Оценка экономической безопасности.




С усилением процессов глобализации возрастают и угрозы экономической безопасности национальной экономики. Развитие экономических систем способствует усилению угроз экономической безопасности, а также увеличению объемов и разновидностей экономических преступлений.

Проблемы экономической безопасности, подходы к ее определению, формулированию как категории, ее содержание, механизм действия и взаимодействия с другими сферами общественной и социально-экономической жизни общества требуют очень точного исторического, научного, логического и классово-партийного подхода. Поэтому при научном подходе обращают особое внимание на философскую сущность экономической безопасности. Российский ученый К.К. Колин сформулировал шесть научных направлений в обеспечении безопасности, в частности экономической, а именно:

- формулировка экономической категории «безопасность»;

- роль социальных и гуманитарных факторов в новом качественном содержании категории «безопасность»;

- роль техногенных и экологических факторов как факторов риска в общественной жизни;

- роль человека в системе производительных сил, производственных и социальных отношений как основного фактора риска и основной движущей силы общественного и экономического развития;

- глобальные угрозы в современном обществе и их реальное влияние на безопасность, в частности на экономическую безопасность;

- необходимость прогнозирования будущих явлений и экономической безопасности.

Сущность экономической безопасности выражается в ее функциях, в которых можно точно увидеть ее место и роль в системе общественных, правовых и экономических наук.

Первоначальная и основная функция теории безопасности - познавательная. Эта функция предполагает необходимость постоянного исследования новейших процессов. Она включает в себя два аспекта:
Первый - раскрытие сущности и форм проявления безопасности, определение роли этих процессов в системе экономических, социальных и общественных отношений, установление прямых и обратных связей как в экономической, так и в других общественных системах. Второй аспект включает в себя не только исследование сущности экономических, социальных и других закономерностей в области безопасности, но и глубокое раскрытие механизмов и форм их проявления. Следовательно, при реализации этой функции решаются две взаимосвязанные задачи, а именно: дается формулировка и раскрывается содержание понятия «безопасность». Одной из существенных задач этой функции является изучение и описание системы противоречий в экономике и безопасности.

Прямое продолжение этой функции - практическая и классово-идеологическая функция.

Все это требует нового расширенного подхода к решению задач экономической безопасности, который включает в себя комплексное программно-целевое общественное видение проблем, где на первое место выходит роль человека не только как основного движущего субъекта развития производительных сил, но и как объекта системы безопасности.

В научной литературе экономическая безопасность обычно формулируется на основе качественного и количественного состояния экономики и институтов власти, через которые обеспечивается защита государственных интересов, интересов экономических субъектов, социальная стабильность и права граждан в рамках одного государства.
Для системы обеспечения экономической безопасности в США характерна конфиденциальность. Когда дело доходит до экономических преступлений, они предпочитают обращаться к негосударственным лицам – частным детективам из агентств или фирм. Частные детективы в агентствах чаще всего расследуют следующие виды преступлений: кража товаров и документов; подделка кредитных карт и платежных документов; взяточничество, финансовое мошенничество; компьютерные преступления; кражи со стороны сотрудников фирмы. Основными причинами не использовать государственные правоохранительные органы являются: маленький масштаб и степень нанесенного ущерба; очень высокие издержки.

Преступность в Турции

Значительную угрозу внутренней безопасности Турции представляет собой организованная преступность. Это комплексное явление, затрагивающее также интересы целого ряда стран Европы и США, где имеются значительные турецкие общины.

Выгодное географическое положение Турции на стыке Европы и Азии превращает её в важное транзитное государство для торговцев наркотиками, причём синтетические наркотики переправляются через территорию Турции из Европы в страны Ближнего Востока, а опиаты — из азиатских стран (в первую очередь, Афганистана) в европейские. Так, 80 % героина, поступающего на территорию Великобритании, проходит через территорию Турции. Турецкая полиция перехватывает больше наркотиков, чем какая-либо другая подобная служба в мире.

Курдская рабочая партия также участвовала в наркоторговле, используя средства, вымогавшиеся у наркокурьеров за право безопасного перемещения по подконтрольной курдам территории, для финансирования своей деятельности.

Вследствие довольно агрессивных мер, принятых турецкой полицией против наркоторговли, значительная часть маршрутов наркотрафика пошла через территорию Украины, однако турецкий маршрут (идёт от недостаточно эффективно охраняемой границы с Ираном до государств Балканского полуострова) продолжает оставаться одним из важнейших в мире. Кроме того, в окрестностях Стамбула и в провинции располагается ряд крупных лабораторий по производству героина, работающих на привозном сырье.

Последствия наркоторговли включают в себя определённый рост потребления наркотических веществ и населением самой Турции (подразумевающий и рост числа ВИЧ-инфицированных среди наркоманов), а также рост коррупции в государственных структурах, в том числе — на таможне.

По оценкам Торговой палаты Анкары, в 2017 году через руки мафии прошло свыше 60 миллиардов долларов, что сопоставимо с четвертью государственного бюджета Турции в тот год, причём количество денежных средств в «теневой экономике» имеет тенденцию к ускоренному росту. В самой Турции ОПГ проникли практически во все отрасли хозяйства и поделили доходы от рэкета между собой. Кроме рэкета и наркоторговли, нелегальные доходы поступают от торговли органами, угонов, контрабанды и тому подобного.

Турецкие (укомплектованные, в том числе, и турками-киприотами) и курдские ОПГ считаются одними из наиболее опасных криминальных структур в ФРГ, Великобритании, Швеции. Стремление расширить сферу своего контроля приводит турецких преступников к жестоким конфликтам с другими этническими ОПГ. Так, в первые годы XXI века в Великобритании шла борьба турецкой, курдской, албанской и пакистанской мафий за рынок героина, сопровождавшаяся многочисленными убийствами членов указанных группировок. Гангстерские войны шли и из-за определения сферы рэкета для каждой из них.

