- Незаинтересованность молодого поколения в совершении отчислений в пенсионный фонд;

- Сокращение налоговых поступлений (из-за теневой занятости).

6. Заключение В условиях тоталитарного государственного управления, по существу, парализуется рыночная система, и ликвидируются и важнейшие звенья:товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложные подобия рыночных связей. Например, вместо рынка средств производства организуется приказная система материально-технического снабжения. Начатый в нашей стране переход к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения. Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономической науки.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: