ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Основы безопасности труда» является социально-технической наукой, которая выявляет и изучает производственные опасности, профессиональные вредные факторы и разрабатывает методы их предотвращения или ослабления с целью устранения производственных несчастных случаев и профессиональных заболеваний работающих, аварий, пожаров, взрывов.
Основными объектами её исследования являются человек в процессе труда, производственная среда и обстановка, взаимосвязь человека с промышленным оборудованием, технологическими и вспомогательными процессами, организация труда и производства. Такое большое число объектов обеспечиваются при необходимом исследовании научных достижений многих отраслей значений: социально-правовых и экономических наук – конституция, трудовой кодекс Российской Федерации, микроэкономика, организация и оперативное управление производством и др.; медицинских наук – гигиена труда, производственная санитария, промышленная токсикология, физиология труда, психология труда и др.; технических наук – общие инженерные и профилирующие дисциплины, противопожарная техника, эргономика, промышленная эстетика и др.
Опираясь на выводы и рекомендации отраслей знаний, а также на знание фундаментальных наук таких, как физика, химия, математика (теория вероятности, математическая статистика, теория надежности и др.) охрана труда разрабатывает систему мероприятий постоянно повышающих уровень безопасности труда в различных отраслях производственной деятельности человека.
Методологической основой дисциплины «Основы безопасности труда» является научный анализ условий труда, технологического процесса, аппаратного оформления, применяемых и получаемых продуктов на возможность возникновения в процессе производства опасных и вредных факторов. На основе такого анализа определяют опасные участки производства, выявляют возможные опасные ситуации и разрабатывают меры их предупреждения и ликвидации.
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цель освоения учебной дисциплины
Целью дисциплины «Основы безопасности труда» является формирование у студентов системы знаний по основам организации безопасных условий труда персонала в организации, необходимых для принятия обоснованных решений в практике управления персоналом, выработки управленческих решений в сфере социально-трудовых отношений.
Задачи дисциплины:
– овладение знаниями рационального соединения техники, технологии, живого труда в безопасный трудовой процесс;
– овладение знаниями в области организации безопасных условий труда персонала на предприятии;
– освоение нормативной базы обеспечения безопасного труда, сохранения здоровья и работоспособности людей;
– формирование практических навыков оценки экономической и социальной эффективности управления персоналом;
– овладение практикой разработки локальных нормативных актов, регламентирующих организацию безопасных условий труда персонала на предприятии;
– освоение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
– знание законов о труде, иных нормативно-правовых актов социально-трудовой сферы для решения правовых вопросов трудовых отношений;
|
– экономический анализ показателей по труду, в том числе затрат на персонал.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
(связь с другими дисциплинами)
Дисциплина «Основы безопасности труда» относится к профессиональному циклу базовой (общепрофессиональной) части ООП. Дисциплина обеспечивает продолжение формирования знаний и умений студентов, полученных в ходе изучения следующих дисциплин: «Основы теории управления», «Основы кадровой политики и кадрового планирования», «Основы организации труда», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы управления персоналом», «Экономика и социология труда», необходимых для подготовки бакалавра управления персоналом.
Изучение дисциплины «Основы безопасности труда» позволит подготовиться к усвоению последующих профессиональных дисциплин, таких как «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Организационное поведение», Адаптация персонала», «Управление конфликтами в организации», «Формирование лояльности персонала».
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения учебной дисциплины
Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:
– способности находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовности нести ответственность за их результаты (ОК-9);
|
– знания и умения использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (OK-10);
– владения основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-23);
– знания основ политики организации по безопасности труда и умения применять их на практике (ПК-19);
– владением технологиями управления безопасностью труда персонала (ПК-21);
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Код компетенции | Составляющие компетенции | |
ОК-9 | Знания | законов развития экономических систем, основных положений макро- и микроэкономики |
Умения | применять экономические термины, законы и теории, рассчитывать экономические показатели | |
Владения | экономической терминологией, лексикой и основными экономическими категориями | |
ОК-10 | Знания | основных нормативных правовых документов основ кадрового, документационного, информационного, технического, нормативно-методического и правового обеспечения системы управления персоналом |
Умения | ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности | |
Владения | методами реализации основных управленческих функций в сфере управления персоналом | |
ОК-23 | Знания | основ управления поведением персонала (теории поведения личности в организации; теоретические основы, содержание и методы управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности (в том числе оплаты труда); этических норм деловых отношений, основ делового общения, принципов и методов организации деловых коммуникаций; сущность и методы управления организационной культурой; причин возникновения и методы управления конфликтами и стрессами в организации; основ управления безопасностью организации и ее персонала; управления дисциплинарными отношениями) |
Умения | разрабатывать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала | |
Владения | современными технологиями управлением поведением персонала (управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности; формирования и поддержания морально-психологического климата в организации; управления повышением этического уровня деловых отношений и эффективности делового общения; управления организационной культурой; управления конфликтами и стрессами; управления безопасностью организации и ее персонала; управления дисциплинарными отношениями) | |
ПК-19 | Знания | основ управления поведением персонала (теории поведения личности в организации; теоретические основы, содержание и методы управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности (в том числе оплаты труда); этических норм деловых отношений, основ делового общения, принципов и методов организации деловых коммуникаций; сущность и методы управления организационной культурой; причин возникновения и методы управления конфликтами и стрессами в организации; основ управления безопасностью организации и ее персонала; управления дисциплинарными отношениями) |
Умения: | разрабатывать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала | |
Владения | современными технологиями управлением поведением персонала (управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности; формирования и поддержания морально-психологического климата в организации; управления повышением этического уровня деловых отношений и эффективности делового общения; управления организационной культурой; управления конфликтами и стрессами; управления безопасностью организации и ее персонала; управления дисциплинарными отношениями) | |
ПК-21 | Знания | основ управления поведением персонала (теории поведения личности в организации; теоретические основы, содержание и методы управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности (в том числе оплаты труда); этических норм деловых отношений, основ делового общения, принципов и методов организации деловых коммуникаций; сущность и методы управления организационной культурой; причин возникновения и методы управления конфликтами и стрессами в организации; основ управления безопасностью организации и ее персонала; управление дисциплинарными отношениями) этических норм деловых отношений, основ делового общения |
Умения | разрабатывать мероприятия по оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала | |
Владения | -современными технологиями управлением поведением персонала (управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности; формирования и поддержания морально-психологического климата в организации; управления повышением этического уровня деловых отношений и эффективности делового общения; управления организационной культурой; управления конфликтами и стрессами; управления безопасностью организации и ее персонала; управления дисциплинарными отношениями) |
1.4. Основные виды занятий и особенности
их проведения
Основные виды занятий:
Лекции – мультимедиа технологии;
Семинарские занятия: дискуссии, диспуты, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов;
Практические занятия: разбор конкретных ситуаций, обработка тестов, деловые игры, практические задачи.