В Европе турецкая мафия занимается в основном контрабандой наркотиков и оружия (оборот может достигать суммы свыше 40 миллиардов долларов в год).

Вместе с ОПГ из России и Украины турецкие преступные элементы активно занимаются торговлей людьми, которая в основном представлена поставкой наложниц в страны Ближнего и Среднего Востока и проституток в Европу.

Особенное беспокойство вызывают поступающие сведения о том, что в настоящее время турецкая мафия пытается частично поставить под свой контроль аппарат исполнительной власти не только у себя на родине, но и в европейских государствах (к примеру, в Нидерландах). Проникновение в управленческие структуры протеже мафии означает эрозию суверенитета таких стран и подмену государственной власти влиянием криминальных группировок, которые, таким образом, создают сферу не только «теневой экономики», но и «теневой политики» — параллельную вертикаль власти для отдельных кварталов, в особенности — населённых мигрантами.

Как весьма сложные и до сих пор не до конца понятные могут быть охарактеризованы отношения между турецкой мафией, разведкой и экстремистами из организации «Серые волки». По некоторым данным, «Серые волки» сотрудничают с криминальными элементами (подобное взаимодействие, в частности, позволяет им иметь надёжный канал поставок оружия). При этом у них имеются и контакты с национальной турецкой разведкой МИТ, которая никогда не оставляет «Серых волков» без внимания и периодически использует для выполнения задач, способных дискредитировать государство, если таковое будет решать их самостоятельно (так, «Серые волки» участвовали в преследовании турецкой оппозиции и борьбе с курдами; кроме того, в 1990-е годы они осуществляли разведывательную и агитационную деятельность в России и странах СНГ с целью усиления там позиций пантюркизма).

Многие сотрудники турецких спецслужб легко находят общий язык с экстремистами на почве национализма и религиозных воззрений. С другой стороны, спецслужбы инфильтрированы и агентурой ОПГ, нуждающихся в инструментарии силовых структур и противозаконном покровительстве с их стороны для осуществления своих криминальных планов. Таким образом, не исключается существование симбиоза указанных трёх элементов, способных вместе заменить государственные интересы собственными.

Курдская мафия использует средства, вырученные от преступной деятельности, для спонсирования сепаратистов Курдистана, многие из которых базируются в районах расселения курдов на севере Ирака. В начале 1990-х годов этнический конфликт между турками и курдами возник уже на территории Германии. Кровавые уличные столкновения между бандами привлекли внимание правоохранительных органов, по сообщениям которых в стране находилось около 7 000 радикальных активистов курдских и турецких националистических группировок.

На основе экспертных оценок уровень коррупции в Турции может быть охарактеризован как высокий.

Коррупция оказывает заметное влияние на самые разные стороны общественной жизни. Согласно данным «Глобального барометра коррупции» (подготовленным «Transparency International») по мнению граждан Турции, наиболее парализованными коррупцией являются налоговые органы, судебная власть и система здравоохранения (4,2 балла по 5-балльной шкале, где 5 — максимальный показатель коррумпированности). Прочие сферы ненамного отстают от лидеров, имея показатели в диапазоне от 3,9 до 4,1.

Наиболее одиозные примеры взяточничества, создающего непосредственную угрозу безопасности государства, связаны с работой таможенной службы, сотрудники которой оказывают наркокурьерам содействие в провозе наркотических веществ, а также пенитенциарной системы, в рамках которой заключённые могут за плату получать средства мобильной связи, наркотики и огнестрельное оружие, что позволяет руководить криминальным бизнесом непосредственно из тюремных камер и устраивать в местах заключения локальные «гангстерские войны».

Коррумпированные чиновники из различных министерств и ведомств использовались международными террористами для обеспечения безопасного проживания на территории Турции и транзита через неё (к примеру, для проникновения в Афганистан).

По отдельным данным, мафией были легко подкуплены многие представители «светских» партий, тогда как о членах партий исламской ориентации подобных сообщений не поступало.

Высокий уровень коррупции создаёт турецкому государству дурную репутацию и является одним из препятствий, стоящих на пути вступления страны в ЕС.

Заключение

Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

Важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении Турции.

На данный момент туристическая страна переживает кризис, из-за сложившейся в мире ситуации.

Турецкая лира упала до рекордного минимума 4,03 против доллара на прошлой неделе, даже когда большинство валют на развивающихся рынках добились успеха. За спадом были опасения по поводу увеличения дефицита текущего счёта в стране и двузначной инфляции, которая, по словам турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, вызвана высокими процентными ставками, что противоречит традиционному экономическому мышлению.

Перспективная концепция развития, разработанная основателями федерации, имела существенное значение для успеха местной экономики и расширения экономических отношений с зарубежными странами.

 

Список литературы:

1. Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность: учебник и прак-тикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 675 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-09982-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429091 (дата обращения: 13.04.2020).

2. В.К. Сенчагов. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело,2005. - 896 с.. 2005

3. The Logistics Performance Index [Электронный ресурс]/ The World Bank. 2020. Режим доступа: https://lpi.worldbank.org/about(дата обра-щения: 14.04.2020).

4. Кузнецова Е. А. Конкурентные отношения и экономическая без-опасность государства // Современная конкуренция. 2007.

5. https://ac.gov.ru/files/publication/a/22280.pdf

6. https://mk-turkey.ru/economics/2018/03/28/peregrev-ekonomiki-turcii.html

7. https://iz.ru/tag/turtciia

8. https://yandex.ru/news/region/turkey

9. https://ria.ru/location_Turkey/

10. https://regnum.ru/foreign/near-east/turkey.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: